Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КАРТЫ В РАМКАХ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ КРК СКФО

Мишин В.В. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Целью работы является установление новых возможностей применения универсальных электронных карт в процессе информатизации курортно-рекреационного комплекса Северо-Кавказского Федерального округа (СКФО) на основе анализа его специфики. Показана неравномерная готовность к внедрению универсальных электронных карт в Северо-Кавказском Федеральном округе. Предлагается внедрение специфических для Северо-Кавказского федерального округа услуг, имеющих техническую возможность подключения к универсальной электронной карте, которые повысят конкурентоспособность курортно-рекреационного комплекса. Это информационные услуги: создание электронных санаторных карт, электронных гостиничных карт, электронных пропусков в санаторно-курортные учреждения, платежный инструмент в местах отдыха, электропоездах, канатных дорогах, электронные санаторные карты и электронные истории болезни в процедурных кабинетах санаториев. Описаны прогнозируемые выгоды курортно-рекреационного комплекса СКФО: контроль и прозрачность оплаты оказанных услуг, повышение привлекательности курортов, сбор статистических данных о реальном развитии курортно-рекреационного комплекса, повышение привлекательности региона, отсутствие очередей, возможность автоматической регистрации.
платежный инструмент
электронная санаторная карта
Северо-Кавказский федеральный округ
курортно-рекреационный комплекс
универсальная электронная карта
информатизация
1. Беляков С. Универсальная электронная карта // Деловой Тамбов, январь 2012 // Официальный сайт Тамбовской областной торгово-промышленной палаты // Режим доступа: http://www.totpp.ru/business-tambov/archive/jan-2012/1456-article5 (дата обращения: 04.09.2014).
2. Мишин В.В. Информатизация курортно-рекреационного комплекса СКФО. Монография / В.В. Мишин. — Пятигорск, 2013. — 286 с.
3. Почерк врачей – причина смерти // MedDaily –новости медицины // Режим доступа: http://meddaily.ru/article/24oct2011/pocherk_vrachey (дата обращения: 05.04.2014).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 1344-р г. Москва // Официальный сайт «Российская газета»// http://www.rg.ru/2010/11/29/elkarta-site-dok.html (дата обращения: 17.08.2014).
5. Рейтинг реализации субъектами Российской Федерации Плана внедрения универсальных электронных карт в субъектах Российской Федерации, утвержденного Протоколом заседания Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления от 02 октября 2012 г. № 8 по состоянию на 03 декабря 2012 г. // Официальный сайт ОАО «Универсальная электронная карта»// Режим доступа: http://www.uecard.ru/images/doc/reiting-realizatsii-plana-03.12.12.pdf (дата обращения: 12.07.2014).
6. Шебзухова Т.А., Киселева Н.Н., Санкин А.В. Развитие туристского кластера СКФО // Современная наука и инновации. — 2013. - №1. — С. 7.
Информатизация в масштабах страны и развитие электронного правительства обретают для граждан России вполне реальные очертания. Разработанная Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации N 632-р, предполагает создание множества связей «гражданин - государство» на основе информационных технологий, что позволит предоставлять гражданам государственные услуги без посещения ими государственного органа и оформления бумажных документов.

Однако важным аспектом создания структуры электронного правительства является способность гражданина подтверждать свою личность при использовании государственных услуг, предоставляемых посредством информационных технологий. Именно такой «подписью», «ключом» и будут выступать универсальные электронные карты, при помощи которых граждане РФ будут иметь возможность удаленного доступа к услугам государственных и муниципальных органов власти.

Целью работы является установление новых возможностей применения универсальных электронных карт в процессе информатизации курортно-рекреационного комплекса Северо-Кавказского Федерального округа (СКФО) на основе анализа его специфики.

Анализ возможностей применения универсальных электронных карт

Унифицированным образом универсальная электронная карта объединит поставщиков государственных, муниципальных и коммерческих услуг и предоставит гражданам удобные и разнообразные способы безопасного использования этих услуг с возможностью немедленной оплаты и надежного удостоверения личности гражданина [1]. Помимо того, что введение универсальной электронной карты позволит существенно облегчить процесс взаимодействия граждан с органами власти и организациями, предоставляющими услуги, это также позволит повысить эффективность работы органов исполнительной власти за счет усиления контроля над деятельностью органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, со стороны Правительства РФ, и большей точности планирования расходных статей бюджетов, направленных на финансирование деятельности, связанной с предоставлением указанных услуг.

