В целях совершенствования механизмов функционирования муниципалитета актуальным является использование математических моделей, сущность построения которых состоит в том, что реальная система упрощается, формализуется и описывается с помощью того или иного математического аппарата. Исследование основывается на принципах моделирования сложных динамических систем в парадигме с бизнес-моделированием.
Используя исследования современных подходов к использованию математических моделей в государственном и муниципальном управлении, а также региональные особенности действующего законодательства, необходимо разработать математическую модель деловых процессов муниципалитета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические подходы к моделированию деловых процессов государственного и муниципального управления;
- обосновать выбор необходимой математической модели деловых процессов на уровне муниципалитета и определить ее технические характеристики;
- разработать направления совершенствования системы государственного и муниципального управления с целью снижения затрат труда в рамках действующего законодательства с использованием математического моделирования.
Идея исследования заключается в оценке возможностей и преимуществ применения математического моделирования деловых процессов в сфере муниципального управления, разработке и внедрении математической модели деловых процессов в целях совершенствования механизмов повышения эффективности функционирования муниципалитета.
Исследование основано на применении методов математического моделирования, системного и логического анализа, сравнительного анализа, экономико-статистических методов; методологии моделирования бизнес-процессов; методологии исследования операций.
В общем смысле моделирование является средством описания организационного устройства и порядка функционирования социально-экономических систем, предназначенным для анализа и оптимизации их структуры и процессов функционирования.
Структурная схема особенностей муниципального управления приведена на рис.1.
В настоящее время для оценки и совершенствования деловых процессов государственного управления известно применение процессно-статистического подхода и визуального и имитационного моделирования (выходные параметры модели представлены набором статистических характеристик и законом распределения), позволяющего оценить эффективность функционирования государственной системы и исследовать способы ее совершенствования, в том числе, за счет применения информационных систем и интернет-технологий [6].
Рисунок 1 – Особенности муниципального управления
Процессно-статистический подход основан на принципах интеграции визуального и имитационного моделирования деловых процессов; использовании унифицированного языка моделирования UML для представления деловых процессов; автоматизированного синтеза имитационных моделей деловых процессов. Указанный подход позволяет учитывать случайный характер исполнения производственных и управленческих процессов [5].
Для получения численной оценки эффективности государственной системы с точки зрения затрат труда известно применение интегрального показателя эффективности [6]:
К = суммарные затраты труда в идеальной системе / суммарные затраты труда
в реальной или проектируемой системе
Указанный показатель позволяет сравнивать возможные проекты модификации системы государственного и муниципального управления; оценивать эффективность взаимодействия в различных регионах и различных странах. Но в последнем случае данный показатель является лишь одним из критериев оценки. Разный уровень развития социальной системы будет требовать различных объемов информационного взаимодействия.
В целях оптимизации структуры и процессов функционирования социально-экономических систем известно применение и организационного (административного) моделирования к таким задачам ОПВ (орган/органы публичной власти), как проектирование структуры, функций и процессов, в том числе процессов оказания государственных (муниципальных услуг), а также при организации систем управления результатом в конкретных сферах социально-экономического развития, находящихся в зоне ответственности ОПВ [4].
Известна разработанная база концептуальных многомерных моделей различных социально-экономических процессов (от систем бюджетно-финансового менеджмента до моделей управления социальными и информационными процессами на муниципальном уровне), отражающая возможность универсального применения методики концептуального проектирования как самодостаточного инструментария. [2]. Такие модели создают возможности проектирования социально-экономических процессов различных сфер жизнедеятельности муниципального образования.
Единственный инструментом, который объединяет системную динамику, агентное и дискретно-событийное моделирование, является мультиагентное имитационное моделирование [3]. Имитационное моделирование – это частный случай математического моделирования. Имитационная модель – логико-математическое описание объекта, которое может быть использовано для экспериментирования на компьютере в целях проектирования, анализа и оценки функционирования объекта.
Применение имитационной модели дает возможность комплексной оценки управленческих решений и влияний внешней среды, в том числе негативных, как на отдельных субъектов экономики, так и на макропоказатели в целом. Учет связей между объектами в мультиагентной модели способствует повышению качества прогнозирования экономических показателей и позволяет оптимизировать структуру распределения материально-финансовых ресурсов и выбрать наилучший вариант стратегии развития.
При этом в данной имитационной модели используются и модели системной динамики, в тех случаях, когда детальная информация по объектам неважна, либо недостаточно данных для построения мультиагентных моделей. Взаимодействуя между собой, агенты образуют рыночную инфраструктуру: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок недвижимости, финансовый рынок и т.д.
В основу описания поведения агентов положена модель жизненного цикла. Жизненный цикл конкретного агента представлен в виде дискретной системы, при определенных условиях меняющей свои внутренние состояния, и может быть задан в виде графа переходов между стадиями (режимами) его существования.
Динамическая модель перехода интеллектуального агента из одного режима функционирования в другой представлена в виде продукционной системы (формула 1):
PS = <R, B, I>, (1)
где R – множество режимов функционирования агента; B – множество правил преобразования (база знаний); I – интерпретатор (машина логического вывода).
