Управление региональным социально-экономическим развитием (РСЭР) требует понимания происходящих процессов, явлений и взаимосвязей, глубокого анализа текущей ситуации, тенденций изменения различных параметров и последствий принимаемых решений. На сегодняшний день в данной области существуют сложности практического характера, обусловленные, в том числе, несогласованностью целей (по уровням, горизонтам и субъектам управления), недостаточной системностью реализуемой экономической политики, отсутствием четкой системы анализа и эффективного использования управленческой информации, а также недостаточной методической разработанностью вопросов стратегического планирования. Кроме того, актуализируются вопросы обеспечения устойчивости регионального развития [2]. Перспективным направлением представляется применение современных технологий имитационного моделирования, позволяющих учитывать и оценивать последствия одновременного влияния множества пересекающихся воздействий [1]. Несмотря на обширное количество работ по данной тематике (следует отметить таких исследователей, как Гранберг А.Г. [4], Гизатуллин Х.Н.[3], Бахтизин А.Р. [6], Суспицин С.А., Сушко Е.Д. [8], Цыбатов В.А. и т.д.), остается нерешенным ряд вопросов, касающийся методических и практических аспектов формализации адаптивных механизмов согласования интересов экономических агентов (ЭА), что и определило актуальность исследования. В рамках данной работы будем рассматривать стратегию СЭР региона как комплекс индикаторов, описывающих желаемое состояние системы в будущем, и управляющих параметров, реализация которых направлена на их достижение. Ключевым вопросом является определение баланса интересов основных ЭА. Для решения данной задачи была разработана концепция адаптивно-имитационной модели (АИМ) региона, основывающаяся на последовательной адаптации стратегий поведения агентов и управляющего воздействия к изменению экономической ситуации и включающая три ключевых уровня (рис.1).
Рисунок 1. Концепция построения и логическая структура адаптивно-имитационной модели
Ядро АИМ – это комплекс моделей экономических агентов, который в общем виде описывается кортежем, где MS – блок адаптивного поведения экономического агента; MF – блок динамики ресурсов экономического агента; MX – блок баланса ресурсов экономического агента. Блок адаптивного поведения
описывает действия экономического агента по преобразованию имеющегося ресурса (Ra) в определенный результат (
) в соответствии с заданной стратегией поведения (Sr), исходя из сложившегося в момент времени t класса ситуации (K). Блок динамики ресурсов определяет изменение запасов ресурсов экономических агентов (St) и потоков данных ресурсов (Fl) и описывается кортежем элементов MF=(St, Fl). Данный структурный элемент АИМ обеспечивает формирование горизонтальных и вертикальных связей в модели. Блок анализа сбалансированности, обеспечивающий поддержание расходов (Exp) на уровне, обусловленном доходами (In) и ресурсами экономического агента, описывается кортежем элементов
. Совокупность экономических агентов, их функций и связей образуют объект управления в социально-экономической системе региона. Подмодель регионального управления (U), структурно находящаяся над представленной выше моделью адаптивного поведения экономических агентов, включает два взаимосвязанных блока – целеполагания и регулирования. Отличительной особенностью блока целеполагания (Z0), реализующего определение и корректировку индикативного плана (
), является использование элементов нечеткой логики (FzL), что описывается кортежем
. Блок регулирования обеспечивает достижение индикативного плана и описывается кортежем
, в рамках которого происходит настройка регуляторов управляющей системы (Reg), исходя из поставленных целей развития
и имеющихся ресурсов (Ru) при одновременном мониторинге ключевых макропоказателей (
), что позволяет обеспечить адаптивность управляющего воздействия.
Логика моделирования поведения ЭА основывается на формализации механизма трансформации имеющихся ресурсов в конечный результат деятельности через реализацию определенных экономических стратегий [7]. Процесс моделирования предполагает вложенность вычислений – последовательный расчет i-го варианта для момента времени t включает вложенную процедуру расчета ij-ой комбинации
, в рамках которой происходит моделирование адаптивного функционирования экономических агентов (A). По итогам мониторинга степени достижения
принимается решение о корректировке параметров
,
или о переходе к следующему периоду t, что представлено ниже.
