Выше сказанное позволило сформировать цель исследования - провести анализ соматического здоровья юношей, обучающихся в ведущих вузах города Белгорода.
Материал и методы исследования
Исследование проводилось на базе ведущих вузов города Белгорода. В нем приняли участие около 2000 юношей.
На основании собранных данных, характеризующих физическое развитие, физическую подготовленность, функциональную тренированность студентов выбранных вузов, была проведена оценка соматического здоровья с помощью методики Г.Л. Апанасенко [1]. Были рассчитаны показатели, суммирование которых позволило дать заключение об уровне здоровья юношей, обучающихся в вузах города Белгорода.
Результаты исследования и их обсуждение
Расчёт весоростовых соотношений путём выведения индекса Кетле свидетельствует, что у большинства студентов 1-го курса отмечается дефицит массы тела - их вес расценивается как «ниже среднего» (19,7 усл.ед.). Вес студентов 2-го и 3-го курса соответствует позиции «средний» (20,3 усл.ед. и 21,1 усл.ед. соответственно). Различия достоверны.
Расчёт жизненного индекса показал, что функция внешнего дыхания и аэробные возможности большинства обследуемых юношей характеризуются как «выше среднего» (61-65 усл.ед.): 62,4 усл.ед. - у первокурсников, 60,9 усл.ед. - у второкурсников, 61,8 усл.ед. - у третьекурсников. При этом по баллам результаты студентов 2-го и 3-го курсов достоверно лучше, чем результаты студентов 1-го курса.
Расчёт силового индекса показал, что у большинства обследованных юношей очень слабо развита относительная сила - её средний уровень расценивается как «низкий» (менее 60 усл.ед.): 56,4 усл.ед. - у первокурсников, 55,9 усл.ед. - у второкурсников, 55,8 усл.ед. - у третьекурсников. По баллам результаты студентов 1-го курса достоверно хуже, чем студентов 2-го и 3-го курсов. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Соматическое здоровье студентов (основное учебное отделение)
Показатели |
1 курс |
2 курс |
Р |
1 курс |
3 курс |
Р |
2 курс |
3 курс |
Р |
|||||||||||||
М |
± |
m |
М |
± |
m |
М |
± |
m |
М |
± |
m |
М |
± |
m |
М |
± |
m |
|||||
Индекс массы тела Кетле (усл.ед.) |
|
19,66 |
± |
0,22 |
20,25 |
± |
0,21 |
|
19,66 |
± |
0,22 |
21,08 |
± |
0,13 |
* |
20,25 |
± |
0,21 |
21,08 |
± |
0,13 |
* |
баллы |
-1,11 |
± |
0,06 |
-0,10 |
± |
0,07 |
* |
-1,11 |
± |
0,06 |
0,00 |
± |
0,13 |
* |
-0,10 |
± |
0,07 |
0,00 |
± |
0,13 |
|
|
Жизненный индекс (усл.ед.) |
|
62,38 |
± |
0,77 |
60,90 |
± |
0,95 |
|
62,38 |
± |
0,77 |
61,80 |
± |
1,52 |
|
60,90 |
± |
0,95 |
61,80 |
± |
1,52 |
|
баллы |
1,54 |
± |
0,10 |
2,64 |
± |
0,10 |
* |
1,54 |
± |
0,10 |
2,63 |
± |
0,12 |
* |
2,64 |
± |
0,10 |
2,63 |
± |
0,12 |
|
|
Силовой индекс (усл.ед.) |
|
56,38 |
± |
0,59 |
55,92 |
± |
1,24 |
|
56,38 |
± |
0,59 |
55,81 |
± |
1,57 |
|
55,92 |
± |
1,24 |
55,81 |
± |
1,57 |
|
баллы |
-0,44 |
± |
0,06 |
1,46 |
± |
0,16 |
* |
-0,44 |
± |
0,06 |
1,43 |
± |
0,22 |
* |
1,46 |
± |
0,16 |
1,43 |
± |
0,22 |
|
|
Время восстановления ЧСС после 20-ти приседаний за 30 с (сек) |
|
92,37 |
± |
2,92 |
90,00 |
± |
3,24 |
|
92,37 |
± |
2,92 |
69,55 |
± |
6,63 |
* |
90,00 |
± |
3,24 |
69,55 |
± |
