Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

«ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА» – КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Милевич А.С.

Как показывают результаты  исследования, необходимость обучения  основам виктимологии и виктимологической профилактики студентов профессионального образования очевидна и  актуальна на современном этапе, потому что большая часть выпускников профессиональной школы не  могут трудоустроиться по полученной специальности и предпринимают робкие попытки открыть свой бизнес. Помочь  им в создании собственного дела смогут теоретические знания основ предпринимательства, а удержаться «на плаву» - знания виктимологических факторов  и их  виктимологической профилактики в малом бизнесе.

Авторское экспресс - исследование трех лет выпуска  (2004, 2005, 2006 годов) специалистов трех технических вузов Сибирского Федерального округа показало, что из 400 выпускников только 40, что составляет 10 %,  открыли собственный бизнес. Трудоустроились на управленческую должность на предприятия малого и среднего бизнеса 75 выпускников (19 %). На государственные предприятия пришли работать только 30 выпускников, что составляет 7,5 %. Пришли в малый бизнес рабочими 63 инженера, или 16 %. Только девяти из них обещан перевод на  инженерную должность после работы в фирме  от 6 месяцев до года. Нашли временную работу в торговле 78 выпускников (19,5 %). Остальные 114 молодых специалистов пополнили армию безработных или  имеют эпизодические доходы.

Выпускники вузов, чтобы открыть собственное дело, вынуждены проходить подготовку в системе дополнительного образования. Но и эти краткосрочные курсы, не дают им аспектов виктимологии, связанных с их будущим предпринимательством.

 Анализ программ ряда бизнес-инкубаторов, бизнес-центров и учебных центров Сибирского Федерального округа показал, что ставятся следующие задачи: дать первоначальные сведения об основах предпринимательства, познакомить с технологией оформления документов для открытия собственного дела, сформировать экономическую культуру поведения будущего специалиста.

Изучение основ предпринимательской деятельности дает необъективное представление о сущности частного бизнеса.  У слушателей складывается впечатление, что самый легкий путь войти в рынок труда - это организовать собственное дело. Практика показывает, что созданию собственного бизнеса  препятствуют много барьеров. Следует отметить, что ни одна программа не рассматривает основных проблем в организации и функционировании предпринимательских структур, не знакомит с  факторами виктимизации предпринимательства. В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность.

В условиях высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации как на дневном, так и на заочном отделениях необходимо разработать специальный курс (курс по выбору) «Виктимологическая профилактика в малом бизнесе» или «Виктимизация предпринимательства» (условные названия), который бы соответствовал специфике будущей предпринимательской деятельности. Он может быть как в первом семестре (15 недель), так и во втором семестре (20 недель). В программу курсов должны войти все формы обучения: лекции, практические занятия, семинары, выполнение контрольных работ, написание рефератов и как форма итогового контроля - зачет по сертификационной методике.

В программу, по мнению автора,  должны быть включены проблемные и актуальные для практики темы (примерные формулировки): виктимология как наука, виктимность и акцентуация личности,  профессиональная виктимность, виктимизация и преступность в бизнесе, виктимология предпринимательства, страх перед преступностью как виктимологический фактор, хозяйственно-правовая виктимология, виктимологические ситуации, предпринимательские риски, работа с представителями власти, защита коммерческой информации, превентивные меры и виктимологическая техника,  основные виктимологические организации и учреждения в мире и стране,  бюрократия как фактор виктимизации, отечественный и зарубежный опыт виктимологической профилактики, превентивные меры и виктимологическая техника, основные виктимологические организации и учреждения в мире и стране, права жертв преступлений и  т.д.

Следует отметить, что изучению виктимологических проблем  малого бизнеса в Сибирском Федеральном округе автор статьи посвятил более 10 лет. Это было одной из основных задач второго этапа социологического исследования факторов виктимизации предпринимателей малого бизнеса. Являясь предпринимателем и доцентом кафедры экономической теории и экономики предприятий вуза, он изнутри исследует эти проблемы. Можно смело утверждать, что первичная социологическая информация объективна и репрезентативна, так как предприниматели, доверяя своему коллеге, давали объективные ответы на вопросы анкеты и описывали ситуации, в которых они незаконно проигрывали в судах, ускоряли решение проблемы за счет денежных или материальных средств.

В исследование  одним из главных методов был выбран метод опроса в его разновидностях: анкетировании и интервьюировании. В качестве базы исследования были определены отдельные регионы Сибирского Федерального округа, а именно, Алтайский и Красноярский края, Кемеровская, Новосибирская и Томская области. В регионах были исследованы  столицы и по два города районного значения. Выборка составили 500 предпринимателей малого бизнеса, по  сто из каждого региона, в том числе по 50 бизнесменов в столицах и по 25 коммерсантов в в каждом из       2-х городов. Было возвращено 495 анкет, что составляет 91% и подтверждает репрезентативность полученных результатов при достаточно большой выборке.  Данное исследование предприняло попытку выявить  факторы виктимизации предпринимателей малого бизнеса и в учебных целях для разработки оптимальной программы  спецкурса.

В настоящее время развитию малого и среднего бизнеса в Сибирском Федеральном округе уделяется определенное, но недостаточное, не целенаправленное, на взгляд самих предпринимателей, внимание. Внимание - далеко не единственная причина. Причин медленного развития малого бизнеса  в округе, как и во всей стране много. Этим можно объяснить небольшую численность  владельцев собственного дела, занятых в малом бизнесе.  В Сибирском Федеральном округе в настоящее время работает 98,9 тысяч предприятий. По регионам статистика выглядит так: Алтайский край - 13.2, Красноярский край - 11.1, Кемеровская область - 13.5, Новосибирская область - 26.7, Томская область - 7.4.  Эти предприятия реализуют продукции и услуг на общую сумму 175685,2 млн. рублей: Алтайский край - 19006.6, Красноярский край - 19340.1, Кемеровская область - 26239.9, Новосибирская область - 39661.4, Томская область - 213527 млн. рублей  [1, C.341].

Анализ результатов анкетирования  начинающих бизнесменов показал, они в первый год,  от бизнес - идеи до воплощения, практически столкнулись со всеми факторами виктимизации. Среди них молодые предприниматели назвали следующие: административные барьеры (волокитство и взяточничество чиновников),  поборы милиции,  недостаток финансовых средств на защиту информации или «крышу»,  неумение предвидеть предпринимательские риски и незнание как предупредить их, неумение  дипломатично решать свои проблемы на уровне административных органов,  необходимость «откатов»,  нечестность конкурентов, поставщиков и потребителей по отношению к начинающему бизнесмену.

Практика показывает, что вероятность стать жертвой  у каждого бизнесмена зависит от целого ряда факторов: определенных личностных качеств, времени и места, социального статуса, материальной обеспеченности, степени конфликтности ситуации,  специфики служебных функций и т.д. В одном случае предприниматель может стать реальной жертвой, в другом спровоцировать преступление против своей личности или своего дела.

Дать начинающим предпринимателям деловую информацию о том, как предотвратить и противостоять  виктимологическим проблемам в собственном бизнесе  сможет предлагаемый курс по выбору «Виктимологическая профилактика малого бизнеса».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат.сб.  - М.: Росстат, 2005. - 725 с.


Библиографическая ссылка

Милевич А.С. «ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА» – КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1356 (дата обращения: 22.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074