Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОДНОГО ИЗ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ

Дарда Е.С. 1 Моисейкина Л.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»
Проведен анализ существующей системы статистического наблюдения за деятельностью предприятий одного из видов экономической деятельности. Проведен обзор существующих источников информации, включая Федеральные целевые программы, проекты основных направлений деятельности правительства в данном секторе, формы федерального статистического наблюдения. Определены проблемы существующей системы показателей статистики жилищно-коммунального хозяйства. Сформулированы предпосылки для проведения актуализации системы показателей статистики жилищно-коммунального хозяйства. Определены экономические и статистические требования к построению системы показателей. Сформирована система показателей мониторинга результатов реформирования жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Подробно рассмотрена экономическая сущность и алгоритм определения новых показателей системы; сформулировано обоснование для их включение в Федеральный план статистических работ Росстата.
жилищно-коммунальное хозяйство
статистические показатели
коммунальные услуги
коммунальная инфраструктура
жилые дома
износ коммунальной инфраструктуры
частные инвестиции
тарифы
1. Коммунальная десятина // Новые известия, 29.01.2014 URL: http://www.newizv.ru/economics/2014-01-29/196184-kommunalnaja-desjatina.html. (дата обращения: 25.04.2014).
2. Садовникова Н.А., Дарда Е.С., Клочкова Е.Н., Моисейкина Л.Г. Методология формирования статистических индикаторов развития ресурсной базы России. – Ярославль, 2014. – 367 с.
3 Садовникова Н.А, Моисейкина Л.Г. Методологические аспекты построения многофакторных моделей прогноза в инвестиционно-строительной сфере // Сб. науч. трудов «Ценности и интересы современного общества». – М.: МЭСИ, 2013. – С. 118-122.
4. Соколин В.Л. Реформирование российской статистики в интересах гражданского общества и государства // Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ и Восточной Европы»: Москва, 29-30 сентября 2008. URL: www.gks.ru/free_doc/2008/konferenc/Sokolin.doc‎. (дата обращения: 23.04.2014).
5. Теория статистики // Минашкин В.Г., Садовникова Н.А., Шмойлова Р.А., Моисейкина Л.Г., Дарда Е.С. – М.: ЕАОИ, 2011. – 398 с.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – вид экономической деятельности, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры и предоставляющий широкий спектр жилищно-коммунальных услуг населению. Традиционно данный вид деятельности включает в себя: жилищное хозяйство (капитальный и текущий ремонт зданий), теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, ремонт инженерных коммуникаций, а также благоустройство территорий, утилизацию мусора и уборку.

Реорганизация ЖКХ в России началась 15 лет назад и продолжается до сегодняшнего дня. Реформа ЖКХ повлекла изменение организационной структуры и принципов управления данным сектором экономики, что, в свою очередь, обусловило необходимость преобразований, как в системе показателей мониторинга деятельности, так и в организации статистического наблюдения.

Основной задачей статистики ЖКХ на современном этапе развития является получение информации, характеризующей экономическую эффективность проводимой в этой сфере реформы и мер социальной защиты населения. В рамках организации оперативного мониторинга хода реформы практически вся статистическая отчетность о системе ЖКХ была централизована в системе Росстата [2]. Однако, помимо данных федерального статистической отчетности, на сегодняшний день существует еще ряд источников, характеризующих работу данного сектора экономики страны:

