Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Николаева А.Д. 1 Голиков А.И. 1 Барахсанова Е.А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» Минобрнауки России»
Материалы статьи представляют видение системы педагогического образования, его стратегические приоритеты, основанные на социокультурном подходе. Приводятся ожидаемые результаты модернизации непрерывного образования педагогов. Автор подчеркивает, что система непрерывного педагогического образования в федеральном университете должна быть многоуровневой, направленной на обеспечение многоступенчатости по вертикали и альтернативности по горизонтали, динамичности, гибкости подготовки, ее фундаментальности и универсальности. Также в качестве ведущей стратегии устойчивого развития системы непрерывного педагогического образования может быть определена стратегия повышения инновационного потенциала, обновления и оптимизации системы, обеспечивающей достижение конкурентных преимуществ. Результатом модернизации непрерывного педагогического образования должна стать обновленная система довузовской подготовки, профессионального и дополнительного профессионального образования, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам («образование через всю жизнь»).
миссия
конкурентноспособность
тенденции
модернизация
интеграция
стратегии развития
ожидаемые результаты
1. Болотов В.А. Теория и практика реформирования педобразования в России в условиях социальных перемен. – Волгоград, 2001. – 265 с.
2. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего / М. Л. Агранович [и др.]; Национальный фонд подготовки кадров. – Москва: Логос, 2010. –280 с.
3. Модернизация профессионального педагогического образования: компетентностный подход: Сб. науч. Статей / Сост. и науч. ред. Г.А. Федотова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 136 с.
4.Педагогическое образование в университете: контекстно-биографический подход / Под ред. А.Л. Гаврикова, М.Н. Певзнера; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2001. – 300 с.
5. Реан А.А. Акмеология личности // Психологический журнал. – 2001. – Т. 21.– № 3. – С. 88-95.
Как известно, отношение общества к системе педагогического образования не однозначно: периоды удовлетворенности сменяются периодами критики, когда поднимаются вопросы качества преподавания, содержания образования, уровня профессионального мастерства учителей и качества их подготовки. Такая ситуация понятна: любой человек всегда связан со школьным образованием. Но, как отмечают многие ученые, на сегодняшний день имеются существенные расхождения в понимании и интерпретации качества подготовки специалистов. И это объективно, так как среда и, соответственно, запросы потребителей изменчивы [3].

Педагогическое образование в настоящее время рассматривается как широкое гуманитарное образование, позволяющее работать не только в сфере человек - человек, но и человек - общество - человек как рефлексивный процесс, в котором будущий профессионал должен овладеть процессом своего образования как своей будущей профессией. Рефлексия различия профессионального и специального компонентов составляет существенную черту процесса педагогического образования, т.е. на всех этапах своего профессионального становления учитель сознательно формируется и как специалист в некоторой предметной области, и как носитель личностно-развивающей образовательной технологии [1].

Уникальность педагогического образования заключается в том, что процесс подготовки таких специалистов приводит к серьезной перестройке образовательного процесса, всех университетских подразделений, инфраструктуры университета. Прежде всего, это приводит к расширению партнерских, деловых связей университета, активному использованию информационных технологий, и главное - к усилению собственно образовательного процесса с научными исследованиями. В этих условиях особо актуальным становится направленность  педагогического образования на непрерывность развития способностей и потребностей личности, в предоставлении каждому человеку возможности реализовать собственную программу получения образования.

Профессиональная подготовка и обучение в течение всей жизни - важнейшие элементы системы образования. Создание непрерывной, гибкой, интенсивной, многоуровневой системы образования становится приоритетом современности. В современных условиях развитию системы непрерывного педагогического образования придается большое значение. В Российской Федерации процесс модернизации непрерывного педагогического образования осуществляется в рамках национальной инициативы «Наша новая школа» и введения новых ФГОС общего образования, является этапом реализации основных положений Болонского процесса. Преподаватели и студенты, будущие педагоги,  работая в различных образовательных учреждениях, становятся не только исполнителями основных задач модернизации, но и ее активными разработчиками, поскольку в условиях неопределенности, характеризующей поиск нового качества образования, они проектируют, «выращивают» новое знание об образовании и строят новую образовательную политику. В результате такой интеграции науки и образовательной деятельности педагогическое образование становится «обучающимся», эффективно содействуя созданию «обучающихся сообществ» в современном мире как прообразов будущих «обучающихся наций» [4].

Развитие системы непрерывного образования обуславливает необходимость создания условий для формирования гибких образовательных траекторий, обеспечит реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики.

