Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОГРАММАХ БАКАЛАВРИАТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Газизова Т.В. 1 Зырянова О.Н. 1 Колесникова Т.А. 1 Осяк С.А. 1 Бахор Т.А. 1 Коршунова В.В. 2
1 Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета
2 Сибирский федеральный университет
В статье представлены некоторые результаты исполнения проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов), на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» (рук. О.Г. Смолянинова), в соответствии с Государственным контрактом № 05.043.12.0031 от 18.06.2014 г., разворачивающегося на территории Красноярского края и реализуемого Сибирским федеральным университетом. Особое внимание уделено проектной деятельности, способствующей повышению мотивации и эффективности учебной деятельности бакалавров при изучении дисциплин методической направленности, таких как «Детская литература с методикой преподавания», «Методика обучения труду и продуктивным видам деятельности», «Методика преподавания естествознания в начальной школе».
практический бакалавриат
бакалавр
практическая направленность подготовки будущих педагогов
проектная деятельность
проект
стандарты образования
1. Исполнение гос. контракта МОН РФ по проекту подготовки учителей начальных классов. URL: http://news.sfu-kras.ru/node/14146 (дата обращения 06.08.2014).
2. Коротаева Е.В. Вопросы теории и практики педагогики взаимодействий: Монография. – Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2009. – 211 с.
3. Макаренко Н.А. Проектная деятельность как средство повышения мотивации обучения учащихся. URL: http://festival.1september.ru/articles/556915/ (дата обращения 06.08.2014).
4. Панова О.В. Подготовка учителя к социальному проектированию в школе // Высшее образование в России. 2012. – № 6. – С. 127-129.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922.
6. Формирование профессиональных компетенций при подготовке бакалавров педагогического образования: материалы производственной практики (из опыта работы): учебное пособие / Под общ. ред. Т.А. Бахор, О.Б. Лобановой. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2014. – 228 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает формирование у младших школьников основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе [5]. Соответствуя этим требованиям, учитель начальных классов должен владеть такими методами обучения, которые формируют активную позицию учащихся в учебном процессе; развивают исследовательские, рефлексивные умения и навыки; формируют умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, что, в свою очередь, предполагает активное использование в учебно-воспитательном процессе деятельностных, групповых, игровых, ролевых, практико-ориентированных, проблемных, рефлексивных и др. форм и методов учения и обучения. Ведущее место среди таких методов, используемых в мировой и отечественной педагогической практике, принадлежит сегодня методу проектов. Перед учреждениями высшего и среднего профессионального образования встает задача организации педагогического обеспечения готовности будущих педагогов к проектной деятельности, разработке и реализации студентами проектов в квазипрофессиональном и реальном образовательном пространстве начальной школы.

На решение поставленной задачи направлен проект «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов), на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования», в рамках исполнения работ, в соответствии с Государственным контрактом № 05.043.12.0031 от 18.06.2014 г. Руководителем проекта является О.Г. Смолянинова, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор Института педагогики, психологии и социологии ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (ИППС СФУ). В рамках данного проекта по разработке и внедрению новых программ подготовки учителей начальных классов была создана принципиально новая модель подготовки учителей начальных классов в формате практического бакалавриата. В основе этой модели - организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, разработавших и реализующих программы высшего и среднего профессионального образования: ИППС СФУ, Лесосибирский педагогический институт- филиал СФУ, Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького.

Принципиальная новизна представленной модели профессиональной подготовки учителя заключается в том, что она ориентируется не только на федеральные государственные общеобразова­тельные стандарты высшего образования (ФГОС и ФГОС+), среднего профессионального образования, начального общего образования, но и на профессиональный стандарт педагога. Перед разработчиками стояла непростая задача совмещения требований четырёх стандартов с ориентацией на образова­тельные результаты выпускников прикладного бакалавриата, подготовленных к профессиональной деятельности в современной школьной среде. В результате реализации проекта в Красноярском крае появится учитель начальной школы нового формата, который сможет организовать совместную продуктивную деятельность учащихся, используя технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Учитель начальной школы будет уметь формировать действия обучающихся по овладению учебным материалом и развивать предметные, метапредметные и личностные компетентности детей [1].

Командой преподавателей были разработаны пять образовательных модулей, которые начнут апробироваться уже с сентября 2014 года: «Гуманитарный и экономический цикл», «Математический и естественнонаучный цикл», «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности», «Психология педагогика развития детей», «Методология и методы психолого-педагогической деятельности». В основе разработанных модулей - деятельностный подход, «предполагающий, прежде всего, системность всех видов учебной и воспитательной работы, ее практико-ориентированную направленность, органическую ее связь с будущей профессией» [6]. Разработчики программ стремились к тому, чтобы студент в течение всего периода обучения, в каждом семестре, соприкасался со школьным учебно-воспитательным процессом. Для этого, в рабочих программах дисциплин многих модулей предусматривается организация проектной деятельности обучающихся, способствующей формированию профессионально значимых компетенций у бакалавров.

