Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Г. КАМЫШИНА И КАМЫШИНСКОГО РАЙОНА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Степанов А.Н.
Опыт педагогической деятельности убеждает нас в том, что эстетиче-ское воспитание студентов является эффективным, если наряду с учебно-воспитательным процессом оно осуществляется во внеаудиторное время, при посещении музеев, лекториев культуры и искусства, а также при активном участии в художественно-эстетических смотрах, конкурсах, фестивалях и других мероприяти-ях. Посещение студентами художественной галереи и историко-краеведческого музея их ознакомление с изобразительным творчеством многих художников г. Волгограда, волгоградской области и в частности г. Камышина, их активное участие в коллективах художественной самодеятельности всё это способствует формированию творческой всесторонне развитой личности.

Огромное значение в эстетическом воспитании подрастающего поколения придавал замечательный педагог В. А. Сухомлинский - музыке. «Музыка тесно связана с лирической поэзией и является как бы следующим этапом в развитии человека. Музыка - это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову. Музыка начинается там, где кончается слово. И если словом ограничивается проникновение воспитателя в сокровенные уголки юного сердца, если после слова не начинается более тонкое и глубокое проникновение - музыка, воспитание не может быть полноценным...» / Родчанин Е. Г. Зязюн И. А. Гуманист. Мыслитель, Педагог: Об идеалах В. А. Сухомлинского. - М.: Педагогика, 1991. - С. 63 - 64. /

Сегодня наряду с музыкальной подготовкой детей и подростков в условиях специальных учебных заведений города Камышина, огромная армия подрастающего поколения активно участвуют во многих кружках, студиях и коллективах художественной самодеятельности нашего города и прилегающего к нему района. Каждый год в нашем городе проводятся фестивали детского творчества, где выступают многие детские музыкальные коллективы, ансамбли, кружки и группы.

Так, в 2009 году в апреле месяце были отмечены юбилейные даты таких творческих коллективов как ансамбль «Радость» и «Колокольчик». Педагоги и воспитанники ансамбля «Радость» получили в эти дни теплые поздравления и слова благодарности прозвучавшие в адрес хореографов Надежды и Владимира Вшивковых, концертмейстеров В. Волковой и С. Кирюхина. Образцовому коллективу «Радость» исполнилось 10 лет. За это время юные танцоры неоднократно становились призерами и победителями региональных и всероссийских конкурсов творческого мастерства, обладателями Гран-при фестиваля «Юность». Выпускники ансамбля продолжают творческий путь на профессиональной сцене, работают хореографами в разных городах России и за рубежом.

Особые поздравления получили руководители-педагоги и их воспитанники ансамбля саратовские гармоники «Колокольчик», руководителем которого является Вячеслав Банков, и концертмейстер Николай Литвинов. Ансамблю «Колокольчик» исполнилось 15 лет. Творческая биография коллектива гармонистов насыщена яркими событиями: победы в областных и всероссийских конкурсах, участие в телевизионной программе «Играй, гармонь любимая!», выступление в Кремлевском Дворце съездов, творческая поездка в Германию.

Выступления этих детских коллективов, которые базируются в Детско-юношеском центре, всегда являются главным украшением любой концертной программы на фестивале детского творчества или празднике городского масштаба. Юные артисты «зажигают» задором и мастерством, поднимая настроение маленьким и взрослым зрителям. В эти юбилейные дни от сей души вас поздравляют ваши поклонники
и желают новых творческих успехов
(См.: «Камертон» от 22 апреля 2009 г. №31).

Музыкально воспитание направлено на приобретение знаний, привития детям любви к музыкальному искусству, через осмысление и переживание лучших произведений, на выработку у детей умения оценивать музыкальное творчество. Музыкально-эстетическое воспитание - процесс сложный, длительный и многогранный. Он начинается в раннем детстве, когда ребенок восприимчив, легко отражает полученное от окружающей действительности в своих играх. Эта восприимчивость в зависимости от условий может или заглохнуть, или получить дальнейшее развитие. В.А. Сухомлинский,... считал, что овладение... азбукой музыкальной культуры - способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту - особенно интенсивно в годы детства. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. В этом В.А. Сухомлинский был единомышленником
А.С. Макаренко и Л.Н. Толстого. Макаренко много раз писал и говорил: «Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким вы сделаете его к пятому году жизни». Еще раньше эту мысль образно выразил Л. Толстой: «От пятилетнего ребенка до меня - только один шаг. От новорожденного до пятилетнего - ужасающее пространство». / Родчанин Е.Г. Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В. А. Сухомлинского. - М.: Педагогика, 1991. - С. 59. /. Ярким подтверждением всего этого является массовое участие подрастающего поколения в различных музыкальных кружках и коллективах города Камышина и Камышинского района. Так, в апреле 2009 года в детском Дворце культуры «Дружба» состоялся ежегодный, традиционно проводящийся, городской смотр-конкурс детского музыкального творчества, учредителем которого является комитет по образованию городского округа - город Камышин. Наряду с детьми из детских музыкальных школ № 1, 2 и 3 активное участие приняли солисты, вокальных и инструментальных ансамблей, оркестры и хоровые коллективы. Юные дарования продемонстрировали свое мастерство в представленных на суд зрителей и компетентного жюри номерах. Каждое учреждение представило разножанровую концертную программу, состоящую из произведений народного, классического, джазового характера. Выступления порадовали собравшихся в зале ценителей искусства умением учащихся держаться на сцене, их раскованностью и недюжинным талантом. Со сцены прозвучали русские народные песни, произведения В. Моцарта, Л. Вебер, Г. Гладкова и других именитых композиторов.