Современной школой востребован не столько учитель-предметник, сколько учитель-универсал, способный на уровне основного образования представить детям комплексную картину мира, давать интегрированное знание, ориентируясь при этом на ученика как на уникальную, неповторимую личность, которую нужно не столько учить по образцу, стандарту, стереотипам, сколько «сопровождать» в интеллектуальном и личностном развитии. Поэтому система непрерывного педагогического образования должна быть многоуровневой, направленной на обеспечение многоступенчатости по вертикали и альтернативности по горизонтали, динамичности, гибкости подготовки, ее фундаментальности и универсальности. В этом случае подготовка кадров в системе непрерывного педагогического образования станет адресной, ориентированной на конкретные запросы образовательных организаций всех типов, субъектов рынка образовательных услуг при сохранении свободы выбора личностью образовательной траектории, усилении практической направленности обучения [2, 4].

Таким образом, тенденции современного образования предельно актуализируют следующую проблему: педагогическое образование должно претерпеть концептуальные изменения и получить новый ресурс развития.

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (далее СВФУ) определил своей миссией взращивание конкурентоспособных специалистов, выполнение исследований и инновационно-технологических разработок для становления экономически устойчивого, социально развитого приполярного региона, обеспечивающих высокое качество жизни, сохранение и развитие культуры народов Северо-Востока России». Реализация данной миссии предполагает новое качество педагогического образования в регионе посредством внедрения инноваций в учебный процесс, обеспечения непрерывности образования, вовлечения в образовательный процесс всех заинтересованных сторон, разработки новых механизмов достижения высокого качества профессионального педагогического образования. Все это актуализирует необходимость разработки и принятия Концепции непрерывного педагогического образования в Северо-Восточном федеральном университете (далее - Концепция), нацеленной на создание образовательной среды, гарантирующей высокое качество педагогического образования.

Необходимость разработки Концепции непрерывного педагогического образования на Северо-Востоке России вызвана также появлением нового социального заказа на педагогическое образование по сквозным требованиям стандартов ФГОС высшего педагогического и среднего общего образования, нуждающихся в учете этнокультурных и духовных ценностей российской цивилизации. Новые требования появились и у федерального университета: в кратчайшие сроки повысить качество подготовки выпускников СВФУ, будущих учителей, готовых к формированию универсальных учебных действий и воспитанию личности российской цивилизации, повышению качества знаний абитуриентов. Высокая шкала ЕГЭ при поступлении в СВФУ стала важным критерием эффективности деятельности вуза. В этих условиях необходимы мобилизация, интеграция и координация ресурсов всего университета, сохранения и развития культурного разнообразия народов Северо-Востока страны. Таким образом, новые вызовы внешней среды, возрастание требований государства, общества и работодателей к качеству подготовки специалистов требуют гибкого реагирования университета на изменяющиеся условия и запросы рынка труда.

Усиливающиеся тенденции ориентации образовательной системы на потребности территориального рынка труда также ориентируют на модернизацию подготовки педагогов-бакалавров и магистров. Поскольку СВФУ будет обеспечивать педагогическими кадрами Северо-Восток России, то важно на основе долгосрочного прогноза потребностей территориальной образовательной системы в педагогических кадрах осуществлять подготовку студентов по востребованным педагогическим профилям и специализациям, в том числе для арктических территорий.

В условиях перехода на новую модель образования, ориентированного на результат, а также ввиду многочисленности малокомплектных школ на территории Северо-Востока России особую актуальность приобретает подготовка учителя по нескольким направлениям / профилям. В этой связи, вузовская и послевузовская подготовка учителя должна предусматривать возможность получения дополнительного профиля и осуществляться только на базе высших учебных заведений. Профессиональная подготовка педагогов сохранит принцип системности, соединив в единое целое ее довузовскую, вузовскую и послевузовскую подсистемы на основе их преемственности и непрерывности (в системе среднего и высшего профессионального педагогического образования).

Результатом модернизации непрерывного педагогического образования СВФУ должна стать обновленная система довузовской подготовки, профессионального и дополнительного профессионального образования, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам («образование через всю жизнь»). Многостороннее взаимодействие с образовательными и научными учреждениями, рынком труда, профессиональными сообществами, общественными организациями и объединениями работодателей, органами управления образования, средствами массовой информации, всеми заинтересованными в развитии образования лицами позволит эффективно координировать деятельность вуза, ведущего подготовку педагогических кадров, в решении задач кадрового обеспечения всех уровней и ступеней системы образования региона.

Содержание подготовки специалиста должно строиться как целостная программа, ориентированная на конечный результат, в которой каждая дисциплина рассматривается как органичная часть целого. Научно обоснованное содержание нельзя осуществить только на основе науки, стоящей за изучаемой дисциплиной, так как оно существует и развивается в процессе обучения, поэтому в содержании необходимо учитывать не только логику наук, но и закономерности процесса обучения. Содержание образования определяется потребностями практики, в соответствии с которой оно предстает в единстве с деятельностью, направленной на формирование личности специалиста. Такая позиция позволяет преодолеть односторон­ность, характерную для традиционного подхода к обоснованию содержания высшего образования, когда последнее определялось главным образом содержанием и логи­кой изучаемых научных дисциплин.

