Эвакуированные в срочном порядке предприятия юго-западных районов страны, а также из Москвы и других прифронтовых областей прибывали в Казахстан двумя потоками: в октябре-ноябре 1941 года и в июле-августе 1942 года. Как отметил в своей работе казахстанский ученый Г. Абишев, прием и размещение эвакуированных предприятий происходило в условиях поздней осени и суровой зимы 1941-1942 года. С июля 1941 г. по 15 февраля 1942 г. в Казахскую ССР прибыло 110 предприятий [1, с.50].
Для оперативного приема и размещения эвакуированных предприятий в республике была организована правительственная комиссия, а при Совете Народных Комиссаров Казахской ССР и областных исполнительных комитетах Советов депутатов трудящихся - эвакоотделы, занимавшиеся вводом в действие прибывших оборудования и станков заводов и фабрик.
Всего в 1941-1942 годах в Казахстан из европейской части России было передислоцировано 220 заводов и фабрик, цехов и артелей, а также 50 тыс. кадровых рабочих и инженерно-технических работников. При размещении в Казахстане в годы Великой Отечественной войны эвакуированных и перебазированных предприятий, прежде всего, требовалась сверхсрочная выдача фронту военной продукции. Основными районами размещения перебазированных заводов и фабрик стали Алма-Ата, Уральск, Петропавловск, Чимкент, Семипалатинск, Караганда, Актюбинск. Таким образом, предприятия и обслуживающий их персонал располагались в тех населенных пунктах, в которых функционировала предназначенная для обеспечения нужд определенного количества населения инфраструктура. С течением времени по факту увеличивающейся численности эвакуированного населения и количества передислоцированных объектов были задействованы фактически все города.
В процессе проведения перебазирования предприятий ответственные специалисты исходили из множества факторов. Учитывался анализ численности населения казахстанских городов, наличие в них промышленных объектов, профессиональных групп населения в различных сферах, близость железнодорожных и прочих транспортных путей сообщений, сырьевых ресурсов. Очевидно, соответствующие и многие другие аспекты являлись определяющими в расположении предприятий по городам. Так, в г. Алма-Ата было эвакуировано 22 завода и фабрик; Петропавловск - 7; Чимкент - 8; Кокчетав - 1; Гурьев - 2; Кустанай - 6; Балхаш - 1; Караганда - 4; Уральск - 5; Акчатаустрой - 1; Семипалатинск - 8; Кзыл-Орда - 3; Джамбул - 2; Павлодар - 2; Лениногорск - 1; Актюбинск -5; Аягуз - 1 [2, лл. 49-51] .
По мнению академика М.К. Козыбаева, существовало три варианта размещения эвакуированных предприятий на территории Казахстана: одни функционировали в здании строящегося Алма-Атинского авторемонтного завода, Актюбинский завод ферросплавов получил дополнительное оборудование Запорожского ферросплавного завода. Другие вливались в действующие родственные заводы и фабрики республики. Так, оборудование Харьковской табачной фабрики с неполным оборудованием размещалось на Алма-Атинской фабрике, Харьковская швейная фабрика слилась с Алма-Атинской швейной фабрикой. Существовал третий путь, когда часть перебазировавшихся предприятий из прифронтовой полосы пребывала с неполным оборудованием. Тогда предприятия объединялись по профилю, создавая новые. Сооружение Кузнецкого и Актюбинского ферросплавных заводов стало крупной победой военной экономики, обеспечивающей создание на Востоке новой базы металлургии [3, с. 78].
В процессе перестройки работы тыла промышленные предприятия Казахстана уже в третьем квартале 1941 г. увеличили темпы производства и дали продукции на 25,8% больше, чем во втором квартале того же года. Квартальный план промышленности союзного подчинения был выполнен на 128,7%, республиканский на 121,1%, а местной промышленности на 107% [4, с. 473].
Отметим, что эвакуированные в Казахстан предприятия уже к концу 1942 года были полностью восстановлены. Также в республике вступило в строй действующих несколько заводов и крупных цехов, производивших вооружение и боеприпасы, из числа этих предприятий почти половина была построена на месте заново. Все эвакуированные оборонные предприятия успешно выполняли ежемесячные, квартальные и годовые производственные планы, а многие даже перевыполняли задания [1, л. 51].