6,63 |
* |
баллы |
2,28 |
± |
0,20 |
2,67 |
± |
0,26 |
|
2,28 |
± |
0,20 |
3,64 |
± |
0,55 |
* |
2,67 |
± |
0,26 |
3,64 |
± |
0,55 |
|
|
Индекс Робинсона (усл.ед.) |
|
102,88 |
± |
1,23 |
109,27 |
± |
2,57 |
* |
102,88 |
± |
1,23 |
87,12 |
± |
8,03 |
* |
109,27 |
± |
2,57 |
87,12 |
± |
8,03 |
* |
баллы |
-0,81 |
± |
0,08 |
-1,00 |
± |
0,13 |
|
-0,81 |
± |
0,08 |
-0,88 |
± |
0,20 |
|
-1,00 |
± |
0,13 |
-0,88 |
± |
0,20 |
|
|
Общая оценка уровня здоровья |
1,46 |
± |
0,23 |
5,67 |
± |
0,34 |
* |
1,46 |
± |
0,23 |
6,37 |
± |
0,65 |
* |
5,67 |
± |
0,34 |
6,37 |
± |
0,65 |
|
* - Р ≤ 0,05 по t - критерию Стьюдента
Средние значения времени восстановления ЧСС после 20-ти приседаний, выполненных за 30 сек, позволяют оценить скорость восстановления сердечно-сосудистой системы после нагрузки как удовлетворительную у студентов 1-го и 2-го курсов и как хорошую - у студентов 3-го курса. В частности, ЧСС восстановилась к исходному уровню через 1 мин 32 сек у первокурсников и через 1 мин 30 сек - у второкурсников, что соответствует позиции «средне». У третьекурсников восстановление ЧСС после нагрузки произошло через 1 мин 10 сек, что соответствует позиции «выше среднего». Различия достоверны.
Расчёт индекса Робинсона показал, что аэробные возможности (энергопотенциал) первокурсников и второкурсников весьма скромны - их результаты соответствуют позиции «ниже среднего»: 102,9 усл.ед. - у первокурсников, 109,3 усл.ед. - у второкурсников. Аэробные возможности студентов 3-го курса расцениваются как средние: 87,1 усл.ед. Результаты студентов 3-го курса достоверно лучше, чем студентов 1-го и 2-го курсов. Результаты студентов 1-го курса достоверно лучше, чем студентов 2-го курса.
Общий балл, выставленный по совокупности всех рассчитанных показателей и позволяющий сделать заключение об уровне соматического здоровья студентов, составил: 1,5 балла - у первокурсников, 5,7 балла - у второкурсников, 6,4 балла - у третьекурсников. Полученные результаты характеризуют уровень соматического здоровья студентов 1-го курса как «низкий», студентов 2-го и 3-го курсов - как «ниже среднего». Несмотря на достоверно более высокий балл у студентов 3-го курса, в целом, следует констатировать очевидную нехватку здоровья у юношей, обучающихся в НИУ «БелГУ».
В связи с тем, что в последние годы отмечается рост количества студентов, имеющих различные нарушения в здоровье, которым предписано заниматься физической культурой в специальной медицинской группе, была поставлена задача сравнить основные показатели соматического здоровья студентов ОУО и СУО с тем, чтобы выделить наиболее типичный характер нарушений здоровья у студентов СУО, а также степень риска возникновения аналогичных нарушений здоровья у студентов ОУО.
Кроме того, было проанализировано состояние соматического здоровья студентов факультета физической культуры НИУ «БелГУ» (ФФК), являющихся действующими спортсменами, с тем, чтобы установить значение влияния систематической двигательной активности на общий уровень здоровья юношей 17-19 лет.
Сравнение показателей соматического здоровья студентов ОУО, СУО, ФФК проводилось с помощью методики Г.Л. Апанасенко [1].
