Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ НА ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА

Зейналов Р.А. 1
1 НОУ ВПО «Вологодский институт бизнеса»
В настоящее время весьма важным становится глубокое и всестороннее изучение богатого опыта мирового сообщества в повышении промышленного потенциала страны и его регионов, за счет модернизации технологической базы, формирования и функционирования региональных инновационных систем, поддержки трансфера знаний и инноваций на всех уровнях. Для Российской Федерации чрезвычайно важным представляется анализ накопленного другими странами опыта и адаптация его к российским условиям, дающие возможность экономии времени и усилий при построении в РФ современной инновационной системы как фундамента экономики, основанной на знаниях. Целью статьи является анализ влияния развития технологической базы на промышленный потенциал региона.
потенциал региона
конкуренция
модернизация
региональная экономика
промышленный потенциал
инновационная стратегия
Технологическая база
1. Об инвестиционной деятельности в Российской Федераций, осуществляемой в форме капитальных вложений. Федеральный закон РФ, от 25.02.1999.
2. Бойко И.В. Инновационная экономика: мировой опыт и Россия. – М.: ЭКО, 2001.
3. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. – М.: ВлаДар, 1993.
4. Глазьев С.Ю. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. С.Ю. Глазьев, Д.С. Львов. – М.: Наука, 2002.
5. Трофимова И.Н. Технологический и трудовой ресурсы конкурентоспособности России: состояние и перспективы // Вопросы статистики. – 2000. – № 9.
Задача формирования инновационно-технологических конкурентных преимуществ в экономике России, как основы развития промышленного потенциала регионов, требует разработки дифференцированных инновационных стратегий, наиболее эффективно использующих имеющийся инновационный и производственно-технологический потенциал территории. В своей книге «Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования» С.Ю. Глазьев [3] отмечает, что на основе принципов эволюции можно выделить три типа стратегий (фаз жизненного цикла) инновационного развития: инновационную (использование результатов НТО), имитационную (диффузия инноваций в виде потребностей и технологических возможностей на новые рынки), адаптивную (диффузия потребностей при трансформации и оптимизации возможностей производства).

Мировой опыт развития промышленного потенциала территории может быть реализован при использовании вышеназванных стратегий как отдельно, так и в отраслевых и территориально обусловленных комбинациях. Таким образом, необходимо более подробно остановиться на каждой из вышеупомянутых стратегий. На данном этапе, в основе выбора путей инновационно-технологического развития России мы предлагаем классифицировать стратегии на три возможные альтернативы.

1. Стратегия имитационного типа (технологически зависимого).

Обособленное развитие сферы науки от реального сектора национальной экономики по пути превращения в поставщика интеллектуального сырья и знаний на мировой рынок. Внутреннее потребление результатов научной деятельности направлено, прежде всего, на поддержание безопасности России в оборонной сфере. Отказ от инновационного лидерства в гражданской сфере. Модернизация промышленности и сферы услуг РФ определяется импортом технологий и бизнес-процессов, конкурентные преимущества страны формируются за счет экспорта сырья и продукции первых переделов, низкой стоимости; рабочей силы и энергии. Промышленная политика направлена на привлечение зарубежных инвесторов и расширение сборочных производств, собственные технологии развиваются на уровне требований национальной безопасности. Углубится резкая дифференциация инновационного потенциала регионов. Реализация данного пути фактически означает "уход" государства из инновационной сферы и предоставление конкурентным механизмам глобального рынка завершить в течение 10-15 лет процесс международного разделения труда, где России предназначена роль поставщика не только природных, но и интеллектуальных ресурсов.

2. Стратегия прогрессивного типа (технологически независимого).

Реструктуризация экономики с увеличением доли наукоемких производств, созданных на основе собственных научных исследований. Рост интеллектуального капитала в структуре национального богатства страны. Выделение 5-6 приоритетных направлений в перечне мировых критических технологий, где декларируется и поддерживается инновационное лидерство России. Формирование территориальной модели инновационного развития преимущественно кластерного типа с прогрессивным характером. Модернизация промышленности в отраслях инновационного лидерства происходит за счет внутренних разработок, в остальных отраслях стимулируется политика импортозамещения на основе приобретения зарубежных патентов или патентования собственных аналогичных разработок, инициируется спрос реального сектора экономики на результаты научных исследований и разработок. Формируется институциональная среда для построения инновационной системы. Промышленная политика направлена на развитие внутреннего рынка отечественной продукции и захват лидерства на мировом рынке наукоемкой продукции в отдельных отраслевых направлениях. Выравнивание инновационного потенциала регионов.