Проектная деятельность студентов [2] представляет собой вид деятельности по разработке способа решения проблемы, которая предполагает самостоятельный исследовательский поиск и включает четыре этапа: актуализацию имеющихся знаний по решаемой проблеме, расширение ориентировочной основы действий, разработку авторских предложений по ее решению и оформление результата решения в виде проекта. Проектная деятельность ведет к получению продуктов, носящих субъективно-творческий характер и отражающих личностные достижения каждого студента, способного внедрять полученную информацию в будущую теоретическую и практическую деятельность, самостоятельно принимать решения, генерировать идеи, находить способы их разрешения.

Выделяя теоретическую и практическую составляющие в профессиональной готовности студентов к проектной деятельности, а также учитывая составляющие ее компоненты, в частности, владение современными образовательными технологиями, способность к профессиональному саморазвитию, владение коммуникативной компетентностью, можно определить следующие критерии готовности студентов к проектной деятельности.

  1. Мотивационно-целеполагающий компонент детерминирован системой побудительных сил, определенных притязаний, поощрений; он включает в себя в качестве доминанты педагогического менталитета и мировоззрения систему личностных смыслов, содержание которых ориентировано на из­менение ценности педагогической деятельности. Данный компонент предполагает совокупность таких мотивов, как интерес к педагогической профессии, позитивные побуждения к осуществлению педагогической деятельности, эмпатийное отношение ко всем участникам образовательного процесса, диалогизм, установку на сотрудничество, умение ставить цель проекта, достигать ее, исходя из индивидуальных личностных особенностей, умение проектировать профессиональную педагогическую деятельность.
  2. Операционально-содержательный компонент объединяет совокупность теоретической подготовки будущего учителя, системы научных знаний и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие личности, способствует как саморазвитию человека в целом, так и в его профессиональной деятельности. Он обеспечивает наличие знаний о сущности, функциях, принципах, этапах проектной деятельности, умения определять проблему; осуществлять целеполагание, планирование; информационные и коммуникативные умения. Данный компонент складывается на основе предметной деятельности, его органической частью является познавательная активность, выражающаяся в содержании приобретенных знаний, их систематичности и прогностичности. Познавательная активность - одно из условий реализации проектной деятельности, включающей проявление обучающимися умений оптимального использования профессиональных знаний при реализации проекта.
  3. Рефлексивно-оценочный компонент объединяет способность студентов к самооценке деятельности и ее результатов, альтернативность мышления, готовность к внесению новых приемов и путей решения учебных задач. Этот компонент предполагает умение будущего учителя проектировать собственную педагогическую деятельность и использовать проектную деятельность в обучении учащихся, а также способность студентов к объективной оценке своим действиям в процессе целенаправленного профессионально-личностного саморазвития.

Данное построение работы в рамках проектной деятельности является обобщенным и отражает основные моменты ее организации.

Разработчики программ большое внимание уделяют учебным, творческим, социальным и др. проектам, способствующим использованию возможностей образовательной среды для активизации учебной и воспитательной деятельности студентов.

В рамках дисциплины «Методика обучения труду и продуктивным видам деятельности» студенты разрабатывают и сами реализуют разнообразные творческие проекты, один из них - проект «Мой город», объединяющий несколько разделов, которые были предложены самими студентами исходя из общей темы: «Парк моего города», «Мой двор», «Дом моей мечты», «Детская площадка». Предполагается работа студентов как индивидуально, так и в группе.

Цель проекта «Мой город» - показать красоту и уникальность городского пространства и разработка макета «Мой город».

Проект направлен на усовершенствование умений и навыков по организации и реализации проектной деятельности бакалавров; повышение их профессионализма; развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Творческий проект предполагает несколько этапов работы. На подготовительном этапе осуществляется поиск проблемной области, размышление над проблемным вопросом: «Каким я хочу видеть свой город?» Предполагается деление по группам для работы над каждым разделом проекта («Парк моего города», «Мой двор», «Дом моей мечты», «Детская площадка»), происходит распределение обязанностей каждого члена группы по созданию единого макета «Мой город», разработка нескольких вариантов будущего макета «Мой город», (используется графическое изображение: линейный вариант, варианты, выполненные в цвете; компьютерная графика), после чего выбирается лучший, соответствующий единому замыслу. Этот этап завершается выбором материала, который будет использован для создания макета (бумага и картон, искусственные, частично-обработанные или природные материалы), оборудования для выполнения моделей макета.

На этапе реализации проекта студенты выполняют творческую работу: оформляют творческий проект и творческий продукт, который защищают публично, например, участвуя в фестивале «В мире творчества».

Этап оценивания проведенной работы включает защиту проекта (участники проекта в течение 5-10 мин должны сделать презентацию), оценку результатов (для осуществления оценки проекта предлагается использовать следующие критерии: эстетичность, надежность, гармоничность цветового оформления; соответствие функциональному назначению, выбор материала, оригинальность применения и сочетания материалов, соответствие единому замыслу проекта, сложность и объем выполненных работ); изложение материала должно быть точным, отражая единый замысел участников проекта.

