Разработка вопросов повышения эффективности информационного обеспечения деятельности полиции регламентирована Федеральным законом N 3-ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О полиции». В современных условиях целый ряд информационных технологий находит активное применение в различных сферах деятельности, в том числе в деятельности органов внутренних дел. К таковым относятся: технологии распознавания и анализа объектов; биометрические технологии; телекоммуникационные технологии взаимодействия, коммуникации; системы аналитической обработки информации, интеллектуального поиска информации в различных информационных ресурсах; технологии обоснования и принятия решений; геоинформационные, навигационные и спутниковые технологии; технологии радиочастотной идентификации; технологии имитационного и прогностического моделирования [2, с. 12].
Однако статистика свидетельствует о низкой эффективности применения и использования информационных систем и ресурсов, их формирующих. Причинами низкой эффективности системы информационного обеспечения органов внутренних дел являются:
- наличие больших массивов объектов и картотек, не охваченных процессом автоматизации, что снижает эффективность и полноту информационного обеспечения;
- отсутствие логических связей между учетами по уровням их ведения и по назначению;
- низкое качество исходных материалов (учетных, информационных карт, фотографических изображений, копий следов);
- дублирование информации в информационно-поисковых системах;
- сложности коммуникации между локальными информационными системами регионов ввиду программной или структурной несовместимости массивов данных (например, отсутствие единых требований к изготовлению фотографических изображений);
- отсутствие действенных механизмов розыска и мониторинга объектов, представляющих высокую культурную, историческую, материальную ценность, а также объектов, исключенных из гражданского оборота [4, с. 136].
Использование систем мониторинга подвижных объектов на основе систем спутниковой и наземной навигации представляет особый интерес и практическую значимость для решения задач раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, т.к. пространственно-временные данные, применительно к объектам, попавшим в сферу уголовного судопроизводства, являются актуальными не только в содержательном плане, но и в части формирования доказательственной базы по уголовным делам. Сведения о времени, месте и обстоятельствах совершения преступления входят в предмет доказывания по всем уголовным делам (ч.1, ст.73 УПК РФ).
Так, при решении задач по раскрытию и расследованию преступлений правоохранительными органами навигационная информация приобретает большую ценность в части установления времени, места и лиц, причастных к их совершению. Например, при расследовании преступлений, связанных с использованием транспортных средств, а также в их отношении, сведения о местоположении транспортного средства, о направлении и значении скорости его движения, полученные в режиме on-line, позволят в кратчайшие сроки установить обстоятельства расследуемого события. При решении задач по раскрытию и расследованию преступлений террористической направленности возможно применение как online-мониторинга при проведении оперативно-розыскных мероприятий, так и использование информации, полученной из баз данных для дополнения картины с места преступления. Важное значение пространственно-временная информация приобретает для разрешения ситуации информационной неопределенности, особенно при отсутствии материально фиксированных следов. В этом случае информация о находившихся в момент совершения преступления лицах и объектах в данном месте может быть использована как ориентирующая.
Принцип работы систем мониторинга подвижных объектов заключается в получении и анализе пространственно-временной информации о транспортном средстве. Мониторинг - это специально организованное наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля и прогноза. Мониторинг транспорта - это система контроля транспортных средств, функционирующая на основе спутниковой навигации, специализированного оборудования, технологий радио и сотовой связи, цифровых карт и вычислительной техники.
Для обеспечения спутникового мониторинга на транспортное средство устанавливается мобильный терминал, который состоит из приемника спутниковых сигналов, модулей хранения и передачи координатных данных. Данные могут содержать информацию не только о местоположении транспортного средства, но и метаданные о состоянии и параметрах системы. Метаданные получают при помощи системы датчиков, подключенных к мобильному терминалу (например, датчик расхода топлива, датчик нагрузки на оси транспортного средства, датчик уровня топлива в баке, датчик температуры в рефрижераторе, датчики, фиксирующие факт работы или простоя спецмеханизмов (поворот стрелы крана, работы бетоносмесителя), факт открывания двери или капота автомобиля, факт наличия пассажира в транспортном средстве).
Зарегистрированные данные записываются в модуль хранения мобильного терминала и передаются посредством модуля передачи при помощи беспроводных сетей операторов мобильной связи.
