Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПАССАЖИРСКИМ ПЕРЕВОЗКАМ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Глумов И.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский Государственный нефтегазовый университет»
Транспорт принадлежит одной из самых больших и сложных систем, с которыми приходиться иметь дело в организации жизни общества. Поиски оптимальных решений, позволяющих справиться с необходимыми перевозками при минимальных затратах средств, в настоящее время – одна из центральных задач. Продуктом основной деятельности транспортного предприятия является оказание транспортных услуг. Эти услуги не могут осуществляться без обеспечения надежности автотранспортных средств. Повышение надежности подвижного и водительского состава является одним из направлений по улучшению качества транспортных услуг. Для повышения качества ресурсов, используемых в пассажирских перевозках, необходима методика, позволяющая не только оценить их уровень, но и позволяющая управлять процессом их подготовки. В этой статье представлена методика оптимизации надежности подвижного и водительского состава через нахождение минимальных затрат на их подготовку, основанная на процессном подходе международного стандарта ISO серии 9000. В результате проведенной работы были определены значения силы влияния обеспечивающих процессов на надежность подвижного и водительского состава, для решения задачи оптимизации. Что позволило определить соотношение показателей безопасности, комфортности и надежности для достижения необходимого уровня надежности при подготовке к осуществлению пассажирских перевозок.
пассажирские перевозки
качество
подвижной и водительский состав
ресурсное обеспечение
процессный подход
1. ГОСТ Р 51901.3-2007 Менеджмент риска. Руководство по менеджменту надежности. – М. : Стандартинформ, 2008. – 45 с.
2. Джианфрани Чарльз А. Стандарт ISO 9001-2000. Система менеджмента качества. Требования к системам менеджмента качества / Чарльз А. Джианфрани, Джозеф Дж. Тсиакалс, Джон Е. (Джек) Вест; пер. Л.И. Павлов. - Изд. 2-е. - М. : Полиграфическая база АСМС, 2002. – 204 с.
3. Карнаухов А.Н., Иванова Е.Ю., Глумов И.С. Обеспечение технической готовности подвижного состава автотранспортного предприятия // Проблемы эксплуатации систем транспорта : сборник статей региональной научно-практической конференции. - Тюмень, 2006. – С. 119-121.
4. Об утверждении методических рекомендаций по обеспечению надежности водителей автобусов : Распоряжение Министерства транспорта Московской области от 05.03.2008 г. № 46.
5. Якубовский Ю.Е., Глумов И.С. Процессный подход в деятельности транспортных предприятий // Материалы международной научно-технической конференции «Проблемы и достижения автотранспортного комплекса». - Екатеринбург, 2007. – С. 184-186.

Целью основной деятельности пассажирского автотранспортного предприятия (ПАТП) является оказание качественных пассажирских перевозок. В современных условиях проблема повышения качества оказания данных услуг связана с обеспечением комфортности, выполнения требований безопасности, надежностью подвижного состава и т.д. Данные параметры (комфортность, безопасность, надежность) являются характеристиками качества подвижного и водительского состава для пассажирских перевозок.

В соответствии с рекомендациями стандартов серии ГОСТ ISO 9001-2011 любая организация должна определить процессы, входящие в систему менеджмента качества, их реализацию во всей организации, определить последовательность и взаимодействие этих процессов [2]. Использование системы процессов позволяет эффективно планировать и управлять подготовкой к работе подвижного и водительского состава автотранспортного предприятия для обеспечения комфортности, работоспособности и требований безопасности при пассажирских перевозках.

На рис. 1 представлена схема взаимодействия основных и вспомогательных видов деятельности ПАТП [5]. Осуществление пассажирских перевозок и подготовка подвижного и водительского состава (ППВС) являются основными процессами. Остальные процессы рассматриваются как вспомогательные, обеспечивающие через свой продукт основную деятельность предприятия ресурсами определенного качества.

Оптимизация системы подготовки качественного подвижного и водительского состава является важной задачей повышения эффективности работы автотранспортного предприятия. Оценка качества конечного продукта осуществляется с позиции процессов системы менеджмента качества [2]. В рамках документов ИСО рассматриваем четыре блока процессов: ответственность руководства, менеджмент ресурсов, процессы жизненного цикла и измерение, анализ и улучшение.

Процесс ответственности руководства связан с разработкой и реализацией планов стратегического и оперативного менеджмента. Данная постановка задачи в работе не рассматривалась.

Рис. 1. Карта процессов пассажирского автотранспортного предприятия

Менеджмент ресурсов оценивается комплексно через следующие показатели: материально-техническое обеспечение; управление персоналом; административно-хозяйственная деятельность, техническое обслуживание и ремонт.

Уровень готовности подвижного состава для пассажирских перевозок достигается через систему технического обслуживания и ремонта [3]. С позиции системы менеджмента надежности [1] систему технического обслуживания и ремонта оцениваем следующим образом

(1)

где МресТОиР - оценка менеджмента ресурсов при ТОиР; ПЖЦТОиР - оценка процесса жизненного цикла при ТОиР; ИАУТОиР - показатель измерения, анализа и улучшения при ТОиР.

