В современных социально-экономических условиях задача опережающего развития территорий является одной из центральных в практике государственного и муниципального управления в Российской Федерации. При этом во многих исследованиях отмечается неоднозначность трактовок понятия «опережающее развитие» [1]. В одних источниках преобладает понимание того, что «опережающий» означает «более быстрый, чем у других», т.е. территориальные образования различных уровней должны проходить определенные этапы за более короткие сроки по сравнению с аналогичными социально-экономическими системами. В то же время в других под «опережающим развитием» может пониматься и более быстрое развитие территориального образования по сравнению с «самим собой», полученное путем экстраполяции предшествующей динамики развития. На наш взгляд, данная точка зрения представляет больший интерес, поскольку здесь речь идет о максимизации использования потенциала социально-экономической системы и ее конкурентных преимуществах [1, 8].
Следует отметить, что на сегодняшний день уже существуют модели опережающего развития территориальных образований, но они используются преимущественно на макроуровне для оценки опережающего развития стран. Так, например, система опережающих индикаторов в странах-членах ОЭСР включает в себя такие показатели, как количество денег в обращении, фондовый индекс, учетная кредитная ставка, индекс «условий торговли», начатые строительные проекты, продажи в розничной торговле, индекс цен, «портфель» заказов, продажи легковых автомобилей, динамика объемов кредитования, разрешения на строительные проекты, реальная заработная плата, запасы готовой продукции, запасы сырья и материалов, предупреждения об увольнении, вакансии, общий объем экспорта, торговый баланс [9]. В США ежемесячно рассчитывается средневзвешенный индекс следующих опережающих показателей: производственные заказы, заявки на пособия по безработице, показатели денежной массы, средняя рабочая неделя, разрешения на строительство, цены на основные акции, заказы на товары длительного пользования, индекс потребительского доверия [10]. Для России подобной стройной системы индикаторов опережающего развития до сих пор не создано, что во многом объясняется незаконченными до недавнего времени трансформационными преобразованиями в экономике, продолжительным спадом производства и др. Среди отечественных ученых-экономистов, занимающихся исследованиями в данной области, можно выделить труды С.Смирнова, предложившего включить в сводный опережающий индекс такие показатели, как платежеспособный спрос к норме, запасы к норме, рост обеспеченности собственными средствами, цена нефти Urals, официальный курс ЦБ за 1 доллар США, долларовый индекс “Moscow Times” и реальная ставка MIACR-overnight [7].
Недостатком предложенных подходов, помимо громоздкости расчетов некоторых показателей, является то, что они в большей степени пригодны для рассмотрения конкурентоспособности страны с позиции участников рынка ценных бумаг, а не органов государственной власти и инвесторов, кроме того, без значительных корректировок они не могут применяться к социально-экономическим системам более низкого уровня, в частности, к регионам и отдельным территориям – муниципальным образованиям.
При этом в современных условиях создание территорий опережающего развития является весьма актуальной задачей. В настоящее время заканчивается подготовка законопроекта «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах господдержки регионов Дальнего Востока». На первый взгляд территории опережающего развития (ТОР) очень похожи на особые экономические зоны, однако в отношении новых территориальных образований будет использован более существенный перечень льгот.
Предполагается, что на ТОР будет действовать особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, который заключается в следующем [2]:
особый режим землепользования;
установление льготных ставок арендной платы;
налоговые льготы и льготы по страховым платежам;
особый режим государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля;
льготное подключение к объектам объектов инфраструктуры ТОР;
предоставление государственных услуг на ТОР;
применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
применение технических и санитарных регламентов наиболее развитых стран ОЭСР;
возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности в ТОР квалифицированный иностранный персонал.
Основное же отличие ТОР от особых экономических зон состоит в возможности создания условий для конкретного инвестора.
Несмотря на тщательность проработки преференциальных составляющих, в проекте закона не содержится подходов и методов оценки комплексного экономического роста и конкурентоспособности территорий с учетом динамики их развития, хотя очевидно, что для подобных образований прогнозирование их будущего состояния является важнейшей задачей.
Ниже рассмотрим создание на основе нового подхода модели прогнозирования прироста конкурентоспособности территорий с учетом индикаторов опережающего развития.
По аналогии с моделями, представленными в работах [3, 4, 5, 6], экономико-математическая модель оценки конкурентоспособности территории может быть представлена следующим образом:
где - конкурентоспособность территории;
- коэффициент значимости i-ого фактора (определяется экспертным путем посредством анкетирования);
- географический фактор;
- природно-ресурсный фактор;
- экологический фактор;
- фактор промышленного производства;
- фактор агропромышленного производства;
- социальный фактор;
- финансово-экономический фактор;
- инфраструктурный фактор;
- инновационный фактор;
- инвестиционный фактор.
Для повышения эффективности управления конкурентоспособностью территории необходимо определить, как, сильно или слабо, ее факторы связаны с теми или иными индикаторами опережающего развития. Знание взаимосвязей вышеуказанных факторов и индикаторов делает возможным задать иное, более эффективное движение по траектории развития территориального образования.
В [5] был сформирован комплекс из 182 показателей, в совокупности определяющих 10 факторов конкурентоспособного развития. Проведенный анализ позволил выбрать среди указанных шесть наиболее значимых, влияющих на опережающее развитие территории показателей (далее - индикаторов опережающего развития). К ним мы отнесли:
доступность кредитных ресурсов;
наличие реальных вакансий;
планируемые поступления в региональный бюджет;
инновационную активность;
количество разрешений на строительство;
темпы роста в строительстве.
Для проверки качества модели и недопущения включения в нее коррелируемых переменных была составлена матрица межиндикаторной корреляции, представленная в таблице 1.