К основным компонентам системы следует отнести:
- транспортное средство, оборудованное мобильным терминалом;
- серверный центр с программным обеспечением для приема, хранения и обработки данных и их систематизации и принятия управленческих решений;
- диспетчерский центр, ведущий мониторинг транспортных средств на основе мультисервисных систем: ГИС, коммуникации, и т.д.
Современные технические средства мониторинга позволяют получать информацию в двух режимах:
- online с передачей пространственно-временной информации в режиме реального времени;
- offline сохранение и считывание пространственно-временной информации о транспортном средстве по прибытию на диспетчерский пункт.
Системы спутниковой и наземной навигации получили распространение как в гражданском секторе, так и в подразделениях правоохранительных органов. В зависимости от субъекта применения данных технических средств различными являются цели и задачи их применения, а соответственно и результаты работы.
Так, для гражданского сектора интерес представляет решение задач транспортной логистики в системах управления перевозками и автоматизированных системах управления автопарком: получение сведений о маршрутах перемещения транспортных средств и расходах, которые несет транспортная компания. Целью мониторинга является оптимизация расходов при максимальном эффекте от перевозок, обеспечение безопасности перевозок, соблюдение графика движения транспортных средств.
Для правоохранительных органов интерес представляет минимизация времени реагирования в конкретной оперативной обстановке. Успешное решение задач подразделениями быстрого реагирования зачастую зависит от наличия информации о местонахождении каждого экипажа в момент поступления тревожного сигнала.
Несмотря на различие целей и задач, технические средства мониторинга имеют много более широкие возможности по сравнению с перечисленными.
В деятельности правоохранительных органов имеется целая совокупность задач, решение которых в течение продолжительного периода времени остается на низком качественном и количественном уровне. К таковым относятся следующие задачи:
- розыск похищенного, утраченного огнестрельного оружия служебного и боевого назначения;
- розыск украденных (угнанных) автотранспортных средств;
- оперативная проверка транспортных средств на предмет угона или установление принадлежности узлов, механизмов и частей конкретному автотранспортному средству после его разукомплектования и другие.
Перечень этих задач является неполным и будет расширяться по мере расширения перечня объектов, попадающих в сферу уголовного судопроизводства. На сегодняшний день крупные транспортные компании успешно используют системы мониторинга автотранспорта для контроля качества выполняемых работ, а также для решения ряда актуальных проблем, связанных с организацией перевозок и координацией большого количества мобильной техники. На первом этапе формирования действующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры правоохранительных органов требуется создание единой мультисервисной системы, которая будет включать в себя возможности аналитической обработки ретроспективной и текущей информации об объектах, подлежащих мониторингу в сфере гражданской деятельности.
Первые шаги в данном направлении уже сделаны. Так, введение чипов в паспорта граждан РФ было предпринято для снижения уровня преступности, контроля миграционных процессов, выявления лиц, имеющих судимость, оперативного проведения идентификации личности преступников и неопознанных трупов, а также повышения эффективности розыска лиц, подозреваемых в совершении преступлений и т.д.
К возможным областям результативного применения систем наземной и спутниковой навигации можно отнести:
- госсектор: промышленные предприятия с автоматизированным циклом сборки готовой продукции (АвтоВАЗ, ГАЗ, Волгоградский тракторный завод);
- предприятия, производящие продукцию, исключенную из гражданского оборота (оружейные заводы, заводы по производству боеприпасов, взрывных устройств);
- городскую транспортную систему (общественный и служебный транспорт);
- правоохранительные органы, органы предварительного расследования, лицензионно-разрешительную систему, ГИБДД и др. подразделения ОВД.
Вторым этапом реализации станет внедрение информационной и технологической основы для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. На сегодняшний день пространственно-временная информация не вовлечена в систему регистрации действующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры правоохранительных органов. Для решения этого вопроса необходима разработка нормативных рекомендаций, обеспечение технических условий для монтирования и использования навигационных устройств, а также обеспечение квалифицированной эксплуатации оборудования и использования полученной информации [5, с. 85]. При введении чипов в техпаспорта автомобилей, содержащих полную информацию о владельце и техническом состоянии транспортного средства, будет получена возможность организации дистанционного контроля транспортных средств и оптимизации проверки информации о них, а также получения информации о их владельцах. Использование электронных техпаспортов обеспечит возможность каждому специалисту вносить отметки о неисправностях транспортного средства в электронный документ и обеспечит ответственность конкретного лица за его ненадлежащее техническое состояние.
