Одним из компонентов государственного стандарта образования в Российской Федерации является личностная направленность учебного процесса, которая определяет полноценное становление и развитие личности с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей. Это является значимым, так как формирование личности, способной самостоятельно принимать решения, организовать свою деятельность для достижения поставленных целей, позволяет ей успешно адаптироваться самостоятельно реализоваться в современном социокультурном пространстве.
Общепризнанно, что успешность обучения во многом зависит от способности ребенка организовать свою деятельность, то есть освоить приемы и техники самоорганизации собственной деятельности. Этому способствует сформированность различных психических процессов, произвольность поведения, наличие мотивации в деятельности.
В психологической науке исследование закономерностей и механизмов самоорганизации в качестве самостоятельного направления выделилось относительно недавно. Самоорганизация выступает одним из ведущих факторов образования качественно новых структур, что связано с движением в сторону нарастания их упорядоченности, стабильности и устойчивости относительно как внутренних изменений, так и внешних воздействий, совершенствования процесса адаптации к изменяющейся реальности и инициации саморазвития индивида [1].
Готовность к самоорганизации - это интегральное качество психической деятельности, проявляющееся в потребности, способности и решимости осуществлять сознательную деятельность по организации и управлению самой себя. Е.А. Уваров выделяет следующие функциональные компоненты самоорганизации: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция, коррекция [3].
Целеполагание - это умение ставить цель деятельности. Оно характеризует индивидуальные особенности принятия и удержания целей, уровень осознанности у человека данных процессов. Развитое целеполагание означает умение самостоятельно выдвигать цели, осознанно организовать свою деятельность, при этом цели отличаются реализмом, детализацией и устойчивостью.
Анализ ситуации характеризует индивидуальные особенности выявления и анализа человеком значимых внешних и внутренних условий достижения целей, степень их осознанности и адекватности.
Планирование характеризует индивидуальные особенности планирования человеком своей деятельности. Высокий уровень планирования проявляется о том, что человек способен самостоятельно разрабатывать развернутые и детализированные планы (модели) своих действий и поведения для достижения намеченных целей. Люди с низким уровнем планирования не умеют продумывать последовательность своих действий, они не могут самостоятельно сформировать план своей деятельности, двигаются путем проб и ошибок.
Самоконтроль - одно из проявлений сознательной регуляции человеком собственного поведения и деятельности в интересах обеспечения соответствия их результатов поставленным целям, предъявляемым требованиям, правилам. Предназначение самоконтроля заключается как в предупреждении, так и в исправлении допущенных ошибок, неточных действий. Благодаря регулирующей функции самоконтроля человек способен реализовать предложенный кем-либо или самостоятельно принятый план деятельности. Самоконтроль характеризует индивидуальные особенности контроля и оценки человеком собственных действий, психических процессов и состояний.
Волевая регуляция характеризует индивидуальные особенности регуляции человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Основным компонентом волевой регуляции является намерение, представляющее собой детальный план действий по достижению поставленной цели в конкретных условиях.
Коррекция характеризует индивидуальные особенности изменения человеком (при изменении ситуации): своего поведения, целей, способов и направленности анализа значимых условий, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля и волевой регуляции.
Таким образом, самоорганизация психической деятельности - это процесс упорядоченной сознательной деятельности личности, направленной на организацию и активизацию познавательной деятельности. Структурными компонентами данного процесса являются: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция, коррекция. От уровня сформированности структурных компонентов зависит уровень развития самого процесса самоорганизации психической деятельности.
Для реализации цели нашего исследования необходимо проанализировать научные данные изучения неречевых психических процессов и самоорганизации у дошкольников с речевой патологией. В совместной работе О.Н. Усановой и Т.Н. Синяковой выявлена неоднородность группы детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, как по проявлению речевого расстройства, так и по особенностям формирования познавательных процессов. Подчеркивается, что количественные показатели развития невербального интеллекта у этих детей колеблются преимущественно в пределах от нормы до низкой границы нормы [4]. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации деятельности влияет на процесс и результат мыслительной деятельности. В этой работе привлекается внимание к необходимости дифференцированного подхода к детям с учетом особенностей их интеллектуального развития.
Специфические особенности неречевых процессов у детей с общим недоразвитием речи отмечают Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева. Авторами выделяются недостаточная устойчивость внимания, сложности при распределении внимания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности мышления [5].