Реализация студентами проектов в начальной школе способствует эффективному взаимодействию бакалавров с педагогами, учащимися и их родителями, психологами.

Так, в рамках дисциплины «Детская литература с методикой преподавания» предлагается реализация студентами совместно с учениками начальных классов социального проекта [4] «Фестиваль сказок А.С. Пушкина».

Цель проекта - популяризация наследия А.С. Пушкина среди школьников и студентов посредством актуализации поставленных писателем в произведениях философских и нравственных проблем.

Задачи проекта: усиление интереса к личности писателя, активизация читательской деятельности; содействие развитию творческого потенциала школьников и студентов, организация мероприятий, посвященных творчеству А. С. Пушкина.

Предполагаемые результаты: развитие интереса к русской литературе; развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Проект предполагает проведение различных творческих конкурсов: конкурс иллюстраций; конкурс «Проба пера» (учащиеся придумывают продолжение истории любимых героев или пишут собственные сказки); конкурс инсценировок (театрализованное представление любого понравившегося эпизода из сказок Пушкина). Лучшие работы учеников и студентов размещаются в социальных сетях и на стендах проекта, созданные детьми иллюстрации могут быть использованы для оформления городского транспорта, что тоже способствует популяризации творчества писателя среди жителей города. В дальнейшем возможно создание сборника, содержащего лучшие работы учеников, его издание.

Завершается проект праздником «Фестиваль сказок А.С. Пушкина», где представляются лучшие инсценировки, творческие работы учащихся, рисунки. На празднике подводятся итоги реализации проекта, награждаются победители конкурсов и наиболее активные его организаторы и участники.

В рамках дисциплины «Методика преподавания естествознания в начальной школе» предполагается студентам разработать и реализовать совместно с учителем проект «Безопасность на дороге» [3].

Задачи проекта: расширить и закрепить знания детей о правилах поведения пешеходов, о светофоре, дорожных знаках; учить различать дорожные знаки и научиться применять эти правила в жизни; развивать умение самостоятельной работы с литературой; развивать творческие способности учащихся; обучать работать в группе и индивидуально по плану проекта.

Целевая группа проекта: учащиеся начальных классов общеобразовательных школ.

Продукт проектной деятельности: буклет «Азбука дорожного движения», сценарий выступления агитбригады на тему «Безопасность на дороге» для начальной школы, эссе «Письмо водителю нарушителю», написанные младшими школьниками.

Предполагаемые результаты: развитие интереса к предмету «Окружающий мир»; развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Исследовательский (подготовительный) этап проекта предполагает поиск проблемной области - «Безопасность на дороге» и размышление над проблемным вопросом: «Как защитить себя от опасностей на дороге?». В результате обсуждения темы проекта его участники должны выбрать творческое название проекта (например, «На улице - не в комнате, о том, ребята, помните!»), сформировать творческие группы учащихся, подбирающих материал о светофоре, правилах пешехода, о дорожных знаках, о правилах поведения велосипедиста.

На 1-ом этапе реализации проекта происходит обсуждение и составление плана работы учащихся в группе с помощью студентов и учителя. В ходе обсуждения определяются задачи каждого ученика, возможные источники информации, проводятся консультации, как лучше организовать самостоятельную работу младших школьников по выполнению заданий.

Творческая работа предполагает выпуск буклетов «Азбука дорожного движения», подготовку выступления агитбригады с информационной минуткой в классах начальной школы, участие в городской акции «Письмо водителю нарушителю».

Этап оценивания проведенной работы включает в себя защиту проекта, отчёт, оценку результатов. Работа над учебным проектом завершается коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

Реализация подобных проектов, актуализируя знания студентов по той или иной учебной дисциплине, способствует формированию у бакалавров умений совместно с педагогами начальной школы организовывать индивидуальную и групповую деятельность учащихся, их эффективное взаимодействие в образовательном пространстве школы.

Итак, проектная деятельность в образовательном процессе вуза предоставляет новые перспективные возможности достижения образовательных целей при подготовке студентов, обучающихся в формате прикладного бакалавриата. В разработанном и реализуемом под руководством О.Г. Смоляниновой проекте «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата, в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» готовность студентов к проектной деятельности, оценивается как показатель сформированности профессионально-прикладных компетенций бакалавра и одновременно как сложное интегративное личностно-значимое качество будущего педагога.

Рецензенты:

Гафурова Н.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики профессионального обучения Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Смолянинова О.Г., д.п.н., профессор, директор Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Газизова Т.В., Зырянова О.Н., Колесникова Т.А., Осяк С.А., Бахор Т.А., Коршунова В.В. УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОГРАММАХ БАКАЛАВРИАТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14435 (дата обращения: 18.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074