Данный путь невозможен без формирования мощного государственного регулирования и заказа в инновационной сфере; массированной инвестиционной помощи предприятиям по модернизации технологий, закрытия и перепрофилирования неконкурентоспособных производств.

3. Стратегия территориально-распределенного дифференциального типа.

Дифференциация регионов путем формирования инновационно-активных кластеров в виде территорий инновационного развития (региональная специализация), где доля инноваций в валовом территориальном продукте будет не менее 50 %. Целевое финансирование в рамках приоритетов инновационной политики государства, наделение этих территорий особым статусом позволит создать точки инновационного роста инвенциального типа, основной задачей которых будет выпуск конкурентоспособных на мировом рынке инновационной продукции и технологий. Промышленная политика нацелена на диффузию успешных инноваций из территорий инновационного развития на внутренний рынок, а также привлечение зарубежных инвестиций для развития инновационной деятельности имитационно-адаптационного типа в регионах России. Реализация данного пути можно назвать наиболее вероятным сценарием на ближайшие 10 лет, в рамках которого каждый из регионов может реализовать свои конкурентные преимущества в инновационной сфере. Основными задачами данного периода являются модернизация технологической базы регионов, формирование сектора наукоемких отраслей в гражданской сфере, а также создание инновационной системы России. Реализация этих направлений деятельности позволит сформировать ядро территорий инвенциального развития, модернизировать производственные мощности традиционных производств с использованием имитационно-адаптационной стратегии в регионах, создать инновационную среду малого наукоемкого бизнеса и венчурного капитала. Роль государства заключается в инициации инновационных процессов, организации кооперативного финансирования, правовой поддержки и сопровождения. При этом крупные проекты общероссийского масштаба в рамках заданных приоритетов промышленной политики государства ориентированы, в основном, на федеральные ресурсы, а малый инновационный бизнес, по примеру США и стран ЕС, в основном, связан с реализаций региональных инновационно-инвестиционных программ [1].

Позитивные тенденции, отмечающиеся в России в последние годы - ускорение темпов экономического развития, приток инвестиций в экономику [4], рост объемов промышленного производства, внешнеторгового оборота и реальных денежных доходов населения обусловлены, прежде всего, благоприятной конъюнктурой на мировых рынках сырьевых ресурсов.

Несмотря на эти успехи, Россия очень медленно поднимается в рейтинге конкурентоспособности мировых экономик. Так, в рейтинге перспективной конкурентоспособности, оценивающем способности национальных экономик к динамичному развитию в течение следующих пяти - восьми лет (Growth Competitiveness Index - GC1), Россия поднялась на 26 позиций с 2005 по 2008 год, но в то же время опустилась в рейтинге деловой конкурентоспособности (BCI) (таблица 1).

Таблица 1

Положение России в мировых рейтингах конкурентоспособности [5]

Год

GCI

BCI

A.T.Kearney

2005

75

74

32

2006

62

77

17

2007

58

84

8

2008

51

91

11

Благоприятная для России конъюнктура на рынках сырья, наличие значительных золотовалютных резервов, политическая и социальная стабильность, управляемость финансовых рынков уже сейчас позволяют начать глобальную модернизацию технологической базы страны, формирование инновационного государственного заказа в оборонной и гражданской сферах, крупных инновационных проектов федерального уровня, кооперативных программ инновационного развития территорий, стимулировать развитие венчурного бизнеса и инновационного капитала страны в целом. Конкурентным преимуществом для реализации стратегии третьего типа остается сохранившаяся система научных исследований РАН и высшей школы [4].

Сейчас представляется достаточно очевидным, что повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно только через развитие инновационной деятельности [2]. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры.

Преобразования технологической базы производства могут носить различный характер - от улучшающих до эпохальных. Одной из форм преобразования технологической базы служит модернизация, которая представляет собой улучшение ее структурных элементов в соответствии с современными требованиями.

Модернизация технологической базы региона является инструментом для обеспечения производства конкурентной продукции, для удовлетворения потребностей населения, достижения устойчивого социально-экономического развития и национальной безопасности.

По степени совершенства, глубины проводимых мероприятий, выделяют различные виды модернизации: частичную, среднюю, радикальную. Современное состояние технологической базы машиностроения, несомненно, требует осуществления ее радикальной модернизации. Радикальная модернизация охватывает всю материальную базу существующего технологического процесса и способствует внедрению более прогрессивных технологий производства продукции, что обеспечивает повышение ее качества и конкурентоспособности. Радикальная модернизация инновационно-улучшающего типа тесно связана с процессами технического перевооружения и реконструкции предприятий.