Функциональные возможности универсальной электронной карты будут расширены по сравнению с традиционными идентификационными документами и банковскими картами за счет электронных приложений - идентификационного и банковского, которые будут располагаться на встроенном чипе. Электронное приложение универсальной электронной карты представляет собой уникальную последовательность символов, записанную на электронном носителе универсальной электронной карты и предназначенную для авторизованного доступа пользователя такой картой к получению финансовой, транспортной или иной услуги, в том числе государственной или муниципальной услуги. Универсальная электронная карта может иметь несколько независимо функционирующих электронных приложений. Внешний вид карты позволит использовать ее в качестве документа, удостоверяющего личность, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Она будет оснащена специальным комплексом элементов физической защиты от подделки. Планируется, что универсальная электронная карта позволит получить доступ к услугам таких федеральных организаций и ведомств, как: Федеральная налоговая служба, Федеральная миграционная служба России, Служба государственной регистрации, кадастра и картографии, ГИБДД [1].

Такие масштабные внедрения должны сопровождаться высоким уровнем защиты. Как инструмент электронной идентификации граждан в процессе предоставления государственных, муниципальных и коммерческих услуг универсальная электронная карта будет защищена при помощи специальных программно-аппаратных средств. Так, данные, передаваемые с карты в процессе ее использования, будут всегда зашифрованы; будут приняты меры для исключения возможности несанкционированного считывания информации с карточки без ведома гражданина бесконтактным способом. Для обеспечения безопасности использования карты в сети Интернет в обязательном порядке планируется ввести использование специального считывающего устройства - ридера универсальной электронной карты [1].

Инфраструктура для работы универсальных электронных карт создается на федеральном уровне - федеральной уполномоченной организацией, а на региональном - уполномоченными организациями субъектов РФ.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1344-р от 12 августа 2010 года ОАО «Универсальная электронная карта» было назначено федеральной уполномоченной организацией, имеющей функции координатора и оператора внедрения универсальных электронных карт в Российской Федерации [4].

Деятельность данной организации направлена на развитие соответствующей инфраструктуры - электронного предоставления гражданам множества государственных, муниципальных и коммерческих услуг, обеспечение работоспособности универсальных электронных карт, выпущенных в каждом субъекте РФ на всей территории страны, превращение универсальной электронной карты в электронное удостоверение гражданина, подтверждающее его личность в момент пользования услугами электронного правительства.

На данную федеральную уполномоченную организацию возложены несколько функций. К ним относится управление спектром коммерческих услуг, предоставляемых через систему универсальных электронных карт, создание личных кабинетов граждан, ведение реестра универсальных электронных карт, и - ведение реестра федеральных, региональных и муниципальных приложений, размещенных на универсальных электронных картах.

Причем плоды деятельности ОАО «Универсальная электронная карта» будут видны скоро. Планировалось, что с января 2013 года, универсальные электронные карты  могли выдаваться гражданам по их заявлению в любом субъекте РФ. С января 2015 года универсальные электронные карты планируется выдавать всем гражданам, кроме тех, кто напишет отказ на их получение.

Универсальная электронная карта представляется достаточно гибким в развитии инструментом. На нее можно подключать, при помощи электронных приложений, новые услуги. Услуги, предоставляемые по универсальным электронным картам, могут быть как государственные, федерального и регионального уровня, так и коммерческие.

Спектр услуг, которые граждане смогут получать и оплачивать при помощи универсальной электронной карты, достаточно обширен. Наиболее важные и востребованные из них - оплата коммунальных услуг, доступ к информации о состоянии жилого фонда, получение услуг паспортного стола, оплата проезда в общественном транспорте, приобретение железнодорожных и авиационных билетов, возможность записи на прием к врачу, оплата медицинских услуг, услуги электронной регистратуры, доступ к электронной истории болезни и электронным рецептам, оплата налогов, штрафов, государственных пошлин, регистрации транспортных средств, обеспечение доступа в высшие учебные заведения, ведение электронных зачетных книжек, электронного расписания занятий в учебных заведениях.