В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин, исследуя мышление детей с моторной алалией, разграничили некоторые понятия: знания - совокупность сформированных в прошлом опыте результатов познания действительности (образы, представления, понятия), которые служат материалом для мыслительных операций; самоорганизация психической деятельности - целостная направленность психики на активацию познавательной деятельности и на ее управление, что создает необходимые условия для протекания процесса мышления и для разрешения проблемных ситуаций; собственно мышление - процесс, направленный на разрешение проблемной ситуации [2].
В процессе исследования были получены следующие результаты: у детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений. Нарушения самоорганизации обусловливаются недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенности, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию. Дети часто длительно не включаются в предложенную им проблемную ситуацию или, наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но при этом оценивают проблемную ситуацию поверхностно, без учета всех особенностей задания. Другие приступают к выполнению заданий, но быстро утрачивают к ним интерес, не заканчивают их и отказываются работать, даже в случаях правильного выполнения заданий. При этом возможности правильного осуществления мыслительных операций у детей с недоразвитием речи, как правило, сохранны, что выявляется при расширении запаса знаний и упорядочении самоорганизации [5].
На основе изученной психолого-педагогической литературы была выдвинута следующая цель исследования: выявление особенностей самоорганизации психической деятельности и его компонентов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В исследовании, которое проводилось на базе МБДОУ гг. Архангельска и Северодвинска, принимали участие 60 детей старшего дошкольного возраста, из них 30 детей с общим недоразвитием речи третьего уровня и 30 детей с нормальным психофизическим развитием.
Основным методом изучения самоорганизации было наблюдение за детьми в самостоятельной деятельности. Оценка результатов наблюдения проводится по 6 структурным компонентам процесса самоорганизации: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция, коррекция. Каждый компонент оценивался от 1 до 3 баллов.
На основе вышеперечисленных данных нами были разработаны уровни сформированности компонентов самоорганизации: высокий уровень - 15-18 баллов; средний уровень - 9-14 баллов; низкий уровень - 0-8 баллов.
Перейдём к описанию результатов эмпирической части исследования. Количественные показатели самоорганизации детей, полученные в ходе наблюдений за самостоятельной деятельностью дошкольников, представлены таблице 1.
Таблица 1. Уровни сформированности самоорганизации дошкольников
В процентах
Группы детей |
Уровни |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Дети с нормальным речевым развитием |
40 |
60 |
- |
Дети с общим недоразвитием речи |
- |
50 |
50 |
В процессе наблюдений за детьми с нормальным речевым развитием в самостоятельной деятельности выявлено, что меньше половины детей имеют высокий уровень сформированности компонентов процесса самоорганизации. Они осознанно и самостоятельно ставят цели, способны анализировать ситуацию, планируют работу по достижению цели, осуществляют контроль выполнения своих действий, реагируют на внутренние изменения. Так, например, Андрей Д. на прогулке очень активен, подвижен. Выбирает игры самостоятельно, легко организует детей. Во время игр всегда соблюдает правила, следует им. Во время игры в «Догонялки» часто бывает ведущим, детей «ловит» быстро, соблюдая при этом только ему известную последовательность, играет до конца. Наблюдения показали, что Андрей перед тем как начать играть ставит себе цель - быть победителем, определяет последовательность действий, ситуацию контролирует, может самостоятельно исправить ошибки.
Большинство детей имеют средний уровень сформированности компонентов процесса самоорганизации. Дети самостоятельно выдвигают цели, ситуацию анализируют, но в ходе выполнения действий не всегда следуют намеченной цели, добиваются результатов и осуществляют контроль с помощью взрослого. Максим А. предпочитает игры с мячом, партнера по игре выбирает по своим симпатиям. Во время игры хочет быть победителем, старается контролировать ситуацию, но ввиду того, что волевая регуляция сформирована недостаточно, может отвлечься во время игры, пропустить гол и даже выйти из игры. Ошибки допускает из-за неустойчивого внимания, нарушает выбранный план действий, однако может собраться и скорректировать свою деятельность и в игре стать победителем.
Детей с низким уровнем сформированности компонентов процесса самоорганизации в этой группе нет.
При дифференцированной оценке каждого компонента самоорганизации детей с нормальным психофизическим развитием нами было отмечено, что разница между количественными показателями этих компонентов невелика. На высоком уровне находится компонент самоорганизации - целеполагание. На среднем уровне расположены друг за другом с разницей в один балл анализ ситуации, самоконтроль и планирование. Чуть меньше баллов зафиксировано у следующих компонентов самоорганизации: волевой регуляции и коррекции своего поведения. При этом следует отметить, что показатели среднего уровня тяготеют к высокому уровню целеполагания. Эти данные свидетельствуют о нормальном развитии компонентов самоорганизации дошкольников. Дети способны ставить цели деятельности, выполнять ориентировочные действия, оценивая ситуацию, планировать свои действия, осуществлять контроль за своими действиями и вносить корректировку в свои действия. Вместе с тем, мы констатировали, что данной категории детей требуется внимание и помощь педагогов в развитии волевых качеств дошкольников.