Структура модели поведения социального агента определяется выражением (2):
SBehi = <SChi, {p1i, p2i, …, pni}, DMi, BehMi>, (2)
где SChi – граф переходов-состояний социального агента; {p1i, p2i,…,pni} – вектор характеристик социального агента; DMi – матрица решений социального агента; BehMi – модели поведения социального агента.
Модель поведения социальных агентов на каждой стадии жизненного цикла [3] определяется экспертной системой (3) (рис. 2):
SAExpSys = {{p1i, p2i, …, pni}, {r1, r2, …, rn}, OM}, (3)
где {p1i, p2i, …, pni} – вектор характеристик социального агента; {r1, r2, …, rn} – вектор правил преобразования параметров агента; OM – машина вывода.
Рисунок 2 – Экспертная система социального агента
Можно выделить следующие преимущества использования данного метода:
- получение нового качества прогнозных данных по сравнению с регрессионными зависимостями: прогнозирование динамики развития на уровне отдельных групп объектов, а не только на уровне всего массива агентов;
- возможность использования исходных данных статистики только за предшествующий период, а не за несколько периодов (как в случае использования регрессионных зависимостей).
Применение имитационного моделирования при разработке экономических механизмов позволяет осуществлять проверку теоретических результатов и практических предложений по созданию новых управленческих стратегий и для совершенствования существующих экономических регуляторов.
Результаты моделирования могут быть использованы для сравнения различных стратегий развития и поиска эффективных управленческих решений аналитиками, занимающимися стратегическим планированием, органов власти территориальных образований, а также коммерческих предприятий.
Таким образом, технология моделирования деловых процессов муниципалитета на основе мультиагентного подхода может служить инструментом комплексного анализа и прогноза развития ситуации. Применение аппарата мультиагентного имитационного моделирования является целесообразным, так как многие из задач прогнозирования и анализа вариантов действий руководства, решаемых в рамках муниципалитета, можно решить только при условии детального описания моделей поведения конкретных субъектов экономики, что достигается в рамках агентного моделирования.
Корпоративные технологии управления документами на предприятии поддерживают эффективные средства работы с информацией, включая автоматизацию процессов, а также возможности совместной работы людей с документами. В этом смысле они являются важной, но не единственной компонентой реализации концепции муниципального управления.
Основные направления развития технологий управления документами и знаниями показаны на рисунке 3.
Рисунок 3 – Направления развития технологий управления документами и знаниями
При этом центральными направлениями совершенствования системы государственного и муниципального управления остаются:
- снижение избыточного государственного регулирования;
- повышение качества государственных услуг;
- повышение эффективности органов власти;
- повышение информационной открытости.
В настоящее время территориальные объекты муниципального управления являются одними из наиболее трудно адаптируемых к высокой динамике социальных и экономических условий, складывающихся в стране. Этим обуславливается актуальность проблемы совершенствования системы государственного и муниципального управления с целью снижения затрат труда в рамках действующего законодательства [1]. Для решения этой задачи необходимо непрерывно повышать эффективность оперативного управления объектами территории и совершенствовать структуру самого управляющего органа.
Одним из путей повышения эффективности является внедрение в процесс оперативного управления автоматизированных и интеллектуальных информационных технологий, позволяющих организовать единое экономико-информационное пространство функционирования органов муниципальной власти и этим повысить качество принимаемых решений на всех уровнях управления.
Для проведения эффективной адаптации структуры системы муниципального управления к решению новых задач, внедрению современных средств вычислительной техники и новейших информационных технологий управления необходима автоматизация этого процесса.
Заключение
В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы.
Исследованы теоретические подходы к моделированию деловых процессов государственного и муниципального управления. Выявлено, что среди процессно-статистического подхода к моделированию указанных процессов, организационного (административного) моделирования задач органов публичной власти и концептуальных многомерных моделей наиболее эффективным является мультиагентное имитационное моделирование. Наряду с другими данный метод дает возможность оценки управленческих решений и влияний внешней среды, в том числе негативных, как на отдельных субъектов экономики, так и на макропоказатели в целом.
Для совершенствования системы государственного и муниципального управления с целью снижения затрат труда в рамках действующего законодательства целесообразно применение автоматизированных и интеллектуальных информационных технологий.
Результаты проведенного исследования позволят разработать методические рекомендации по оптимизации времени исполнения типовых деловых процессов муниципалитета с использованием математического моделирования.
Рецензенты:Ямщиков А.С., д.э.н., доцент, профессор кафедры экономики и информационных технологий менеджмента института управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета (Министерство образования и науки РФ), г. Красноярск;
Ходос Д.В., д.э.н., доцент, профессор кафедры экономики и информационных технологий менеджмента института управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета (Министерство образования и науки РФ), г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Богданова О.В., Шигина А.А., Цепкова М.И., Загрунная М.А., Конончук А.М., Решетникова К.В., Хохрякова Е.С. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ПРОЦЕССОВ МУНИЦИПАЛИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16025 (дата обращения: 19.09.2024).