Информация, поступающая из специализированных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих регистрацию, позволяет установить обстоятельства, важные для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. С помощью криминалистических учётов можно установить личности живых лиц, трупов; наличие судимости и сведения о преступной деятельности; причастность определённых объектов к совершённому преступлению; принадлежность предметов (оружия, номерных вещей и т.п.); серию преступлений, совершённых одним способом, одним лицом или группой лиц и др. Деятельность органов предварительного расследования характеризуется высокой информационной емкостью, постоянной необходимостью в получении новой информации и поддержании в актуальном состоянии ранее полученной информации, поэтому использование систем наземной и спутниковой навигации в правоохранительной деятельности необходимо.
Использование данных технологий требует не только творческого и прогностического подходов, но и серьезного научного обоснования применительно к решению практических задач учетно-регистрационной деятельности. В перечень задач, решение которых возможно на основе использования систем радиочастотной идентификации, можно включить контроль оборота оружия, которое находится в разрешенном пользовании; борьбу с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; раскрытие и расследование преступлений, связанных с использованием автомобильного транспорта; организацию исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Перечисленные задачи напрямую связаны с учетно-регистрационной деятельностью, функционированием централизованных и экспертно-криминалистических учетов.
Третий этап предполагает использование мощности уже функционирующей системы для комплексного решения задач раскрытия и расследования преступлений более широкого круга. Целью комплексного применения информационно-телекоммуникационных систем является получение информации, позволяющей индивидуализировать расследуемое преступление, личности лиц, причастных к его совершению, а также устанавливать совокупность объектов, используемых при совершении противоправных действий, способствовать выявлению связей между материальными и идеальными следами преступления, способствовать научной организации труда специалистов, привлекаемых к расследованию уголовных дел. По мере внедрения и апробации системы необходимо распространить ее действие на обеспечение непрерывного мониторинга и своевременного получения криминалистически значимой информации [1, с. 79].
Необходимо отметить, что наименее разработанными в научном и практическом плане являются вопросы использования систем получения пространственно-временной информации, к которым следует отнести геоинформационные, навигационные, спутниковые системы и технологий, а также технологии радиочастотной идентификации [3, с. 112]. Данные технологии обладают большим потенциалом в части получения объективной информации. Они дают возможность быстрого получения достоверных сведений об интересующих объектах, подлежащих постановке на учет (автотранспортные средства в 3-дневный срок), регистрации в лицензионно-разрешительной системе (охотничье, газовое и травматическое оружие), а также в системе криминалистической регистрации (служебное оружие).
Проведенный нами анализ использования современных программно-технических комплексов систем навигации подтверждается полученными результатами анкетирования специалистов - сотрудников следственных, оперативных и экспертных подразделений. По-мнению опрошенных, при раскрытии и расследовании преступлений большое значение имеет своевременное получение пространственно-временной информации, имеющей отношение к расследуемому происшествию. Существенную роль для сотрудников ОВД также играют сведения о местонахождении объекта, маршрутах его перемещения, параметрах движения (скорости, режимах работы) при расследовании преступлений против собственности, преступлений с использованием автотранспортных средств, преступлений террористической направленности, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, а также незаконной рубкой леса.
Использование систем наземной и спутниковой навигации в различных областях способно обеспечить:
- создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры транспортного сектора городского хозяйства (общественный транспорт);
- развитие промышленного сектора города и ориентирование его на производство высокотехнологичной продукции: систем радиочастотной идентификации, навигации, программно-аппаратного обеспечения;
- информирование граждан о расписании и движении городского транспорта;
- обеспечение безопасности частной и муниципальной собственности, представляющей высокую культурную, историческую или материальную ценность;
- решение задач раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против личности, против собственности и др.
Рецензенты:
Завьялов Д.В., д.ф.-м.н., доцент, заведующий кафедрой «Физика», Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград.
Еремин С.Г., д.ю.н., доцент, профессор, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Дусева Н.Ю. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ СИСТЕМ НАВИГАЦИИ В РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14294 (дата обращения: 07.10.2024).