Функционирование информационных систем открытого типа основано на едином комплексе мер нормативного, организационного, методического, регламентного и технологического характера.
Западные страны уже приступили к формированию открытой модели контрольно-надзорной деятельности, предполагающей активное сотрудничество между государством в лице инспекторов и поднадзорными объектами. В рамках такой модели все участники этого процесса - работники, работодатели и инспекторы - преследуют общие цели соблюдения законодательства.
По данному направлению работ в ходе исследования проанализирована деятельность ведомств, ответственных за безопасность труда и соблюдение трудового законодательства, а также функционирования инспекций санитарно-эпидемиологического контроля, в странах занимающих ведущие позиции в рейтинге The Global Competitiveness Index за 2013 год.
Анализ включил в себя исследование методов и форм:
- информирования о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения законодательства;
- осуществления контрольных и надзорных мероприятий,
- оценки эффективности и результативности контрольных и надзорных мероприятий.
По итогам проведенного анализа подготовлены рекомендации по использованию зарубежного опыта в вопросах формирования эффективной инспекции труда и санитарного контроля.
Применение систем открытого типа в Сингапуре
Сингапур - флагман инновационного развития во всем мире. Это также относится и к системе контрольно-надзорных органов в сфере трудовых отношений.
Информирование населения осуществляется при помощи интернет-порталов, буклетов, тренингов и социальных сетей. Помимо этого, сингапурские власти предоставили множество возможностей, чтобы связаться с ними. На сайте министерства имеются разделы: вопрос-ответ, iSuggest (Интернет-предложение), сообщение в Министерство (этот раздел делится на подразделы, посвященные инцидентам, произошедшим на рабочем месте, вопросы по иностранным работникам, нарушениям Закона о занятости и нарушениям безопасности и санитарных условий на рабочем месте). Информация на сайте разделена на группы: существуют разделы для работников, работодателей [1].
Помимо множества интерактивных объектов на сайте, Министерство предлагает всем заинтересованным лицам скачать мобильные приложения: Snap@mom и Ergo@WSH.
Приложение Snap@mom является крайне полезным, т.к. основная идея состоит в том, чтобы все граждане, видя какие-либо нарушения в рамках законодательства, могли зафиксировать их и сразу передать в соответствующие органы. Все сообщения о нарушениях могут видеть только владельцы данного объекта и сотрудники Министерства.
Приложение Ergo@wsh имеет более узкое применение: наблюдение, анализ и предотвращение травм и заболеваний на производстве. Оно предназначено для ответственных за охрану труда на предприятии, санитарных и эпидемиологических инспекторов.
Власти Сингапура также выкладывают на сайт информацию об ответственных за несчастные случаи, произошедшие на работе. На сайте можно посмотреть статистику по профессиональным заболеваниям и перечень организаций, которым было постановлено прекратить свою деятельность или за которыми установлен специальный надзор. Таким образом, государство стимулирует бизнес следовать закону и поощряет компании, выполняющие данные требования.
Инспекторы труда надзирают за исполнением трудового законодательства, соблюдением административных правил и условий, установленных коллективными договорами. Отделение трудовых отношений и рабочих мест проводит регулярные проверки бизнес-учреждений, в том числе коммерческих и промышленных предприятий, для обеспечения соблюдения трудового законодательства и санитарных норм. Инспекция по охране труда проводит проверки, наблюдения рабочих мест, для того, чтобы убедиться, что на рабочих местах поддерживается приемлемый уровень безопасности и гигиены труда. Инспекция также расследует несчастные случаи.
Сингапурские власти сделали ставку не только на отличное информирование своих граждан об охране труда и санитарно-эпидемиологическом контроле, но и направили все свои силы на программу по предотвращению различных несчастных случаев, в результате которой был принят Акт об охране труда и учрежден Совет по охране труда. Акт об охране труда требует, чтобы предприятия сократили риски для людей. Соблюдение подзаконных актов требует от организаций проведения 2 типов наблюдения: медицинского и гигиенического мониторингов. В соответствии с правилами охраны труда работники, занятые в определенных опасных профессиях, должны пройти медицинский осмотр. Это гарантирует, что они пригодны и продолжают оставаться пригодным для такой работы. Инспекционная комиссия на предприятии должна состоять из представителей всех структур (топ-менеджеров, управленцев и работников). Результаты мониторинга рабочих мест должны повлечь необходимые меры, для защиты здоровья работников.
Применение систем открытого типа в Соединенных Штатах Америки
Соединенные Штаты Америки являются одной из наиболее востребованных экономических моделей в мире. Вопросами охраны труда в США занимается Министерство труда (Department of Labor). Оно имеет разветвленную структуру и затрагивает множество вопросов государственного регулирования в сфере труда.
Информирование рабочих и работодателей происходит через официальный сайт Министерства [2]. На официальном сайте публикуется вся информация о деятельности Министерства и необходимая информация для основных целевых аудиторий.
