Во многих регионах страны, в том числе в зоне Урала, все большее значение в возникновении эндемического зоба приобретает не только абсолютная, но и относительная йодная недостаточность.
Целью данного исследования явился сравнительный анализ элементного статуса волос, функционального состояния щитовидной железы у работников ПО «Стрела», контактирующими с вредными факторами производства (парами металлов, органическими соединениями, температурой, вибрацией и шумом). Исследование элементного состава волос проводилось в Центре Биотической медицины (Москва, директор - к.м.н. М.Г.Скальная) методами атомно-эмиссионной и масс-спектрометрии с индуктивно-связанной аргоновой плазмой (ИСП-МС и ИСП-АЭС), по методике, утвержденной Министерством Здравоохранения России (МУК 4.1.1482-03 МЗ РФ 2003 г.). Определены концентрации в волосах 25 макро- и микроэлементов (мкг/г): Al, Ca, Fe, Zn, P, Na, I, Mn, Pb, Li, Mg, Cd, Ni, As, Be, К, Co, Cr, Cu, Hg, Sn, Ti, V, Si и Se. Полученные данные сравнивались с референтными значениями содержания химических элементов в волосах по (P.Bertram, 1992; А.В.Скальный, 2000; V.Iyengar, 1988). Объем щитовидной железы рассчитывался по формуле: объем=(ДП· ТП ·ШП) + (ДЛТЛЩЛ) · 0,479, где ДП, ШП, ТП, ДЛ,ШЛ,ТЛ -соответственно длина, ширина, толщина правой и левой долей щитовидной железы. Визуально-пальпаторную оценку размеров щитовидной железы проводили по классификации ВОЗ (1994).
В зависимости от уровня йода в волосах было сформировано три группы сравнения рабочих с заболеванием щитовидной железы (диффузный нетоксический зоб, узловой зоб, аутоиммунный тиреоидит). Первую группу (n =25) составили рабочие с нормальным уровнем йода в волосах (1,01 ± 0,2 мкг/г), во вторую вошли работники тех же цехов (n =22) с пониженным уровнем йода в волосах (0,22 ± 0,1 мкг/г), в третью (n =21) - с повышенным уровнем йода (18,83 ±6,4 мкг/г).
В обследуемых группах объем щитовидной железы не превышал верхней границы нормы (1гр- 13,05 ± 1,25 см3; 2гр- 14,12 ± 3,8 см3; 3 гр-16,06 ± 2,34 см3, соответственно). Но изменения эхоструктуры ткани щитовидной железы прослеживались во всех исследуемых группах, в виде умеренно диффузно-очаговых изменений, гипо и анэхогенных образований, соответствующих диффузно-узловой гиперплазии. Количество больных (n=4) в первой группе было меньше, чем во второй (n=7) и третьей группах (n=9). Во второй и третьей группах отмечалось неалиментарно обусловленное увеличение содержания токсичных элементов мышьяка, кадмия, ртути, лития, свинца в волосах, превышающих референтные значения в 1,5-3,5 раза (р<0,01) и дефицит эссенциальных микроэлементов (Co, Cu, Se, Zn) у был более выражен в данных группах. Техногенные промышленные струмогены могут оказывать зобогенный эффект. Действия этих веществ вместе с йодной недостаточностью приводят к функциональным и гистологическим изменениям в щитовидной железе.
Библиографическая ссылка
Барышева Е.С., Нотова С.В., Сизова Е.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ МИКРОЭЛЕМЕНТНОГО СОСТАВА ВОЛОС И ТИРЕОИДНОЙ ПАТОЛОГИИ У РАБОЧИХ ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВ // Современные проблемы науки и образования. – 2005. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1511 (дата обращения: 10.09.2024).