Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ ИНДИКАТОРОВ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

Рамзаев В.М. 1 Кукольникова Е.А. 1 Нестерова С.И. 1
1 ЧОУ ВО «Международный институт рынка»
На современном этапе развития нашей страны большое внимание уделяется территориям опережающего социально-экономического развития. Однако, несмотря на разработку законопроектов по данным территориальным образованиям, вопросам, касающимся определения их прогнозного состояния в краткосрочной и среднесрочной перспективе, уделяется недостаточно внимания. Для решения данной задачи в статье предлагается модель прогнозирования динамики изменения конкурентоспособности территорий на основе индикаторов опережающего развития. С помощью корреляционного анализа были выявлены связи между факторами конкурентоспособности территории и индикаторами опережающего развития. Модель позволяет провести оценку приращения конкурентоспособности территорий в краткосрочной перспективе и выработать управленческие решения по развитию территориальных образований. Предложенный подход может быть рекомендован органам государственной власти и бизнесу при принятии инвестиционных и управленческих решений.
прогнозирование конкурентоспособности.
территории опережающего развития
корреляционный анализ
индикаторы опережающего развития
конкурентоспособность территориального образования
1. Букреев, А.М. Стратегия опережающего развития региона: опыт разработки и механизмы реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года [Электронный ресурс] / А.М. Букреев, И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский, В.Н. Эйтингон. http://innclub.info/wp-content/uploads/2012/09/Букреев-Рисин-Трещевский-Эйтингон.doc. - Загл. с экрана (дата обращения: 12.09.2014).
2. На Дальнем Востоке предлагается создавать территории опережающего социально-экономического развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/32812.html. - Загл. с экрана (дата обращения: 12.11.2014).
3. Нестерова, С.И. Модель оценки интегрального уровня конкурентоспособности региона [Текст] / С.И. Нестерова // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия Экономика. - 2013. - №4 (30). - C. 47 – 53.
4. Нестерова, С.И. Модель оценки конкурентоспособности региона для бизнеса на основе агрегированных показателей [Электронный ресурс] / С.И. Нестерова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - Режим доступа: www.science-education.ru/113-11034. - Загл. с экрана (дата обращения: 12.08.2014).
5. Повышение конкурентоспособности муниципальных образований Самарской области: отчет о научно-исследовательской работе [Текст]. – Самара: НОУ ВПО «Международный институт рынка, 2007.
6. Рамзаев, М.В. Модели и механизмы управления конкурентоспособностью муниципальных образований на основе инвестиционного развития (на примере малых городов Самарской области) [Текст] / М.В. Рамзаев: диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.13 / Рамзаев Михаил Владимирович; [Место защиты: ГОУ ВПО «Самарский государственный аэрокосмический университет»].- Самара, 2010.- 153 с.: ил.
7. Смирнов, С. Система опережающих индикаторов для России [Текст] / С. Смирнов // Вопрос экономики. – 2001. - №3. – С. 23 – 42.
8. Чумак, В.Г. Конкурентоспособность как синергетическая характеристика кластерного развития социально-экономических систем [Текст] / В.Г. Чумак, В.М. Рамзаев, Е.А. Кукольникова, Н.С. Шестова // Альманах современной науки и образования. – 2011. - №1. – С. 173 - 177.
9. OECD Composite Leading Indicators – a Tool for Shot-term Analysis [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd.org/std/li1.html. - Загл. с экрана (дата обращения: 12.08.2014).
10. The Conference Board. Business Cycle Indicators [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tcb-indicators.org. - Загл. с экрана (дата обращения: 12.08.2014).

В современных социально-экономических условиях задача опережающего развития территорий является одной из центральных в практике государственного и муниципального управления в Российской Федерации. При этом во многих исследованиях отмечается неоднозначность трактовок понятия «опережающее развитие» [1]. В одних источниках преобладает понимание того, что «опережающий» означает «более быстрый, чем у других», т.е. территориальные образования различных уровней должны проходить определенные этапы за более короткие сроки по сравнению с аналогичными социально-экономическими системами. В то же время в других под «опережающим развитием» может пониматься и более быстрое развитие территориального образования по сравнению с «самим собой», полученное путем экстраполяции предшествующей динамики развития. На наш взгляд, данная точка зрения представляет больший интерес, поскольку здесь речь идет о максимизации использования потенциала социально-экономической системы и ее конкурентных преимуществах [1, 8].