Каждый раздел имеет собственную структуру. Внутри каждого раздела находится подробная инструкция по решению вопросов, связанных с данной темой, выполненная в виде общих рекомендаций, плакатов, пояснительных путеводителей, электронных презентаций и законов, переведенных на несколько языков.
Помимо данных каналов передачи информации Министерство труда США также использует социальные сети для общения с гражданами и оповещения о новостях.
Непосредственными инспекциями в сфере охраны труда и санитарного контроля занимается Администрация по охране труда (Occupational safe and health administration). Администрация делает основной упор на соблюдение санитарных норм на производстве, предотвращении нарушения законодательства, а также занимается распространением информации, просвещением и информационной помощью работникам и работодателям.
Визиты инспекции могут проводиться без предварительного оповещения, также могут проводиться исследования по телефону или факсу. Основные поводы для проверки: надвигающиеся опасности, катастрофы, жалобы и обращения работников, целевые проверки на основе высоких показателей травмирования/уровня заболеваемости, статус постоянного нарушителя, а также мероприятия, проводящиеся по рекомендации инспектора.
На уровне штатов инспекцией занимается правительство штата. Инспекциями занимается подразделение труда и отрасли. Каждая задача поручается для выполнения одному или нескольким департаментам.
Применение систем открытого типа в Японии
Япония является одной из самых передовых стран мира, а ее уникальный опыт управления пытаются использовать во всем мире. Человек является одним из основных активов нации.
Регулированием сферы охраны труда и санитарно-эпидемиологического контроля занимается Министерство здравоохранения, труда и благосостояния (Ministry of health, labour and welfare) [3]. Министерство имеет разветвленную структуру.
Информирование о своей деятельности Министерство проводит через официальный интернет-портал и социальные сети, и выкладывая видео на Youtube.
Сфера контрольно-надзорных функций возложена на Бюро трудовых стандартов. Бюро трудовых стандартов осуществляет различные меры, направленные на создание и улучшение условий труда, в том числе соблюдение санитарных норм, обеспечение безопасности охраны труда рабочих и обеспечение соответствующей компенсации рабочим за несчастные случаи на рабочем месте.
Бюро осуществляет надзор и управление в сфере охраны труда для обеспечения законных условий труда (контроль соблюдения условий труда, предусмотренных в законе, контроль санитарного состояние объектов на производстве, расследования несчастных случаев, проведение статистических исследований и т.д.).
Применение систем открытого типа в Великобритании
В Великобритании вопросами охраны труда занимаются 3 органа власти:
- Департамент здравоохранения и безопасности (Health and safety executive);
- Орган лицензирования бригадиров (Gangmasters licensing authority);
- Налоговые и таможенные органы Ее Величества (Her Majesty's Revenue and Customs).
Департамент здравоохранения и безопасности занимается исключительно вопросами здоровья и безопасности рабочих [4]. Департамент подотчетен Министерству по вопросам работы и пенсий (Department of Work and Pensions), выполняет контрольно-надзорные функции и помогает рабочим и работодателям. Департамент децентрализован и наблюдает за соблюдением законов с помощью локальных подразделений.
В основном власти Великобритании делают ставку на местные органы власти. В Великобритании существует 400 органов местного самоуправления, которые могут исполнять контрольно-надзорные функции в области охраны труда.
Все контрольно-надзорные органы имеют каналы оповещения работников и работодателей: социальные сети, тематические брошюры и путеводители, видео и тренинги (выбор осуществляется каждым конкретным органом непосредственно). На сайте Органа лицензирования бригадиров публикуется ежегодный отчет о том, какие компании прошли проверку. В отчете указывается номер лицензии, название компании и дата проверки.
Надзорные мероприятия в Великобритании проводятся ежегодно, и каждый департамент представляет свой отчет в вышестоящие органы.
Для поддержания собственной охраны труда, Департамент здравоохранения и безопасности публикует внутренние отчеты. Например, есть данные по несчастным случаям, связанным со здоровьем и безопасностью в 2012/13 гг. (табл. 1)
Таблица 1
Инциденты, связанные со здоровьем и безопасностью в Департаменте здравоохранения и безопасности в 2012/13 гг.
Категория |
Цель |
Сообщения об инцидентах в 2012/13 гг. |
Сообщения об инцидентах в 2011/12 гг. |
Количество связанных с работой инцидентов, повлекших к серьезным травмам или более чем 7-дневному отсутствию: |
<10 |
1 |
0 |
связанные с работой инциденты, повлекшие к серьезным травмам или более чем 7-дневному отсутствию |
<3 |
1 |
0 |
связанные с работой дорожно-транспортные происшествия, повлекшие серьезные травмы или более чем 7-дневному отсутствию |
<3 |
0 |
0 |
Количество связанных с работой заболеваний: |
<50 |
28 |
45 |
заболевания, связанные с длительной работой перед экранами |
<20 |
9 |
24 |
заболевания, связанные со стрессом на работе |
<20 |
19 |
21 |
Из табл. 1 видно, что департамент выполняет поставленные задачи по безопасности и сохранению здоровья своих служащих и активно сокращает количество инцидентов, влекущих серьезные травмы. Опираясь на данную статистику, департамент может требовать от проверяемых соблюдения законов, стандартов и улучшения результатов.