Разумеется, не все из них станут в дальнейшем профессиональными музыкантами, но любовь к искусству и эстетический вкус, привитые в музыкальных школах, студиях, а также в массовой музыкальной самодеятельности, могут стать прочным фундаментом для формирования творческой, всесторонне развитой личности. И хотя популярность классической музыки сегодня не велика, однако настоящим искусством среди множества современных музыкальных продуктов является именно она. А непопулярность ее объясняется тем, что эту музыку нужно уметь не только слушать, но и слышать. / См.: Газ. «Камертон» 29 апреля 2009 г. «Ее величество музыка» /.

Огромной популярностью в городе Камышине пользуется детская школа хореографического искусства. Директором хореографической школы является Любовь Васильевна Гавриш.

Сегодня, когда отмечается во многих странах мира, в том числе и в России День танца 29 апреля в честь реформатора балетного театра Жана Жоржа Новерра, танцевальные коллективы гор. Камышина традиционно отмечают этот праздник. Первые участники праздника Терпсихоры давно покоряют творчеством многие города России и зарубежья. Многие из них являются учениками известного в городе педагога-хореографа Любови Васильевны Гавриш.

Первые представления Терпсихоры зарождались в стенах Дворца культуры «Текстильщик» и с успехом проходили в зрительных залах и на сценических площадках гор. Камышина и Камышинского района. Зрители до сих пор помнят чудесные хореографические представления в исполнении образцового ансамбля «Веселые ребята» на различных праздниках и мероприятиях. К постановке каждой хореографической композиции Л. В. Гавриш подходила творчески.

За творческие успехи коллектив награждался Большой медалью Всесоюзного смотра художественного творчества и дипломом государственного ансамбля танца СССР Игоря Моисеева. «Веселые ребята» - ныне театр танца «Триумф» вошел в большой и творческий состав детской школы хореографического искусства. В копилке достижений - звание лауреатов российских, всесоюзных и международных конкурсов. Юным артистам рукоплескали в Чехословакии, Болгарии, Франции, Испании, Финляндии и Швеции. Яркие выступления этого ансамбля вошли в программу телепередач «Утренняя звезда». Художественным руководителем этого коллектива является талантливый педагог Любовь Васильевна Гавриш. С ее именем в нашем городе связано становление хореографической школы, формирование творческих традиций, которые бережно хранит не одно поколение ее воспитанников. В настоящее время многие профессиональные хореографы школ Камышина, Волгограда, Самары, Саратова, Москвы - это «дети» Гавриш. Ирина Киселева открыла свою школу в Лос-Анджелесе, Галина Орлова стала народной артисткой России, многие воспитанники танцуют в профессиональных коллективах.

В эти апрельские дни в гор. Камышине состоялось интересное мероприятие, которое при поддержке творческого коллектива ДК «Текстильщик» был организован рок-фестиваль «Музыке -да! Наркотикам - нет», в котором приняли участие как самодеятельные, так и профессиональные команды. В программе фестиваля приняли участие З. Григораш / КТК /, К. Козлова / СГА /, Е. Ковальская / ПУ № 22 /, коллективы «Вечная молодость» / КТИ /, «Три С» / училище искусств /, «Сервайс» и «Студия «Ритм» / оба - ДК «Текстильщик» /, а также гости из Петрунино - «Барби Некст» и «Виват». В честь юбилея творческому коллективу - старейшей камышинской рок-группе «Студия «Ритм» был преподнесен подарок - ДВД-плеер.

Таким образом, все перечисленные формы эстетического воспитания подрастающего поколения и молодежи гор. Камышина и Камышинского района способствуют формированию творческой всесторонне развитой личности.


Библиографическая ссылка

Степанов А.Н. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Г. КАМЫШИНА И КАМЫШИНСКОГО РАЙОНА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1430 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674