Таблица 1
Матрица межиндикаторной корреляции
|
Темпы роста в строительстве |
Доступность кредитных ресурсов |
Наличие реальных вакансий |
Планируемые поступления в региональный бюджет |
Инновационная активность |
Количество разрешений на строительство |
Темпы роста в строительстве |
1,00 |
|
|
|
|
|
Доступность кредитных ресурсов |
0,90 |
1,00 |
|
|
|
|
Наличие реальных вакансий |
0,63 |
0,64 |
1,00 |
|
|
|
Планируемые поступления в региональный бюджет |
0,72 |
0,63 |
0,63 |
1,00 |
|
|
Инновационная активность |
0,77 |
0,62 |
0,53 |
0,50 |
1,00 |
|
Количество разрешений на строительство |
0,90 |
0,65 |
0,43 |
0,43 |
0,37 |
1,00 |
Как следует из таблицы 1, если включить все предложенные индикаторы опережающего развития, то в модели будут присутствовать явно коллинеарные переменные. Для устранения этого явления и улучшения качества модели из нее необходимо исключить индикатор «Темпы роста в строительстве», имеющий очень тесные связи с другими индикаторами. После проведения процедуры отсева в модели отсутствует коллинеарность, что дает возможность определить изолированное влияние индикаторов на результативный показатель (прогнозный прирост конкурентоспособности территории), произвести интерпретацию полученных параметров модели.
Для определения взаимосвязей между индикаторами опережающего развития и базовыми факторами конкурентоспособности был проведен корреляционный анализ, где были использованы агрегированные значения факторов конкурентоспособности территорий. Очевидно, что многие из показателей этих факторов имеют нечисловую природу, поэтому они были приведены к квазиколичественному типу процедурой неравномерной оцифровки. Результаты анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты оценки тесноты связи между факторами конкурентоспособности и индикаторами опережающего развития территории
Факторы конкурентоспособности |
Индикаторы опережающего развития |
||||
Доступность кредитных ресурсов |
Наличие реальных вакансий |
Планируемые поступления в региональный бюджет |
Инновационная активность |
Количество разрешений на строительство |
|
Географический фактор |
0,03 |
0,37 |
0,17 |
0 |
0,17 |
Природно-ресурсный фактор |
0,2 |
0,3 |
0,23 |
0,13 |
0,27 |
Экологический фактор |
0 |
0,03 |
0,33 |
0,07 |
0,17 |
Фактор промышленного производства |
0,6 |
0,77 |
0,7 |
0,8 |
0,57 |
Фактор агропромышленного производства |
0,6 |
0,77 |
0,7 |
0,67 |
0,42 |
Социальные факторы |
0,57 |
0,87 |
0,47 |
0,37 |
0,47 |
Финансово-экономический фактор |
1 |
0,83 |
0,87 |
0,67 |
0,63 |
Инфраструктурный фактор |
0,7 |
0,43 |
0,53 |
0,43 |
0,83 |
Инновационный фактор |
0,67 |
0,63 |
0,63 |
1 |
0,4 |
Инвестиционный фактор |
0,93 |
0,8 |
0,93 |
0,83 |
0,8 |
Анализ выявленных корреляционных отношений между факторами конкурентоспособности и индикаторами опережающего развития показывает:
индикатор опережающего развития «Доступность кредитных ресурсов» имеет высокую силу связи с инфраструктурным фактором и весьма высокую - с финансово-экономическим и инвестиционным факторами;
индикатор опережающего развития «Наличие реальных вакансий» имеет высокую силу связи с факторами агропромышленного и промышленного производства, инвестиционным, финансово-экономическим и социальным факторами;
индикатор опережающего развития «Планируемые поступления в региональный бюджет» имеет высокую силу связи с факторами агропромышленного и промышленного производства, финансово-экономическим фактором и весьма высокую – с инвестиционным фактором;
индикатор опережающего развития «Инновационная активность» имеет высокую силу связи с фактором промышленного производства и инвестиционным фактором, а также весьма высокую – с инновационным фактором;
индикатор опережающего развития «Количество разрешений на строительство» имеет высокую силу связи с инфраструктурным и инвестиционным факторами.
Модель определения эффективного прогнозного прироста конкурентоспособности территории может быть представлена в следующем виде:
где - прогнозный прирост конкурентоспособность территории;
- коэффициент значимости i-ого индикатора (определяется экспертным путем посредством анкетирования);
DKR - доступность кредитных ресурсов;
NRV - наличие реальных вакансий;
PPRB - планируемые поступления в региональный бюджет;
IA - инновационная активность;
KRS - количество разрешений на строительство.
Проведенный анализ показывает, что предложенная модель на основе взаимосвязи факторов конкурентоспособности территории и индикаторов опережающего развития позволяет оценить в краткосрочной перспективе (до 6 месяцев) эффективное прогнозное значение прироста конкурентоспособности социально-экономической системы. Для оценки адекватности модели для среднесрочного прогнозирования требуется дополнительное исследование подтвержденных прошлых периодов и сопоставление их данных с прогнозными. При этом модель отличается компактностью и простотой расчета составляющих, которые могут быть легко интерпретируемы. Модель может быть использована в практической деятельности органов государственной власти и стратегических инвесторов. При незначительной доработке она может быть трансформирована для прогнозирования конкурентоспособности территориальных образований любого уровня.
Рецензенты:Дровянников В.И., д.э.н., профессор, проректор по учебной и воспитательной работе Международного института рынка, г. Самара;
Герасимов Б.Н., д.э.н., профессор кафедры менеджмента Самарского института бизнеса и управления, г. Самара.
Библиографическая ссылка
Рамзаев В.М., Кукольникова Е.А., Нестерова С.И. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ ИНДИКАТОРОВ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16011 (дата обращения: 09.12.2024).