Менеджмент ресурсов оценивается через: показатель общего состояния рабочих мест; кадровое обеспечение, продуктом является обеспеченность кадрами и их профессионализм; продуктом административно-хозяйственной деятельности являются инфраструктура и производственная среда; процесс материально-технического снабжения обеспечивает проведение технического обслуживания запасными частями, деталями, горюче-смазочными и эксплуатационными материалами.

Деятельность автотранспортного предприятия оцениваем, используя показатель объема работ по подготовке подвижного и водительского состава (Vппвс). Этот показатель определяет необходимый объем работ для подготовки подвижного ресурса к выходу из парка. Величина показателя вычисляется по следующей формуле

, (2)

где – выполненные регламентные работы; – общее количество регламентных работ; i – единичная операция.

Процесс измерения, анализа и улучшения подготовки подвижного и водительского состава осуществляется с учетом «ГОСТ Р 51004-96 Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества». Оценка конечного продукта проводилась по следующей формуле

(3)

где РК - результирующий показатель; ПК – показатель комфортности; ПБ – показатель безопасности, НВС – надежность водительского состава. Надежность водительского состава [4] рассчитывается следующим образом

(4)

Здесь K – средневзвешенные комплексные показатели (квалификация, состояние здоровья, прохождение инструктажей и выполнение требований по безопасности дорожного движения).

Предложенная оценка позволяет установить корреляционную зависимость между результирующим коэффициентом и уровнем качества процессов ППВС.

С целью установления влияния качества обеспечивающих процессов ППВС был использован аппарат факторного анализа. По результатам анализа было выявлено высокое влияние на результативный признак процессов менеджмент ресурсов и жизненный цикл.

Задачей оптимизации уровня качества подвижного и водительского состава является нахождение минимальных затрат на проведение работ, связанных с его подготовкой.

(5)

где - показатель удельных затрат, тыс. руб.; ZМР - годовые затраты на менеджмент руководства; ZМРес(РК) - годовые затраты на менеджмент ресурсов; ZПЖЦ(РК) - годовые затраты на процессы жизненного цикла; ZИАУ - годовые затраты на процессы измерения, анализа, улучшения; n - количество единиц подвижного ресурса.

При уменьшении показателя удельных затрат на ППВС уровень результирующего коэффициента снижается, что ограничивает возможности работы автотранспортного предприятия, т.е. техника все более простаивает, а также водительский и кондукторский состав. Поэтому предлагается учитывать также удельный показатель потерянного дохода.

, (6)

где - показатель удельного потерянного дохода за время простоя единицы подвижного состава за год, тыс. руб.; CМЧ - стоимость услуг транспорта, одного машино-часа, тыс. руб./час; - время проведения i-го вида работ для всего парка, час.

Эти показатели характеризуют качество конечного продукта комплексно и позволяют найти оптимальное значение результирующего показателя минимизированием затрат. Таким образом, рекомендуется применять интегральный показатель оптимизации

, (7)

где - интегральный показатель, тыс. руб.

Соответствующий минимальному значению затрат результирующий коэффициент и будет оптимальным для рассматриваемого ПАТП.

Один из примеров реализации модели оптимизация подробно описан в [5]. График целевой функции представлен на рис. 3. Для данного ПАТП был определен оптимальный уровень коэффициента технической готовности - 0,76.

Рис. 2. Целевая функция оптимального значения РК с позиции минимизации затрат

Интегральный показатель отвечает минимальным требованиям, определяющим работоспособность (уровень готовности подвижного и водительского состава), при этом соотношение показателей безопасности, комфортности и надежности водительского состава отвечает условиям, показанным на рисунке 3 сплошной линией. В то же время социологические исследования, проведенные в различных городах, показывают, что оптимальное соотношение между этими показателями будет соответствовать значениям, показанным на рисунке 3 пунктирной линией.

Рис. 3. Соотношение величин показателей: безопасности (ПБ), комфортности (ПК), надежности водительского состава (НВС)

Из полученных результатов можно сделать следующие выводы.

  1. Для рассматриваемого транспортного предприятия при существующих условиях эксплуатации минимально необходимым является РК=0,76.
  2. При ограниченном ресурсном обеспечении если мы увеличиваем показатель безопасности на 3%, то показатель комфортности снижается на 8%.

Рецензенты:

Мерданов Ш.М., д.т.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, заведующий кафедрой «Транспортные и технологические системы» Института транспорта, г. Тюмень;

Захаров Н.С., д.т.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, заведующий кафедрой «Сервис автомобилей и технологических машин» Института транспорта, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Глумов И.С. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПАССАЖИРСКИМ ПЕРЕВОЗКАМ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15103 (дата обращения: 09.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074