Функциональным ядром АИМ региона является комплекс моделей адаптивного поведения экономических агентов («Домохозяйства», «Производители» и «Государство»). В рамках модели класс ситуации определяется сочетанием сценарных условий
, значений регуляторов
, результатов функционирования других экономических агентов
и текущего состояния данного агента. Адаптивность поведения экономических агентов проявляется в формировании и корректировке доходной
и расходной стратегии
при взаимодействии в процессе производства, распределения и потребления благ посредством итерационного механизма взаимоадаптации. Механизм адаптивного поведения экономического агента представляет собой замкнутый контур, увязывающий факторы, стратегии и получаемые результаты. Каждый экономический агент обладает отличительными особенностями, обусловленными его структурой и положением в воспроизводственном процессе. В частности, в рамках формализации доходной стратегии агента «Домохозяйства» реализована процедура адаптивного поведения на рынке труда, где численность занятого населения
определяется величиной заработной платы на одного работника Wgt, численностью населения в трудоспособном возрасте
, а также величиной прочих доходов
и описывается функцией Гомпертца. Адаптивный механизм реализуется через согласование спроса и предложения на рынке труда и отражает степень удовлетворенности населения сложившимися условиями. Формирование расходной стратегии ЭА «Домохозяйства» заключается в определении объема дополнительных потребительских расходов
, прироста средств на счетах
, других смешанных расходов
. В итерационном алгоритме применяется функция вида
, где адаптация к изменению условий, происходящих на q-м шаге, осуществляется за счет корректировки доли
распределяемого ресурса
на финансирование m-го направления, т.е. осуществляется адаптация структуры расходов. Для экономического агента «Производитель» адаптивный механизм заключается в корректировке объема валового выпуска продукции, задаваемого с использованием производственной функции Кобба – Дугласа, в рамках которой определяется уровень оплаты труда Wgt и степень загрузки основных фондов Ldt. Основой адаптивного поведения в части расходной стратегии является определение объема инвестиций, исходя из ожидаемого спроса и необходимого объема выпуска продукции с учетом возможности инвестирования из прибыли
. Адаптивное поведение экономического агента «Государство» определяется в рамках модели регионального управления.
В общем виде реализация управляющего алгоритма заключается в определении значений индикативного плана как количественного выражения целей регионального развития. Корректировка индикативного плана производится в случае выявления рассогласования между заданными и расчетными значениями параметров (табл. 1).
Таблица 1
Сочетание степени достижения индикаторов и ресурсных возможностей РСЭР
Ресурс |
Индикаторы достигнуты |
Индикаторы не достигнуты |
||
В равной степени |
Не в равной степени |
В равной степени |
||
имеется |
Увеличение индикативного плана (1) |
Увеличение расхода по отстающему направлению (2) |
Увеличение расхода по любому из направлений (3) |
|
отсутствует |
Завершение алгоритма (4) |
Перераспределение ресурсов по направлениям (5) |
Уменьшение индикативного плана (6) |
Для решения данной задачи были применены алгоритмы нечеткой логики. На этапе фаззификации условия решения представляются в форме лингвистических термов с использованием комплекса следующих критериев оценки развития РСЭС. Критерий 1: степень достижения индикативного плана , представляющая собой отношение достигнутого значения параметра
и значения соответствующего элемента
(может принимать значения
= {перевыполнен (pd), достигнут (d), не достигнут (nd)}). Критерий 2: изменение темпа роста показателя
, характеризующее динамику i-го показателя в рассматриваемом периоде (может принимать значения
= {значительно повысился (mv), повысился (v), сохранился (s), снизился (n), значительно снизился (mn)}). Критерий 3: соотношение темпа роста i-го показателя с темпами роста других показателей
(может принимать значения
= {существенно выше (mv), выше (v), сопоставимый (s), ниже (n), существенно ниже (mn)}). Критерий 4: наличие других показателей с лучшими темпами роста. Рассчитанные таким образом значения критериев определяют нечеткое решение относительно изменений индикативного плана
(лингвистическая переменная может принимать значения
= {существенно снизить (mn), снизить (n), оставить текущее значение (s), повысить (v), существенно повысить (mv)}). Для фаззификации полученных четких значений были использованы соответствующие функции принадлежности. На следующем этапе определены правила формирования решений. При композиции происходит объединение нечетких множеств и формирование нечеткого множества для выводимых лингвистических переменных. Вычисляется значение истинности каждого правила. На этапе дефаззификации определяется изменение
на основе нечеткого логического вывода.