Создателями универсальной электронной карты предполагается, что в будущем будет несколько тысяч услуг, которые граждане смогут получить при помощи таких карт.

Как видим, проект внедрения универсальных электронных карт в Российской Федерации имеет крупные масштабы. Какие же преимущества дает универсальная электронная карта при получении услуг? Основное преимущество - это скорость и повышение удобства использования. Благодаря универсальной электронной карте можно будет получить доступ к услугам дистанционно, без необходимой в настоящий момент личной явки к месту оказания услуги.

Поскольку карта будет служить электронным ключом к огромному количеству документов, то их не нужно будет носить с собой. Кроме того, универсальная электронная карта будет служить персональным идентификатором гражданина в электронном правительстве.

Предложения по применению универсальных электронных карт в процессе информатизации курортно-рекреационного комплекса Северо-Кавказского Федерального округа

Насколько готов Северо-Кавказский Федеральный округ к внедрению универсальных электронных карт? На этот вопрос регулярно отвечает «Рейтинг реализации субъектами Российской Федерации Плана внедрения универсальных электронных карт в субъектах Российской Федерации». По состоянию на 3 декабря 2012 г. [4] в нем показаны следующие результаты субъектов РФ, входящих в СКФО. Республика Северная Осетия - Алания  имеет готовность 66,67% (на 7-ом месте в федеральном рейтинге). 53.33% готовности показывает Республика Дагестан (15-е место). На 22-м месте Республика Ингушетия с 46.67% готовности. 40,00% готовности у Кабардино-Балкарской Республики и Чеченской Республики. Ставропольский край показывает готовность 33,33% (51-е место в рейтинге). На 57-ом месте Карачаево-Черкесская республика (26,67%).

На рисунке 1 наглядно показан процент готовности к внедрению универсальных электронных карт субъектов РФ, входящих в СКФО.

Как видим, Северо-Кавказский округ показывает весьма неравномерную готовность к внедрению универсальных электронных карт. Республика Северная Осетия-Алания опережает Карачаево-Черкесскую Республику более чем в два раза.

Чем же привлекательно внедрение универсальных электронных карт для Северо-Кавказского округа? Полагаем, что потенциал, заложенный в этой развивающейся инфраструктуре, имеет положительные качества, которые можно использовать для курортно-рекреационного комплекса СКФО, также имеющего существенный потенциал развития [5].

Как упоминалось выше, к универсальной электронной карте можно подключать региональные услуги, носящие как государственный, так и коммерческий характер.

Предлагаем внедрение следующих услуг, которые технически возможно подключить к универсальной электронной карте, и которые, на наш взгляд, повысят конкурентоспособность курортно-рекреационного комплекса СКФО:

  • создание электронных санаторных карт;
  • создание электронных гостиничных карт;
  • внедрение системы электронных пропусков в санаторно-курортных учреждениях с применением универсальных электронных карт;
  • использование универсальных электронных карт в качестве платежного инструмента в местах отдыха (музеи, театры, кафе и т.д.), при покупке (или вместо) ски-пасс на канатных дорогах.

Рис. 1. Процент готовности к внедрению универсальных электронных карт субъектов РФ, входящих в СКФО [4].

При этом все граждане России - гости курортов смогут пользоваться «родными» универсальными электронными картами, использовать их как платежное средство и электронное удостоверение личности. Иностранным гражданам и гражданам, не имеющим универсальной электронной карты, предусмотрена ее мгновенная выдача.

В настоящее время процедуры создания и ведения санаторных карт связаны с существенными затратами времени отдыхающих. Не призрачна проблема восприятия разными людьми рукописного почерка врача. Так, Бернская университетская клиника Inselspital опубликовала в журнале "BMC Health Services Research" результаты своего исследования, говорящего о том, что большинство врачей действительно имеют нечитаемый почерк. В 52% исследованных случаев почерк, которым были написаны медицинские рецепты, был плох, а в 4% случаях нечитабелен. По полученной ими статистике, из двухсот смертельных случаев по причине неверного назначения медикаментов - 25% связано с неразборчивостью рецептов [3].

Внедрение электронных санаторных карт и электронной истории болезни позволяет не только решить эту проблему, но и производить более оперативный, практически моментальный, поиск по картотеке. Кроме того, формирование электронных санаторных карт позволяет использовать информационные технологии в целях более качественного загрузки процедурных кабинетов санатория.