Следует отметить, что на сегодняшний день уже существуют модели опережающего развития территориальных образований, но они используются преимущественно на макроуровне для оценки опережающего развития стран. Так, например, система опережающих индикаторов в странах-членах ОЭСР включает в себя такие показатели, как количество денег в обращении, фондовый индекс, учетная кредитная ставка, индекс «условий торговли», начатые строительные проекты, продажи в розничной торговле, индекс цен, «портфель» заказов, продажи легковых автомобилей, динамика объемов кредитования, разрешения на строительные проекты, реальная заработная плата, запасы готовой продукции, запасы сырья и материалов, предупреждения об увольнении, вакансии, общий объем экспорта, торговый баланс [9]. В США ежемесячно рассчитывается средневзвешенный индекс следующих опережающих показателей: производственные заказы, заявки на пособия по безработице, показатели денежной массы, средняя рабочая неделя, разрешения на строительство, цены на основные акции, заказы на товары длительного пользования, индекс потребительского доверия [10]. Для России подобной стройной системы индикаторов опережающего развития до сих пор не создано, что во многом объясняется незаконченными до недавнего времени трансформационными преобразованиями в экономике, продолжительным спадом производства и др. Среди отечественных ученых-экономистов, занимающихся исследованиями в данной области, можно выделить труды С.Смирнова, предложившего включить в сводный опережающий индекс такие показатели, как платежеспособный спрос к норме, запасы к норме, рост обеспеченности собственными средствами, цена нефти Urals, официальный курс ЦБ за 1 доллар США, долларовый индекс “Moscow Times” и реальная ставка MIACR-overnight [7].

Недостатком предложенных подходов, помимо громоздкости расчетов некоторых показателей, является то, что они в большей степени пригодны для рассмотрения конкурентоспособности страны с позиции участников рынка ценных бумаг, а не органов государственной власти и инвесторов, кроме того, без значительных корректировок они не могут применяться к социально-экономическим системам более низкого уровня, в частности, к регионам и отдельным территориям – муниципальным образованиям.

При этом в современных условиях создание территорий опережающего развития является весьма актуальной задачей. В настоящее время заканчивается подготовка законопроекта «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах господдержки регионов Дальнего Востока». На первый взгляд территории опережающего развития (ТОР) очень похожи на особые экономические зоны, однако в отношении новых территориальных образований будет использован более существенный перечень льгот.

Предполагается, что на ТОР будет действовать особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, который заключается в следующем [2]:

особый режим землепользования;

установление льготных ставок арендной платы;

налоговые льготы и льготы по страховым платежам;

особый режим государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля;

льготное подключение к объектам объектов инфраструктуры ТОР;

предоставление государственных услуг на ТОР;

применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;

применение технических и санитарных регламентов наиболее развитых стран ОЭСР;

возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности в ТОР квалифицированный иностранный персонал.

Основное же отличие ТОР от особых экономических зон состоит в возможности создания условий для конкретного инвестора.

Несмотря на тщательность проработки преференциальных составляющих, в проекте закона не содержится подходов и методов оценки комплексного экономического роста и конкурентоспособности территорий с учетом динамики их развития, хотя очевидно, что для подобных образований прогнозирование их будущего состояния является важнейшей задачей.

Ниже рассмотрим создание на основе нового подхода модели прогнозирования прироста конкурентоспособности территорий с учетом индикаторов опережающего развития.

По аналогии с моделями, представленными в работах [3, 4, 5, 6], экономико-математическая модель оценки конкурентоспособности территории может быть представлена следующим образом:

где  - конкурентоспособность территории;

 - коэффициент значимости i-ого фактора (определяется экспертным путем посредством анкетирования);

 - географический фактор;

 - природно-ресурсный фактор;

 - экологический фактор;

 - фактор промышленного производства;

- фактор агропромышленного производства;

- социальный фактор;

- финансово-экономический фактор;

- инфраструктурный фактор;

- инновационный фактор;

- инвестиционный фактор.

Для повышения эффективности управления конкурентоспособностью территории необходимо определить, как, сильно или слабо, ее факторы связаны с теми или иными индикаторами опережающего развития. Знание взаимосвязей вышеуказанных факторов и индикаторов делает возможным задать иное, более эффективное движение по траектории развития территориального образования.

В [5] был сформирован комплекс из 182 показателей, в совокупности определяющих 10 факторов конкурентоспособного развития. Проведенный анализ позволил выбрать среди указанных шесть наиболее значимых, влияющих на опережающее развитие территории показателей (далее - индикаторов опережающего развития). К ним мы отнесли:

доступность кредитных ресурсов;

наличие реальных вакансий;

планируемые поступления в региональный бюджет;

инновационную активность;

количество разрешений на строительство;

темпы роста в строительстве.

Для проверки качества модели и недопущения включения в нее коррелируемых переменных была составлена матрица межиндикаторной корреляции, представленная в таблице 1.