Модернизация оборудования, в отличие от его текущего и среднего ремонта осуществляется за счет специальных капитальных вложений. В связи с этим, важно учитывать экономическую целесообразность, выгодность проведения модернизации.

Величина финансовых ресурсов, необходимых для модернизации технологической базы, зависит от ряда факторов: масштаба и вида модернизации, длительности, этапности ее проведения, сроков окупаемости капитальных вложений. В качестве источников финансовых ресурсов можно рассмотреть: собственные средства предприятий, фирм (прибыль, фонд амортизации, эмиссия ценных бумаг, средства от реализации имущества); привлеченные средства (кредиты банков, разного рода фондов, венчурный капитал, средства населения, иностранные инвестиции).

Существующие в научной литературе определения содержания понятия технологической базы относятся к характеристике технологической базы экономики в целом или выделяют ее отдельные элементы.

В самом общем виде роль высокотехнологичного комплекса заключается в решении трех взаимосвязанных задач. Во-первых, это создание материально-технической базы региона устойчивого функционирования практически всех отраслей и сфер региональной экономики. Во-вторых, это обеспечение технологической, а вслед за ней - и в целом национальной безопасности страны, следовательно, ее относительной технологической независимости от других государств. В-третьих, развитие ВТК в стране дает ее экономическим субъектам реальную возможность заметно влиять на мировой рынок. Для достижения этих целей необходимо, чтобы в структуре промышленного производства региона, а соответственно и страны в целом, количество и удельный вес высокотехнологичных предприятий и организаций были не символическими, а такими, которые могли бы обеспечивать расширенное воспроизводство, улучшение качества жизни и высокую конкурентоспособность продукции на мировом рынке.

Характеристика отраслевой структуры высокотехнологичного комплекса региона является наиболее показательной, так как она дает максимально точное представление о том, насколько комплексно и глубоко развиты в национальном хозяйстве наукоемкие производства и, отсюда, какое место занимает страна в международном разделении труда, какова ее конкурентоспособность на мировом рынке.

Под технологической базой предлагается понимать совокупность технологий, научно-производственных комплексов и интеллектуального потенциала обслуживающего персонала региона, владеющего, развивающего и реализующего указанные технологии в процессе производственной деятельности предприятия, отрасли, промышленного сектора экономики региона. Где технология - это способ производства или в широком смысле - объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов.

Кроме того, технологической базе региона присущи следующие черты отражающие ее содержание: она характеризует сущность промышленного потенциала региона, обеспечивающего производство нужного количества и качества продукции для населения, а также для производства; формируется как результат воспроизводства в других отраслях хозяйственной системы; предопределяет технологическую структуру экономики региона; обусловливает характер труда, его интеллектуальный, творческий и квалификационный параметры.

Следует отметить, что использование технологической базы в качестве инструмента развития промышленного потенциала регионов, а соответственно повышения конкурентоспособности российской экономики в целом становится особенно актуальным в свете вступления России в ВТО. Рассматривая технологическую базу региона как сложную систему, встает проблема выбора и оценки адекватного методологического подхода для разработки стратегии развития промышленного потенциала региона на основе модернизации его технологической базы. Для этого необходимо рассмотреть существующую на сегодняшний день методическую базу по развитию промышленного потенциала региона в РФ и оценить эффективность развития промышленного потенциала региона на основе модернизации его технологической базы.

Очевидно одно - методологический подход должен охватывать процесс модернизации технологической базы региона комплексно в системной взаимосвязи всех составляющих ее элементов. Такое требование является обязательным, поскольку, будучи взятым за основу, выбранный методологический подход будет применен в отношении сложной системы, в свою очередь выступающей важным элементом еще более сложной социально-экономической системы региона, включающей в себя множество взаимосвязанных, но, в то же время, разнородных субъектов. В процессе модернизации технологической базы региона необходим учет интересов этих субъектов, с целью достижения главной цели - развития промышленного потенциала региона.

Рецензенты:

Кузнецов С.В., д.э.н., профессор, директор ФГБУН Институт проблем региональной экономики РАН, г. Санкт Петербург.

Хольнова Е.Г., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Экономика и управление» негосударственного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов», г. Санкт Петербург.


Библиографическая ссылка

Зейналов Р.А. ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ НА ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14670 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674