Высшее руководство СССР в лице Государственного комитета обороны, конечно, держало под контролем процесс восстановления и развития эвакуированных предприятий в республике и определяло план выпуска стратегической военной продукции. Также ставило задачу развернуть строительство новых предприятий цветной металлургии, топливной и энергетической отрасли. В Казахстане в начале войны впервые стали строиться предприятия черной металлургии и других отраслей машиностроительной и военной промышленности. Так, в 1942 году были построены и введены в действие две мощных и около 10 крупных электростанций, 7 рудников и обогатительных фабрик цветной металлургии, 12 угольных шахт, 2 угольных разреза, 2 нефтепромысла и свыше 30 других крупных предприятий различных отраслей промышленности [5, л.239].
В годы войны в республике увеличилась добыча молибдена, марганца, ванадия, вольфрама, никеля и других полезных ископаемых, столь необходимых для производства прочного броневого листа и качественных сталей [6, л. 3]. Еще накануне войны в степях Прибалхашья специалисты обнаружили месторождение молибдена, где впоследствии был заложен рудник «Восточный Коунрад». Благодаря упорному труду строителей и горняков в начале ноября 1941 г. страна получила балхашский молибден. И в период оккупации противником Никопольских рудников Казахстан стал главным поставщиком марганцевой руды для металлургических заводов Урала. На службу фронту были поставлены огромные запасы цветных и редких металлов, угольные и нефтяные месторождения республики. Гигант медной промышленности Балхашский завод, самый крупный в стране Чимкентский свинцовый завод, промышленный узел большого Алтая и другие предприятия наращивали темпы производства цветных металлов для оборонной промышленности [7, с. 22].
По официальной статистике объемы произведенных в Казахстане работ в области добычи и переработки металлов представлены следующим образом: «было произведено 30% общесоюзной выплавки меди, 50% добычи медной руды, 60% добычи марганцевой руды, 70% добычи полиметаллической руды, 85% производства свинца в стране, сталей» [8, с. 98].
Заметно увеличилась роль Казахстана в топливном балансе страны. Карагандинский угольный бассейн сыграл большое значение в работе металлургических предприятий и железнодорожного транспорта в решающие этапы войны, особенно после оккупации неприятелем основного бассейна Советского Союза - Донбасса и Ростовской области, который давал 63% довоенной добычи угля в стране. За годы войны отгрузка коксующих углей Карагандинского бассейна на металлургические и оборонные заводы страны выросла на 96% по сравнению с довоенным 1940 г.
В общесоюзном масштабе в связи с эвакуацией промышленных предприятий в восточные районы страны потребовалась перестройка всей экономики этих районов. Возросла необходимость в новых сырьевых ресурсах. К примеру, быстрыми темпами развернулось строительство химических заводов. При активном участии ученых-химиков научных центров Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии в 1943 году было выпущено химических продуктов для военных нужд больше, чем в довоенное время. Так, вдвое увеличилась выработка эфира для наркоза, в 1,5 раза - новокаина, в 7 раз - хлорэтана, в 5 раз - препаратов висмута.
В годы войны открылись месторождения марганцевых руд. К северу от озера Балхаш ученые нашли жилы с кварцем и молибденом; среди безводных хребтов Казахстана - черные угольные породы, богатые ванадием. В Казахстане специалисты открыли источники редких металлов - лития, молибдена, ванадия; на лесистых склонах Уральских гор, на берегах озер обнаружили руды кобальта и ниобия, многочисленные месторождения алюминиевых руд. Были открыты месторождения огнеупоров, кварцевых песков, глин, каолинов, графитов, так необходимые для черной и цветной металлургии.
С первого дня войны Казахстан стал одним из арсеналов фронта. Это потребовало увеличения его вклада в общесоюзную экономику как в тех отраслях, которые уже имелись, так и в тех, которые пришлось создавать заново. Самоотверженно работали угольщики Караганды. За четыре года они выдали на-гора 34 млн. т. угля - на 3 млн. т. больше, чем за все время существования бассейна. На 39% увеличилась добыча жидкого топлива на предприятиях Урало-Эмбинского нефтедобывающего района, почти вдвое возросла выработка электроэнергии. Добыча нефти по тресту «Эмбанефть» во втором полугодии 1941 года дала прирост в 21,3 процента, по сравнению с первым полугодием [1, с. 56].