 

Таблица 1

Матрица межиндикаторной корреляции

 

Темпы роста в строительстве

Доступность кредитных ресурсов

Наличие реальных вакансий

Планируемые поступления в региональный бюджет

Инновационная активность

Количество разрешений на строительство

Темпы роста в строительстве

1,00

 

 

 

 

 

Доступность кредитных ресурсов

0,90

1,00

 

 

 

 

Наличие реальных вакансий

0,63

0,64

1,00

 

 

 

Планируемые поступления в региональный бюджет

0,72

0,63

0,63

1,00

 

 

Инновационная активность

0,77

0,62

0,53

0,50

1,00

 

Количество разрешений на строительство

0,90

0,65

0,43

0,43

0,37

1,00

 

Как следует из таблицы 1, если включить все предложенные индикаторы опережающего развития, то в модели будут присутствовать явно коллинеарные переменные. Для устранения этого явления и улучшения качества модели из нее необходимо исключить индикатор «Темпы роста в строительстве», имеющий очень тесные связи с другими индикаторами. После проведения процедуры отсева в модели отсутствует коллинеарность, что дает возможность определить изолированное влияние индикаторов на результативный показатель (прогнозный прирост конкурентоспособности территории), произвести интерпретацию полученных параметров модели.

Для определения взаимосвязей между индикаторами опережающего развития и базовыми факторами конкурентоспособности был проведен корреляционный анализ, где были использованы агрегированные значения факторов конкурентоспособности территорий. Очевидно, что многие из показателей этих факторов имеют нечисловую природу, поэтому они были приведены к квазиколичественному типу процедурой неравномерной оцифровки. Результаты анализа представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Результаты оценки тесноты связи между факторами конкурентоспособности и индикаторами опережающего развития территории

Факторы конкурентоспособности

Индикаторы опережающего развития

Доступность кредитных ресурсов

Наличие реальных вакансий

Планируемые поступления в региональный бюджет

Инновационная активность

Количество разрешений на строительство

Географический фактор

0,03

0,37

0,17

0

0,17

Природно-ресурсный фактор

0,2

0,3

0,23

0,13

0,27

Экологический фактор

0

0,03

0,33

0,07

0,17

Фактор промышленного производства

0,6

0,77

0,7

0,8

0,57

Фактор агропромышленного производства

0,6

0,77

0,7

0,67

0,42

Социальные факторы

0,57

0,87

0,47

0,37

0,47

Финансово-экономический фактор

1

0,83

0,87

0,67

0,63

Инфраструктурный фактор

0,7

0,43

0,53

0,43

0,83

Инновационный фактор

0,67

0,63

0,63

1

0,4

Инвестиционный фактор

0,93

0,8

0,93

0,83

0,8

 

Анализ выявленных корреляционных отношений между факторами конкурентоспособности и индикаторами опережающего развития показывает:

индикатор опережающего развития «Доступность кредитных ресурсов» имеет высокую силу связи с инфраструктурным фактором и весьма высокую - с финансово-экономическим и инвестиционным факторами;

 индикатор опережающего развития «Наличие реальных вакансий» имеет высокую силу связи с факторами агропромышленного и промышленного производства, инвестиционным, финансово-экономическим и социальным факторами;

индикатор опережающего развития «Планируемые поступления в региональный бюджет» имеет высокую силу связи с факторами агропромышленного и промышленного производства, финансово-экономическим фактором и весьма высокую – с инвестиционным фактором;

индикатор опережающего развития «Инновационная активность» имеет высокую силу связи с фактором промышленного производства и инвестиционным фактором, а также весьма высокую – с инновационным фактором;

индикатор опережающего развития «Количество разрешений на строительство» имеет высокую силу связи с инфраструктурным и инвестиционным факторами.

Модель определения эффективного прогнозного прироста конкурентоспособности территории может быть представлена в следующем виде:

где  - прогнозный прирост конкурентоспособность территории;

 - коэффициент значимости i-ого индикатора (определяется экспертным путем посредством анкетирования);

DKR - доступность кредитных ресурсов;

NRV - наличие реальных вакансий;

PPRB - планируемые поступления в региональный бюджет;

IA - инновационная активность;

KRS - количество разрешений на строительство.

Проведенный анализ показывает, что предложенная модель на основе взаимосвязи факторов конкурентоспособности территории и индикаторов опережающего развития позволяет оценить в краткосрочной перспективе (до 6 месяцев) эффективное прогнозное значение прироста конкурентоспособности социально-экономической системы. Для оценки адекватности модели для среднесрочного прогнозирования требуется дополнительное исследование подтвержденных прошлых периодов и сопоставление их данных с прогнозными. При этом модель отличается компактностью и простотой расчета составляющих, которые могут быть легко интерпретируемы. Модель может быть использована в практической деятельности органов государственной власти и стратегических инвесторов. При незначительной доработке она может быть трансформирована для прогнозирования конкурентоспособности территориальных образований любого уровня.

Рецензенты:

Дровянников В.И., д.э.н., профессор, проректор по учебной и воспитательной работе Международного института рынка, г. Самара;

Герасимов Б.Н., д.э.н., профессор кафедры менеджмента Самарского института бизнеса и управления, г. Самара.


Библиографическая ссылка

Рамзаев В.М., Кукольникова Е.А., Нестерова С.И. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ ИНДИКАТОРОВ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16011 (дата обращения: 09.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674