  • Государственная программа «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России»;
  • Федеральная целевая программа «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства на 2012-2020 годы»;
  • Федеральная целевая программа «Чистая вода» на 2011-2017 годы;
  • Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минприроды России на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы;
  • Карта проекта по реализации ОНДП № 10 «Повышение качества Жилищно- коммунального обслуживания»;
  • Формы федеральной статистической отчетности:
  1. Форма 1-приватизация (жилье) «Сведения о приватизации жилищного фонда»;
  2. Форма 1-жилфонд «Сведения о жилищном фонде»;
  3. Форма 1-22-ЖКХ «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы»;
  4. Форма 1-ПУ(ЖКХ) «Сведения о приборах учета потребления коммунальных услуг в жилищном фонде»:
  5. Форма 4-жилфонд «Сведения о предоставлении гражданам жилых помещений»;
  6. Форма 1-КХ «Сведения о благоустройстве городских населенных пунктов»;
  7. Форма 1-КР «Сведения о капитальном ремонте жилищного фонда»;
  8. Форма 1-РПЖ «Сведения о регистрации прав на жилые помещения»;
  9. Форма 1-тарифы (ЖКХ) «Сведения о тарифах на жилищно-коммунальные услуги»;
  10. Форма 1-водопровод «Сведения о работе водопровода (отдельной водопроводной сети)»;
  11. Форма 1-канализация «Сведения о работе канализации (отдельной канализационной сети)»;
  12. Форма 1-ТЕП «Сведения о снабжении теплоэнергией»;
  13. Форма 22-ЖКХ (субсидии) «Сведения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»;
  14. Форма 26-ЖКХ «Сведения о предоставлении гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг».

Разнообразие источников информации влечет за собой дублирование многих показателей, поэтому с целью оптимизации процесса сбора статистической информации следует провести актуализацию существующей системы показателей.

Формирование системы показателей реализации реформ ЖКХ целесообразно осуществлять исходя из следующих требований, разграничивая при этом экономический и статистический подходы. К экономическим требованиям при построении системы показателей можно отнести следующие: соответствие экономическим законам, адекватное отражение сущности экономической политики современного этапа общественно-экономического развития, учет специфических особенностей изучаемого явления и точное отображение изучаемого явления.

К статистическим требованиям построения системы статистических показателей следует отнести: соответствие системы показателей целям и задачам экономико-статистического исследования, обеспечение сопоставимости показателей системы, наличие единой методики их исчисления, логическая взаимосвязь между показателями системы, комплексность и полнота отображения объекта изучения [5].

В рамках формирования системы показателей было проанализировано 378 показателей, из которых 17 можно предложить для включения в Федеральный план статистических работ.

  1. Доля многоквартирных домов, полностью оборудованных отоплением, горячим и холодным водоснабжением, электроснабжением, канализацией, газоснабжением или электроснабжением на пищеприготовление.
  2. Уровень износа коммунальной инфраструктуры.
  3. Доля зданий бюджетной сферы, в которых фактическое энергопотребление соответствует российским проектным нормам (190-220 КВт ч/кв. м. / год).
  4. Соотношение темпов роста тарифов на коммунальные услуги и темпов роста среднего уровня дохода отдельных категорий населения.
  5. Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям.
  6. Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям.
  7. Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения
  8. Отношение одиночного протяжения уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, к общему одиночному протяжению уличной водопроводной сети.
  9. Доля капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в общем объеме выручки организаций сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
  10. Доля неудовлетворительных проб питьевой воды у потребителя, после пропуска воды через очистные сооружения.
  11. Интенсивность отказов: на водопроводных сетях, на канализационных сетях (с учетом засоров).
  12. Доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в текущих расходах домохозяйств.
  13. Качество коммунальных услуг.
  14. Темп роста доли инвестиций собственников жилья, направляемых на содержание и ремонт имеющегося жилья.
  15. Темп роста объемов альтернативных ресурсов, используемых в ЖКХ.
  16. Доля инновационных методов в общем объеме очистки воды.
  17. Доля долгосрочных тарифов в общем количестве тарифов на оплату систем централизованного водоснабжения для гарантированного обеспечения населения безопасной питьевой водой.

Шесть из предложенных показателей являются новыми и ранее не использовались в статистической практике. Именно эти показатели, рекомендуемые для включения в ФПСР, будут рассмотрены более подробно.

Показатель «Доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в текущих расходах домохозяйств» характеризует «нагрузку» на семейный бюджет услуг ЖКХ. По мнению заместителя министра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в структуре расходов российского населения составляет в среднем 10%. Такой уровень считается одним из самых высоких в мире [4]. Показатель определяется в разрезе семей с различным уровнем дохода (городское и сельское население) по РФ в целом и по регионам РФ. Информацией для расчета показателя может быть «Опросный лист для обследования бюджетов домашних хозяйств» (Форма № 1) – Приказ Росстата Об утверждении формы от 14.07.2009 № 136. Динамика показателя за ряд лет позволяет проследить тенденцию «нагрузки» на семейный бюджет.