По данным исследователя Г. Абишева, в декабре 1941 года предприятия цветной металлургии Казахстана дали свинца на 7,4 и меди на 22, 8 процента больше, чем в 1940 году [1, с. 55]. Огромный патриотический подъем среди инженерно-технического персонала и рабочих способствовал многим предприятиям увеличить выпуск продукции и раньше срока закончить выполнение запланированных годовых заданий. Например, Лениногорский свинцовый и Иртышский медеплавильный заводы, 7 из 8 действующих полиметаллических рудников и ряд других предприятий досрочно выполнили взятые обязательства [1, с. 55].
Всего в 1941-1945 гг. было построено 460 заводов, фабрик, рудников, шахт и отдельных производств. В их число вошли и эвакуированные предприятия, в том числе металлообрабатывающие и машиностроительные заводы, выпускавшие мины и снаряды, торпеды и бомбы, огнеметы, радиостанции и другие виды оружия и военной техники. Освоение производства, а потом и совершенствование образцов вооружения находилось в центре внимания конструкторов, инженеров и передовых рабочих предприятий: И.А. Аристова, Г.А. Барикова, Н.К. Пышкина, П.X. Резчика, Л.Я. Селеменевой, Я.И. Фофера, Н. Шмарина. Это способствовало росту количественных и качественных показателей производства. Доля металлообработки и машиностроения в валовой продукции индустрии Казахстана выросла с 16 в 1940-м до 35% в 1945-м г.
В целом же промышленное производство республики выросло за военные годы на 37%, что на 2% выше прироста ее продукции за четыре предвоенных года.
С целью обеспечения быстрой мобилизации сырьевых ресурсов восточных регионов и повышения эффективности их использования на нужды обороны страны функционировали специальные комиссии и комитеты. Региональные научные комиссии получили большие полномочия.
Особенно результативно действовала Комиссия по мобилизации ресурсов Урала. Комиссия сформировалась в Свердловске в августе 1941 года. Возглавил комиссию президент АН В.Л. Комаров. Как отмечал академик М.К Козыбаев, комиссия координировала деятельность почти 60 научных учреждений - как местных, так и эвакуированных из западных районов. В комиссии работали академики И.П. Бардин (заместитель), Э.В. Брицке, В.П. Волгин, В.С. Кулебакин, В.Н. Образцов, А.А. Скочинский, Л.Д. Шевяков и др. [9, с. 62]. Свою деятельность комиссия начала с анализа важнейших отраслей хозяйства. На этой основе разрабатывался план мобилизации оборудования, сырьевых и людских ресурсов для целей обороны. Одновременно были срочно закончены ранее начатые изыскания по стратегическим ресурсам, обобщены накопленные научные данные и сделаны практические выводы. Комиссия способствовала тесному взаимодействию научных сил наркоматов, отраслевых исследовательских институтов и промышленных предприятий.
В дальнейшем деятельность уральской комиссии распространилась на другие восточные и южные районы. С апреля 1942 года она стала называться Комиссией по мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана на нужды обороны [9, с. 62].
Для осуществления эффективной мобилизации ресурсов Казахстана, Комиссия, возглавляемая президентом Академии наук СССР, академиком В.Л. Комаровым, в составе которой были заместители председателя комиссии вице-президент АН СССР академик А.А. Байков, член президиума АН СССР академик Э.В. Брицке, ученый секретарь комиссии лауреат Сталинской премии В.М. Гальперин и группа научных работников, была направлена в г. Алма-Ата.
Комиссия разработала план оборонных исследований по мобилизации ресурсов Урала. Руководил составлением плана академик В.Л. Комаров. Характерно, что в июне 1942 г. в газете «Казахстанская правда» появилась публикация, в которой анализировались запасы и качество сырьевых ресурсов в республике. В соответствующем фрагменте представлена общая характеристика сырьевых ресурсов: «По своим природным богатствам Казахстан является поистине сокровищницей СССР. Здесь имеются крупные запасы каменного угля, меди, свинца, цинка, железных руд и хромитов, полиметаллических руд, нефти, вольфрама, молибдена, марганца. Казахстан богат запасами сырья для огнеупорной промышленности и рядом других нерудных ископаемых. Республика располагает огромными залежами химического сырья - фосфоритов, боритов, глауберовой соли, соды и др. Казахстан - родина ценных растений, являющихся сырьем для производства каучука, лекарств и других химических препаратов. Таков далеко неполных перечень естественных богатств Казахской республики» [10, с. 3].