Ниже представлены обобщенные инструменты, используемые в информационных системах представленных стран и способствующие наиболее четкому выполнению поставленных задач в сфере обеспечения контрольно-надзорных функций с использованием систем нового типа (табл. 2).
Таблица 2
Сферы деятельности, в которых применяются системы открытого типа в разрезе по странам
Страна |
Сфера деятельности с использованием систем открытого типа |
Сингапур |
Лучшая практика организаций |
Открытая информация по оштрафованным объектам и лицам |
|
Жизненные ситуации |
|
Мобильные приложения |
|
Тренинги |
|
Электронные приложения |
|
Информационное взаимодействие |
|
США |
Жизненные ситуации |
Информационное взаимодействие |
|
Инфографики |
|
Уполномоченные инспекторы |
|
Япония |
Информационное взаимодействие |
Жизненные ситуации |
|
Великобритания |
Информационное взаимодействие |
Жизненные ситуации |
|
Электронные приложения |
Все рассматриваемые информационные системы обладают определенными свойствами, позволяющими характеризовать их как системы открытого типа [5], поэтому был проведен сравнительный анализ существующих систем на предмет наиболее соответствующей поставленным задачам разработки и функционирования (10 баллов - высокое соответствие, 0 баллов - низкое). Результаты представлены в табл. 3.
Таблица 3
Соответствие представленных систем концепции информационной системы открытого типа
Свойство информационной системы |
Страна |
|||
Сингапур |
США |
Япония |
Великобритания |
|
Является клиенто- и сервис-ориентированной |
10 |
9 |
10 |
9 |
Обеспечивает юридически значимое взаимодействие в «безбумажной среде» |
8 |
8 |
9 |
8 |
Имеется возможность работы «в реальном времени» |
9 |
9 |
10 |
9 |
Имеются развитые возможности интеграции с прочими ИС |
10 |
10 |
9 |
9 |
Оптимизирована для работы с низкоскоростными каналами связи, использует альтернативные каналы связи |
10 |
8 |
9 |
7 |
Имеет механизмы обеспечения участия граждан в процессе принятия решений и контроля деятельности госорганов |
9 |
7 |
8 |
7 |
Соответствует концепции «открытых данных» |
10 |
9 |
10 |
8 |
Обеспечивает высокую степень надежность данных |
10 |
9 |
8 |
10 |
Обеспечивает высокую степень безопасности данных |
8 |
10 |
9 |
10 |
По данным таблицы видно, что наиболее соответствует заявленным свойствам информационная система Сингапура (суммарно 84 балла) и наименее из представленных информационная система Великобритании (суммарно 77 баллов). Но различия в оценках незначительны, так как все информационные системы вошли в эксплуатацию сравнительно недавно и с течением времени развиваются и модернизируются.
На основе опыта зарубежных стран в области построения систем нового типа в нашей стране разрабатываются и внедряются подобные информационные системы, примером которой может служить портал «DATA.GOV.RU. Открытые данные России» [6]. В данное время система обеспечивает снижение затрат времени на сбор документов, за счет перевода их в электронный вид, способствует упрощению административных процедур, сокращению административных расходов, а также повышению уровня доступности и качества государственных услуг.
Заключение
По результатам анализа зарубежной практики можно сделать заключение о наиболее широко используемых инструментах обеспечения соблюдения законодательства работников и организаций в странах, где наиболее ярко выражено построение систем по указанным моделям. Все рассматриваемые информационные системы соответствуют целям разработки и внедрения, а именно:
- позволяют автоматизировать процессы формирования сводных планов проверок, формирования и исполнения координационных планов контрольно-надзорной деятельности;
- обеспечивают взаимодействие контрольно-надзорных органов при планировании и осуществлении контрольно-надзорной деятельности на основе использования современных информационных технологий;
- повышают эффективность организации и координации деятельности контрольно- надзорных органов, учета и анализа результатов проверок, контроля реализации решений, принятых по результатам контрольно-надзорных мероприятий;
- объединяют в единую базу данные о проводимых (проведенных) контрольно-надзорных мероприятиях и их результатах;
- обеспечивают конфиденциальность, целостность информации при ее обработке, передаче и хранении.
Практически все инструменты, используемые указанными странами, применимы и в деятельности федеральной инспекции в России. В связи с чем, при разработке и внедрении информационной системы нового типа контрольно-надзорным органам рекомендуется проработать возможность внедрения указанных выше инструментов в свою деятельность по взаимодействию с работниками и организациями.
Рецензенты:
Путилов А.В., д.т.н., профессор, декан факультета управления и экономики высоких технологий, Министерство образования и науки Российской Федерации, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва;
Тупчиенко В.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Управление бизнес-проектами», Министерство образования и науки Российской Федерации, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Скворцова В.А., Киреев В.С. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ ДЛЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16927 (дата обращения: 19.02.2025).