Во время наблюдений за детьми с общим недоразвитием речи выявлено, что половина детей имеет средний уровень сформированности компонентов процесса самоорганизации. Цели выдвигают самостоятельно, план действий разрабатывают, но в силу быстрой утомляемости и невнимательности забывают о конечном результате, поэтому поставленной цели достигают только после оказания помощи со стороны взрослого. Так, например, Эля Б. в самостоятельной деятельности берет на себя роль «лидера». Умеет организовать игру и выбрать товарищей. Деятельность свою сопровождает речевыми высказываниями. В ходе игры распределяет роли, однако, может покинуть игру и начать другую, но обязательно возвращается к первоначальной игре. Эля Б. может определить цель своей деятельности, выработать план действий, однако цели неустойчивые, конечного результата не добивается.
Вторая половина детей с общим недоразвитием речи имеет низкий уровень сформированности компонентов процесса самоорганизации. Цели выдвигают, но в ходе выполнения часто меняют направления деятельности, быстро теряют интерес к конечному результату, отказываются от своих намерений, не могут осуществить контроль из-за слабости мотивационной сферы. Вова К. в деятельность включается не сразу, долго присматривается, обдумывает ситуацию. В играх нерешителен, часто не знает, для чего играет, быстро устает от деятельности. Ситуацию оценивает поверхностно, ошибки и рассогласования полученных результатов своей деятельности не замечает, коррективы в поведение не вносит.
Детей с высоким уровнем сформированности компонентов процесса самоорганизации в этой группе нет.
Детальный анализ компонентов самоорганизации детей с речевой патологией показал, что у данной категории детей заметно выделяется такой компонент, как целеполагание. Он находится на среднем уровне развития. Затем располагается компонент планирование действий, он также находится на среднем уровне развития. Однако надо заметить, что эти количественные показатели тяготеют к низкому уровню развития самоорганизации. На низком уровне находятся, соответственно, компоненты самоорганизации - анализ ситуации, коррекция своей деятельности, волевая регуляция. Самый низкий результат принадлежит самоконтролю за своими действиями. Эти данные помогают понять трудности детей при осуществлении разных видов деятельности. А именно - при способности ставить цели своей деятельности дети с речевой патологией затрудняются определить препятствия при осуществлении действий, внести корректировку в запланированные операции, движения, действия, поменять тактику и стратегию своего поведения. Это часто мешает закончить начатое, приводит к потере интереса к деятельности и её результатам.
Для установления достоверности различий между показателями самоорганизации детей с нормальным развитием и детей с речевой патологией мы использовали метод математической статистики Манна - Уитни. Математические расчёты подтвердили достоверность различий всех исследуемых компонентов самоорганизации психической деятельности дошкольников. Результаты матстатистики отражены в таблице 2.
Таблица 2. Различия в уровне сформированности компонентов самоорганизации психической деятельности у нормально развивающихся дошкольников и детей с нарушениями речи
|
Компоненты самоорганизации психической деятельности |
UЭмп |
1 |
Целеполагание |
34** |
2 |
Анализ ситуации |
22.5** |
3 |
Планирование |
44** |
4 |
Самоконтроль |
14** |
5 |
Волевая регуляция |
25** |
6 |
Коррекция |
40** |
|
Итого |
4** |
** P ≤ 0,01.
Заключение. Таким образом, в ходе исследовательской работы выявлены следующие особенности самоорганизации дошкольников с общим недоразвитием речи: более низкий уровень самоорганизации, чем у детей с нормальным речевым развитием; качественное своеобразие компонентов самоорганизации: затруднения в самостоятельном выдвижении целей своей деятельности, допущение ошибок в планировании последовательности действий, поверхностный анализ ситуации, в которой осуществляется деятельность, отсутствие учёта препятствий и скрытых возможностей, которые встречаются в ситуации, отсутствие корректировки в ходе выполнения действий, отсутствие волевой регуляции и самоконтроля.
Рецензенты:
Буторина Т.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения Института педагогики и психологии САФУ имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск.
Постникова М.И., д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения Института педагогики и психологии САФУ имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск.
Библиографическая ссылка
Шлай Е.В., Зайцева Е.С. ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13542 (дата обращения: 03.10.2024).