Корректировка индикативного плана (решения 1, 6 в табл. 1) осуществляется после выполнения алгоритмов регулирования (решения 2, 3, 5) и направлена на адаптацию самого индикативного плана. В случае, если корректировка не требуется, данный этап расчётов считается завершенным (решение 4). Достижение индикативного плана осуществляется посредством изменения значений управляемых параметров
в соответствии с выделенными правилами. Ключевым принципом формирования значений управляющих параметров является выравнивание и максимизация степени достижения всех индикаторов (
). На каждом шаге моделирования возможна одна из следующих ситуаций, определяющих правила
.
1. ;
2. ;
3.;
4. ;
5. ;
6. .
По итогам выполнения q-го шага итерационного алгоритма происходит либо перераспределение ресурса и подача нового управляющего воздействия на СЭС региона, либо возврат на уровень целеполагания.
В целях практического использования предложенного инструментария разработана методика обоснования стратегии социально-экономического развития региональной системы с применением АИМ. Интегрирование данного инструментария в процедуру разработки стратегии подразумевает, в частности, формирование на аналитическом этапе базового варианта прогноза при сохранении исходных значений вектора управляющих воздействий . В рамках сценарно-целевого этапа осуществляется разработка сценариев развития ситуации, а также определение приоритетных направлений, формирование целей, индикативного плана развития региональной системы
, а также его корректировка в соответствии с предложенным ранее алгоритмом с учетом отклонения наблюдаемых значений
и ресурсных возможностей системы управления. На регулятивном этапе осуществляется формирование и корректировка вектора управляющих воздействий
и разработка комплекса мероприятий, направленных на его реализацию. Исходя из полученных результатов производится определение ресурсной базы стратегии РСЭР и оценка ожидаемого эффекта. Осуществляемая далее оценка параметров региональной системы базируется на проведении вычислительных экспериментов с разработанным комплексом моделей экономических агентов. Этап включает определение входных
и выходных
координат
экономических агентов (
), достижение динамического баланса спроса и предложения на рынке благ и рынке труда, мониторинг индикаторов
, передача их значений на уровень управления. По завершении расчетов в каждом из t-ых периодов формируется прогноз параметров. Кроме выделенных этапов, АИМ предлагается задействовать в рамках мониторинга реализации стратегии [9] и на этапе корректировки, в рамках которой осуществляется пересмотр параметров системы и выполнение этапов, представленных выше.
В рамках проведенного исследования была рассмотрена возможность применения инструментария при обосновании параметров развития Республики Башкортостан на среднесрочную перспективу. Для настройки модельного инструментария и последующего моделирования использовались отчетные статистические данные о результатах РСЭР за период 2000–2013 гг. Полученные в результате моделирования значения индикаторов позволяют говорить о корректировке общего направления развития региональной системы в сторону балансировки интересов экономической и социальной сфер. По большинству показателей был отмечен рост, вызванный в большей степени инфляционной составляющей. Наметившееся изменение половозрастной структуры повлечет за собой снижение численности экономически активного населения, а также населения в репродуктивном возрасте. Следует отметить, что существенное изменение глобальной экономической ситуации (в частности, динамика стоимости нефти и курса валют) является фактором риска при реализации полученных прогнозных оценок [5].
Таким образом, разработанная схема построения адаптивно-динамической модели региона, включающая подмодели адаптивного поведения ЭА, управления и влияния макросреды, позволяет согласовывать интересы и стратегии базовых ЭА в процессе разработки и реализации среднесрочных программ регионального развития. Предложенный подход позволяет вырабатывать управляющие воздействия для достижения параметров индикативного плана в условиях взаимной адаптации частных целей ЭА и глобальных целей управляющей подсистемы с использованием методов нечеткой логики. Применение данной методики позволяет повысить эффективность стратегирования на региональном уровне.
Рецензенты:
Гизатуллин Х.Н., д.э.н., профессор, ФГБУН ИСЭИ УНЦ РАН, г. Уфа;
Гатауллин Р.Ф., д.э.н., профессор, заведующий сектором экономики и управления развитием территорий ФГБУН ИСЭИ УНЦ РАН, г. Уфа.
Библиографическая ссылка
Орешников В.В. ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ АДАПТИВНО-ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16792 (дата обращения: 19.02.2025).