Расчёт весоростовых соотношений путём выведения индекса Кетле показал, что у большинства юношей ОУО и СУО это показатель здоровья находится на удовлетворительном уровне - их вес расценивается как «средний» (20,3 усл.ед. и 21,1 усл.ед. соответственно). У студентов ФФК соотношение роста и массы тела считается оптимальным и соответствует «высокому» уровню (40,1 усл.ед.). Результаты студентов ФФК достоверно лучше.
Расчёт жизненного индекса показал, что функция внешнего дыхания и аэробные возможности характеризуются как: «выше среднего» - у студентов ФФК и ОУО (64,2 усл.ед. и 61,7 усл.ед. соответственно); как «средние» - у студентов СУО (56,9 усл.ед). Результаты студентов ФФК достоверно лучше, чем студентов ОУО и СУО. Результаты студентов ОУО достоверно лучше, чем студентов СУО.
Расчёт силового индекса показал, что у большинства обследованных юношей, даже у спортсменок, относительная сила развита недостаточно: её средний уровень у студентов ОУО и СУО расценивается как «низкий» (56,0 усл.ед. и 53,0 усл.ед. соответственно); у студенток ФФК - как «ниже среднего» (61,4 усл.ед.). Достоверных различий между группами не выявлено.
Средние значения времени восстановления ЧСС после 20-ти приседаний, выполненных за 30 сек, позволяет оценить скорость восстановления сердечно-сосудистой системы после нагрузки как удовлетворительную у большинства обследованных студентов ФФК и СУО, как хорошую - у студентов ОУО. В частности, у студентов ОУО ЧСС восстановилась к исходному уровню в среднем через 1 мин 24 сек, что соответствует позиции «выше среднего». У студентов СУО восстановление ЧСС произошло через 1 мин 42 сек, у студентов ФФК - через 1 мин 47 сек, что в обоих случаях соответствует позиции «средне». Различия достоверны.
Расчёт индекса Робинсона показал, что аэробные возможности (энергопотенциал) большинства обследованных студентов весьма скромны: результаты студентов ОУО и ФФК соответствуют позиции «ниже среднего» (99,8 усл.ед. и 100,4 усл.ед. соответственно); результаты студентов СУО соответствуют позиции «низкий» (115,5 усл.ед). При этом по баллам результаты студентов ФФК достоверно лучше, чем студентов ОУО и СУО. Результаты студентов ОУО достоверно лучше, чем студентов СУО.
Общий балл, выставленный по совокупности всех рассчитанных показателей и позволяющий сделать заключение об уровне соматического здоровья студентов, относящихся, по заключению врачей, к разным медицинским группам, составил: 4,5 балла - у студентов ОУО, 0,8 балла - у студентов СУО, 9,7 балла - у студентов ФФК. Полученные результаты однозначно характеризуют уровень соматического здоровья юношей, регулярно не занимающихся спортом, как ниже среднего (студенты ОУО) и низкий (студенты СУО). Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Соматическое здоровье студентов, относящихся к основному учебному отделению, специальному учебному отделению и факультету физической культуры
Показатели |
ОУО |
ФФК |
Р |
ОУО |
СУО |
Р |
СУО |
ФФК |
Р |
|||||||||||||
М |
± |
m |
М |
± |
m |
М |
± |
m |
М |
± |
m |
М |
± |
m |
М |
± |
m |
|||||
Индекс массы тела Кетле (усл.ед.) |
|
20,33 |
± |
0,41 |
40,77 |
± |
0,57 |
* |
20,33 |
± |
0,41 |
21,08 |
± |
0,39 |
|
21,08 |
± |
0,39 |
40,77 |
± |
0,57 |
* |
баллы |
-0,40 |
± |
0,35 |
0,50 |
± |
0,10 |
|
-0,40 |
± |
0,35 |
-1,07 |
± |
0,12 |
|
-1,07 |
± |
0,12 |
0,50 |
± |
0,10 |
* |
|
Жизненный индекс (усл.ед.) |
|
61,69 |
± |
0,43 |