Также в качестве ведущей стратегии устойчивого развития системы непрерывного педагогического образования может быть определена стратегия повышения инновационного потенциала, обновления и оптимизации системы, обеспечивающей достижение  конкурентных преимуществ.

По типу динамики, на наш взгляд, - это будет активная программно-целевая стратегия, опирающаяся на концепцию стратегического инновационного проектно-сетевого управления, включающая комплексные, адресные и целевые образовательные проекты. По стратегическому типу механизма реализации образовательной политики - это будет проблемно-комплексный механизм типа «регулируемый рынок - социальное партнерство» непрерывного педагогического образования на основе использования ресурсов межотраслевой концентрации усилий, кооперирования, координации и социального партнерства между социумом, образовательными учреждениями, педагогическими колледжами и вузом.

Реализация Концепции позволит достичь следующих общих результатов:

  • формирование единого педагогического образовательного пространства СВФУ, ориентированного на обеспечение непрерывности всех ступеней образования, вовлекающего в образовательный процесс широкую общественность, родителей, работодателей, будущих специалистов;
  • расширение нормативного и научно-методического обеспечения деятельности федерального университета, направленное на практическую реализацию мероприятий настоящей Концепции;
  • разработка и реализация модели управления непрерывным педагогическим образованием в университете;
  • обеспечение преемственности государственных образовательных стандартов и программ обучения в образовательных учреждениях разных уровней в целях подготовки и привлечения высококвалифицированных кадров, соответствующих требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества;
  • максимальное усовершенствование ФГОС по направлению «Педагогическое образование», их преемственность на всех уровнях системы непрерывного педагогического образования как целостного и единого организма;
  • трансфер современных технологий, инновационных методов и методик преподавания, способствующих развитию практико-ориентированного профессионального педагогического образования, учитывающего индивидуальную траекторию каждого студента и педагога;
  • разработка и внедрение инновационных технологий мониторинга качества непрерывного педагогического образования, которое станет персонифицированным, нацеленным на полное раскрытие таланта и одаренности каждого обучающегося.
  • создание условий для независимой экспертизы качества подготовки и оценки деятельности педагогических кадров;
  • глубокая связь обучения будущих специалистов с их предстоящей деятельностью на основе индивидуализации обучения, широкого привлечения учителей-практиков;
  •  решение проблемы адаптации молодого специалиста в реальных условиях целостного педагогического процесса школы, корректировку его профессиональной подготовки с учетом социального заказа общества и закрепление в системе образования;
  • подготовка определенного количества полифункциональных и трансфессиональных специалистов;
  • повышение доступности современных дополнительных образовательных услуг для различных категорий специалистов, в том числе проживающих в отдаленных арктических, северных и сельских районах;
  • формирование социальной, образовательной, профессиональной мобильности педагогов, в т.ч. специалистов дополнительного профессионального образования, повышение их стартовых возможностей и жизненных шансов и др.;
  • системность и обусловленная необходимость взаимодействия субъектов; согласованность действий участников взаимодействия; комфортность взаимодействия для каждого участника; эффективность выбранных форм и механизмов взаимодействия; заинтересованность субъектов системы образования в содержании взаимодействия; перспективность поддержания отношений субъектов во взаимодействии;
  •  повышение качества учебно-методического, материально-технического и ресурсного обеспечения системы непрерывного педагогического образования, целостности его процесса.

Реализация Концепции будет также способствовать созданию образовательно-научного центра на Северо-Востоке РФ, генерирующего новые знания, реализующего собственные оригинальные образовательные программы, обеспечивающего качество всех уровней профессионального педагогического образования, предоставляющего различные консалтинговые услуги, имеющего свой образовательный округ. Повышение качества предоставляемого образования отразится на общем уровне образованности населения и социально-экономическом состоянии региона.

Таким образом, все это будет способствовать целостности территориальной системы непрерывного педагогического образования, сущностными характеристиками которой станут концептуальность, результативность, равноправность, взаимообусловленность, мета- и междисциплинарность, инфраструктурность.

Рецензенты:

Неустроев Н.Д., д.п.н., профессор, зав. кафедрой начального образования, педагогический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

Третьякова Т.В., д.п.н., профессор кафедры информатики и вычислительной техники, педагогический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.


Библиографическая ссылка

Николаева А.Д., Голиков А.И., Барахсанова Е.А. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14206 (дата обращения: 27.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074