Туризм в Кемеровской области - развивающаяся отрасль с большими перспективами. Кемеровская область богата памятниками исторического прошлого. Археологи обнаружили на территории области 135 памятников археологии от палеолита до 15 века н.э. В целом на территории Кемеровской области насчитывается около 700 памятников истории [6]. Регион славится не только залежами полезных ископаемых, но и хорошими условиями для активного туризма - горным массивами Кузнецкого Алатау и множеством стекающих с его отрогов рек. На юге Кузбасса, в Таштаголе находится горнолыжный курорт Всероссийского значения.
В настоящее время, в связи с использованием новых технологий в производстве туристического снаряжения, особый интерес представляет вело-водный туризм - разновидность активного отдыха, в котором для перемещения по местности используется велосипед и легкая надувная лодка/катамаран. Для перевоза снаряжения (палатка, лодка/катамаран, провиант и т.д.) используются специальные вело-рюкзаки.
В настоящее время в Кемеровской области наблюдается недостаток в коммерческой инфраструктуре по торговле вело-водным оборудованием и экипировкой (вело-водным снаряжением), практически отсутствуют соответствующие магазины, нет ни одного интернет магазина, в котором можно купить необходимое снаряжение для вело-водного туризма.
Содержательная постановка задачи
В данной работе решается задача оценки экономической эффективности коммерческой деятельности по продажам в регионе вело-водного оборудования и экипировки средствами электронной коммерции.
Рассмотрим следующую постановку задачи оценки эффективности проекта по торговле вело-водным оборудованием и экипировкой. Пусть инвестор имеет начальный капитал (свободные денежные средства). Ему необходимо приобрести у производителя (продавца) комплекты вело-водного снаряжения, организовать доставку на склады и продать потребителю указанные комплекты. Необходимо определить оптимальные количества комплектов, выручку от их продаж, объем инвестиций такие, чтобы чистая приведенная стоимость (NPV) собственных средств инвестора (дисконтированная сумма прибыли и стоимости имущества) была максимальной. При этом предполагается, что выручка от продаж не превосходит маркетинговой оценки спроса на снаряжение, стоимостный объем комплектов снаряжения ограничен имеющимися возможностями транспортных средств и емкостью складов.
Основные и оборотные производственные фонды
К основным производственным фондам (ОПФ) для описываемого вида коммерческой деятельности, на наш взгляд, целесообразно отнести следующие составляющие:
1) личный автотранспорт;
2) помещения под склад для снаряжения;
3) компьютерная и оргтехника (персональные компьютеры, принтер и пр.)
В работе предполагается линейный метод начисления амортизации ОПФ. Кроме того, учитывая, что для рекламы продаваемого снаряжения предполагается использование интернет-магазина, затраты на строительство или аренду помещения под реальный магазин не предполагаются или считаются малыми. Указанная особенность превращает деятельность по торговле вело-водным снаряжением в разновидность электронного бизнеса, что накладывает отпечаток на функционирование как ОПФ, так и оборотных активов [2, 3].
В качестве оборотных производственных средств рассматриваются следующие составляющие:
- комплекты вело-водного снаряжения;
- оплата телефона и доступа в Интернет;
- поддержка сайта интернет магазина;
- расходные материалы для оргтехники.
Оценка уровня спроса на продукцию для вело-водного туризма на рынке Кемеровской области
Для оценки спроса на продаваемую продукцию необходимо оценить, как минимум, количество людей, имеющих велосипед. С этой целью был произведен статистический опрос в социальных сетях в возрастной группе 18-40 лет, который показал, что 42 % опрошенных имеют велосипед, и еще 20 % хотят приобрести его в ближайшее время. Каждый шестой владелец велосипеда не исключает его использования для активного отдыха в горах и/или на воде. Таким образом, приблизительная оценка доли потенциальных клиентов среди активного трудоспособного населения Кемеровской области в указанной выше возрастной группе составляет порядка 10 % его численности. Таким образом, оптимистическая оценка спроса на продукцию для вело-водного туризма в денежном выражении на рынке Кемеровской области может быть рассчитана, как произведение потенциального количества туристов на стоимость комплекта снаряжения.
Численная оценка эффективности инвестиционного проекта по продаже вело-водного снаряжения
Учитывая, что оценка эффективности экономической деятельности сводится к оценке эффективности соответствующих инвестиционных проектов (ИП), для решения указанной задачи был выбран предоставленный разработчиками автоматизированный комплекс «Карма», подробно описанный в работе [4]. Данный программный комплекс основан на решении оптимизационной задачи бизнес-планирования, что позволяет определять потенциал деятельности фирмы [5], в том числе коммерческой [1].
Для решения поставленных в работе задач были выбраны следующие параметры финансово-хозяйственной деятельности: стоимость ОПФ (1); стоимость продукции (2); доля оборотных затрат в общей сумме затрат предприятия (3); доля фонда оплаты труда в суммарной выручке от продажи продукции (услуги) (4).
Учитывая, что фирма планирует заниматься коммерческой деятельностью, в качестве ее продукции рассматривается услуга по предоставлению информации и продаже комплектов снаряжения для вело-водного туризма. Стоимость услуги равна разности цен розничной и оптовой продажи одного комплекта снаряжения. Приобретение самого вело-водного снаряжения в данном случае рассматривается, как оборотные затраты для фирмы. Путем экспертной оценки были выбраны базовые значения указанных выше показателей: стоимость ОПФ - 300 000 рублей, стоимость продукции (услуги) - 15 000 рублей; 3) доля оборотных затрат в общей сумме затрат предприятия - 0.55; доля фонда оплаты труда наемных работников в суммарной выручке от продажи продукции (услуги) - 0.02. Кроме того, предполагается, что деятельность коммерческой фирмы подвергается упрощенному налогообложению. Далее на рисунках 1-3 приведены результаты численного экономического эксперимента, отражающего зависимости NPV от указанных выше параметров (1)-(3) при варьировании следующих значений параметра (4): 0;0.1;0.2;0.3 (сверху вниз).
Рис. 1. Зависимости NPV проекта от стоимости ОПФ
Рис. 2. Зависимости NPV проекта от стоимости услуги
Рис. 3. Зависимости NPV проекта от параметра (3)
Из приведенных графиков пользователь может получить полезную информацию об уровне и диапазонах цен на ОПФ и продукцию, делающих данный проект окупаемым, а также об оптимальных объемах требуемых инвестиций и производства продукции. Кроме того, программный продукт представляет широкие возможности пользователю для построения зависимостей эффективности ИП от различных финансово-аналитических параметров модели, в том числе возможности осуществлять их многопараметрический и многокритериальный анализ.
Заключение
Проведенный численный эксперимент по общему анализу проекта торговли вело-водным снаряжением в Кемеровской области показал, что современные рыночные условия для данного вида деятельности позволяют найти такие соотношения исследуемых параметров, при которых проект на горизонте планирования 5 лет, при продажах на уровне 8-10 комплектов в месяц, позволяет выйти на уровень чистой приведенной стоимости порядка 4-5 миллионов рублей. Срок окупаемости при этом составляет около 6 месяцев.
Рецензенты:
Пимонов А.Г., д.т.н., профессор, профессор кафедры прикладных информационных технологий Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово.
Кудряшова И.А., д.э.н., профессор, заместитель директора по научной и инновационной работе Кемеровского института (филиала) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Кемерово.
Библиографическая ссылка
Назимов А.С., Ли С.Р., Созинов С.А. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОДАЖАМ СНАРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ВЕЛО-ВОДНОГО ТУРИЗМА В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15288 (дата обращения: 04.10.2024).