Электронные гостиничные карты в настоящий момент применяются достаточно широко как за рубежом, так и в России. При регистрации выдается пластиковая карта, позволяющая проходить на территорию гостиницы, в снятый гостиничный номер, пользоваться гостиничными услугами. Однако такую систему можно расширить при помощи универсальных электронных карт, используя их вместо выдаваемой карты. Это позволит, заранее оплатив гостиницу через Интернет, обойтись без процедуры регистрации при заселении. Применение универсальных электронных карт в качестве платежного инструмента в местах отдыха позволит сократить очереди в кассах, что сейчас является существенным неудобством использования электропоездов, канатных дорог.

Очевидно, что эффективное развитие курортно-рекреационного комплекса Северо-Кавказского федерального округа требует разработки детально проработанных предложений по использованию универсальных электронных карт [2].

Процедура регистрации новых коммерческих приложений на универсальной электронной карте сводится к отправке в ОАО «Универсальная электронная карта» заявки на регистрацию (для регистрации услуг можно воспользоваться сайтом www.uecard.ru), заполнении анкеты, проверке приложения сотрудниками ОАО «Универсальная электронная карта» и выдаче официального заключения.

Рассмотрим выгоды, которые принесет курортно-рекреационному комплексу СКФО успешное применение универсальных электронных карт:

  • контроль и прозрачность оплаты оказанных услуг;
  • повышение привлекательности курортов;
  • сбор статистических данных о реальном развитии курортно-рекреационного комплекса.

Услуги, предоставляемые посредством универсальных электронных карт, фиксируются в едином банке данных. Что является гарантией уплаты предприятиями налогов. В свою очередь, предприятия, работающие с системой универсальных электронных карт, вероятно, будут присутствовать в налоговой полиции в «белом списке» и реже подвергаться проверкам.

Повышение привлекательности региона будет вследствие новых информационных технологий, повышающих комфорт отдыхающих. Отсутствие очередей, более быстрое обслуживание, возможность автоматической регистрации - всё это благоприятно влияет на отдых.

Благодаря внедрению централизованной информационной системы с применением универсальных электронных карт можно будет говорить о достоверных статистических данных, характеризующих курортно-рекреационный комплекс СКФО. Их анализ позволит разрабатывать эффективные меры по развитию направлений туризма и рекреации, санаторного лечения.

Таким образом, внедрение универсальных электронных карт может весьма положительно сказаться на развитии курортно-рекреационного комплекса СКФО. Если же игнорировать процессы информатизации страны, не делать никаких стремлений к регулированию в данном аспекте развития курортно-рекреационного комплекса, то ему придется довольствоваться ролью «догоняющего» в своем развитии и «неинтересного» для отдыхающих.

Выводы

  1. Показана неравномерная готовность, более чем в два раза, к внедрению универсальных электронных карт в Северо-Кавказском Федеральном округе.
  2. Предлагается внедрение специфических для СКФО услуг, которые технически возможно подключить к универсальной электронной карте, которые повысят конкурентоспособность курортно-рекреационного комплекса: электронных санаторных карт, электронных гостиничных карт, электронных пропусков в санаторно-курортных учреждениях, платежного инструмента в местах отдыха, электропоездов, канатных дорог, электронной истории болезни процедурных кабинетов санатория.
  3. Сформулированы прогнозируемые выгоды курортно-рекреационного комплекса СКФО в результате внедрения предложений: контроль и прозрачность оплаты оказанных услуг, повышение привлекательности курортов, сбор статистических данных о реальном развитии курортно-рекреационного комплекса, повышение привлекательности региона, отсутствие очередей, возможность автоматической регистрации.

Рецензенты:

Новоселова Н.Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и управления на предприятии Северо-Кавказского федерального университета, филиал, г. Пятигорск;

Шихалиева Д.С., д.э.н., зав. кафедрой финансов и кредита, Северо-Кавказский филиал Московского гуманитарно-экономического института, г. Пятигорск.


Библиографическая ссылка

Мишин В.В. ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КАРТЫ В РАМКАХ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ КРК СКФО // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15062 (дата обращения: 23.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252