64,20 |
± |
0,55 |
* |
61,69 |
± |
0,43 |
56,87 |
± |
0,75 |
* |
56,87 |
± |
0,75 |
64,20 |
± |
0,55 |
* |
баллы |
2,27 |
± |
0,37 |
3,13 |
± |
0,59 |
* |
2,27 |
± |
0,37 |
0,67 |
± |
0,33 |
* |
0,67 |
± |
0,33 |
3,13 |
± |
0,59 |
* |
|
Силовой индекс (усл.ед.) |
|
56,04 |
± |
0,17 |
61,40 |
± |
3,15 |
|
56,04 |
± |
0,17 |
53,00 |
± |
1,38 |
|
53,00 |
± |
1,38 |
61,40 |
± |
3,15 |
|
баллы |
0,82 |
± |
0,63 |
1,57 |
± |
0,69 |
|
0,82 |
± |
0,63 |
-0,42 |
± |
0,17 |
|
-0,42 |
± |
0,17 |
1,57 |
± |
0,69 |
* |
|
Время восстановления ЧСС после 20-ти приседаний за 30 с (сек) |
|
83,97 |
± |
7,24 |
107,00 |
± |
0,07 |
* |
83,97 |
± |
7,24 |
102,37 |
± |
3,24 |
|
102,37 |
± |
3,24 |
107,00 |
± |
0,07 |
|
баллы |
2,86 |
± |
0,40 |
3,73 |
± |
0,15 |
|
2,86 |
± |
0,40 |
2,62 |
± |
0,08 |
|
2,62 |
± |
0,08 |
3,73 |
± |
0,15 |
* |
|
Индекс Робинсона (усл.ед.) |
|
99,76 |
± |
6,58 |
100,43 |
± |
2,03 |
|
99,76 |
± |
6,58 |
115,45 |
± |
4,38 |
* |
115,45 |
± |
4,38 |
100,43 |
± |
2,03 |
* |
баллы |
-0,90 |
± |
0,06 |
2,90 |
± |
0,75 |
* |
-0,90 |
± |
0,06 |
-1,33 |
± |
0,21 |
* |
-1,33 |
± |
0,21 |
2,90 |
± |
0,75 |
* |
|
Общая оценка уровня здоровья |
4,50 |
± |
1,53 |
9,67 |
± |
0,44 |
* |
4,50 |
± |
1,53 |
0,76 |
± |
0,32 |
|
0,76 |
± |
0,32 |
9,67 |
± |
0,44 |
* |
* - Р ≤ 0,05 по t - критерию Стьюдента
Итоговый балл студентов ФФК позволяет оценить уровень здоровья обследованных юношей как «средний». Различия между группами студентов ОУО, СУО и ФФК статистически достоверны, что позволяет говорить о качественно ином уровне соматического здоровья юношей, регулярно занимающихся спортом. Причём эти различия выявлены не только в общем итоговом балле, но и по большинству показателей, на которых строится заключение об уровне здоровья. Между студентами ОУО и СУО достоверные различия выявлены лишь по двум показателям - жизненный индекс и индекс Робинсона. Оба показателя лучше в группе студентов, относящихся к основному учебному отделению.
Заключение
Таким образом, можно заключить, что уровень здоровья студентов вузов города Белгорода находится на низком уровне. По ключевым показателям здоровья юноши, относящиеся к основному учебному отделению, в реальности мало чем отличаются от студентов, занимающихся физической культурой в специальных медицинских группах. Результаты диагностики позволяют констатировать очевидный риск развития заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем у большинства студентов. Предотвратить потенциальные патологии возможно путём привития студентам потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, поскольку регулярная двигательная активность является наиболее эффективным средством укрепления здоровья, что в очередной раз было доказано результатами диагностики здоровья юношей факультета физической культуры, являющихся действующими спортсменами.
Рецензенты:
Кондаков В.Л., д.п.н., профессор, профессор кафедры физического воспитания факультета физической культуры педагогического института ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород;
Румба О.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Третьяков А.А., Дрогомерецкий В.В., Воронин Е.В., Пивнева М.М., Мухин А.В. АНАЛИЗ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ЮНОШЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ ГОРОДА БЕЛГОРОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15327 (дата обращения: 19.02.2025).