Комиссия разработала план, который предусматривал проведение исследовательских работ по черной и цветной металлургии, каменноугольной промышленности, транспорту, энергетике, химии, промышленности стройматериалов, водоснабжению. В области черной металлургии комиссия определила профиль и мощность большого металлургического завода. В целях увеличения добычи угля в Казахской ССР комиссия считала необходимым уточнить мощности шахтного фонда Карагандинского бассейна и разработать мероприятия по увеличению в ближайшие годы его производительности. При этом особое внимание уделялось увеличению добычи коксующихся углей. Наряду с этим ученые выделили проблемы развития угледобычи в южных, западных и северных районах Казахстана. В области энергетики ставилась задача исследования перспектив энергетической базы основных промышленных узлов Центрального, Восточного, Южного и Северо-Западного Казахстана. Особое внимание уделялось развитию железнодорожного и водного транспорта.
План работы комиссии, согласованный с Госпланом и наркоматами СССР, был подписан 10 августа 1942 г. председателем СНК республики Н. Ундасыновым, президентом АН СССР В.Л. Комаровым. Согласно плану планировалось открытие 8 бригад. В состав каждой бригады вошли крупнейшие ученые страны, отраслевые секретари ЦК КП(б) Казахстана, ответственные работники СНК и Госплана республики. В их числе академики А.А. Байков, И.П. Бардин, А.А. Скочинский, В.А. Обручев, А.И. Заварицкий, Б.В, Бродский, Л.Д. Шевяков, В.Н. Образцов, Б.Е. Веденеев, Э.В. Брицке, А.Е. Порайкошиц, члены-корреспонденты АН СССР Д.С. Белянкин, Д.В. Наливкин, В.И. Бейц, С.И. Вольфкович. Составление сводного доклада по развитию народного хозяйства Казахстана возлагалось на академика И.П. Бардина (руководитель), К.И. Сатпаева (зам. руководителя), Г.И. Абабкова, П. М. Дунаева, Д. А. Кунаева и др. [9, с. 63]. Статус каждой бригады определялся полномочиями и ответственностью каждым ее членом. Тандем административных сотрудников и ученых предполагал широкую сферу профессиональной деятельности каждой бригады.
Таким образом, в 1942 и 1943 гг. комплексные бригады ученых вели большую исследовательскую работу в различных экономических районах республики.
В главной газете Советского Союза «Правда» президент АН СССР В.Л. Комаров отметил вклад советских ученых следующими словами: «На всех самых отдаленных участках нашей необъятной Родины... от Москвы до восточного берега озера Иссык-куль; горах Урала, песках Кара-Кума, богатых месторождениях Казахстана, на плодородных землях Сибири и Средней Азии, всюду неустанно работали наши ученые, помогая своим скромным трудом большему усилению жизненной мощи нашей авиации, флота, артиллерии» [11].
Наряду с эвакуированными предприятиями в республике шло строительство новых отраслей промышленности, которые внесли достойный вклад в победу на фашизмом. Значительных успехов достигла машиностроительная промышленность, созданная в годы войны. Развитие получила черная металлургия. 31 декабря 1944 г. в республике вступила в строй мартеновская печь Казахского металлургического завода, выдавшая на гора первые тонны стали.
Рассматривая заданную тему, можно отметить, что эвакуированные в Казахстан предприятия из европейской части СССР довольно в короткие сроки были восстановлены и стали давать продукцию необходимую для разгрома врага. Уже к концу войны продукция артиллерийской и авиационной промышленности в СССР увеличилась в пять раз, танковой в 15 раз против довоенного времени.
Деятельность Комиссии Академии наук по мобилизации ресурсов восточных районов страны в Казахстане стала одной из ярчайших страниц истории советской интеллигенции. Разработка ею коренных проблем перестройки народного хозяйства республики оказала существенное влияние на превращение Казахстана, как и других восточных районов, в мощный арсенал страны. Советские ученые, подчинив все достижения научной и технической мысли нуждам обороны, одержали выдающуюся победу. Расчет гитлеровцев на то, что в научно-техническом отношении СССР не сможет конкурировать с Германией, не оправдался.
Рецензенты:
Алексеенко А.Н., д.и.н., профессор кафедры истории Казахстана и права Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева, г. Усть-Каменогорск;
Ермекбай Ж.А., д.и.н., профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Казахстанского филиала Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, г. Астана.
Библиографическая ссылка
Абсеметов М.О. ЭВАКУИРОВАННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ СССР В КАЗАХСТАНЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16891 (дата обращения: 04.11.2024).