Определяется показатель как отношение суммы платы за ЖКХ к сумме семейного бюджета (в среднем за год):

%,

где – суммарные платы за ЖКХ за год;

– суммарный размер семейного бюджета за год.

Второй показатель «Качество коммунальных услуг» может быть весьма показателен и полезен для России и успешно применяется в английской практике, где на реформу ЖКХ ушло 15 лет. В предложенном показателе расчет ведется по двум критериям: время дозвона до диспетчерской службы (более 5 мин.) и время исполнения заявки по устранению неполадок (до 1 часа, от 1 часа до 1 суток, более 1 суток).

Первый критерий определяется отношением количества звонков принятых не более чем через 5 мин. дозвона к общему количеству принятых звонков.

%,

где -– количество звонков, принятых не более, чем через 5 мин. дозвона;

– общее количество принятых звонков.

Второй критерий определяется отношением количества заявок, выполненных в течение 1 часа; от 1 часа до 1 суток; более 1 суток к общему количеству выполненных заявок. Таким образом, определяется структура выполненных заявок по времени их исполнения.

%,

где – количество заявок , выполненных в течение 1 часа; от 1 часа до 1 суток; более 1 суток.

Т – общее количество выполненных заявок

В целом, показатель характеризует работу служб ЖКХ, обслуживающих население и данные для его определения могут быть получены с использованием информации телефонных систем и Internet.

Следующий показатель «Темп роста доли инвестиций собственников жилья, направляемых на содержание и ремонт имеющегося жилья», характеризует динамику изменения доли инвестиций собственников жилья, направляемых на содержание и ремонт имеющегося жилья в общих инвестициях (в т. ч. государственных и региональных) [3].

100% - цепной темп роста,

где Di – доля инвестиций собственников жилья, направляемых на содержание и ремонт имеющегося жилья в текущем периоде;

Di-1 – доля инвестиций собственников жилья, направляемых на содержание и ремонт имеющегося жилья в предыдущем периоде

100% – базисный темп роста,

где Di – доля инвестиций собственников жилья, направляемых на содержание и ремонт имеющегося жилья в текущем периоде;

D0 – доля инвестиций собственников жилья, направляемых на содержание и ремонт, имеющегося жилья в базисном периоде.

Четвертый показатель «Темп роста объемов альтернативных ресурсов, используемых в ЖКХ» (гидроэнергетические ресурсы малой гидроэнергетики до 10 МВт; геотермальные источники; энергия солнца; энергия океана; энергия ветра; промышленные и коммунальные отходы) крайне важен с позиции оценки энергоэффективности данного сектора экономики страны [1]. Показатель отражает востребованность появляющихся альтернативных источников энергии и перспективы их применения. Уменьшение зависимости энергопотребителей от централизованных энергосетей и энергетических монополистов.

Определяется показатель по следующим формулам:

100% - цепной темп роста,

где Vi – объем альтернативных ресурсов используемых в ЖКХ в текущем периоде;

V i-1 – объем альтернативных ресурсов используемых в ЖКХ в предыдущем периоде.

100% – базисный темп роста,

где Vi – объем альтернативных ресурсов используемых в ЖКХ в i-том периоде;

V0 – объем альтернативных ресурсов используемых в ЖКХ в базисном периоде.

Показатель «Доля инновационных методов в общем объеме очистки воды» вводится в соответствии с государственной программой РФ «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России» (Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 №1950-р), основное направление ФЦП «Чистая вода». Он характеризует эффективность работы недропользователей. Особо выделяются «безхлорные» методы, такие, например, как: ультрафиолетовое обеззараживание воды, технология фильтрации через слой взвешенного осадка и пр. Данный показатель может быть определен по следующей формуле:

100%,

где Vин – объем воды, очищенной с использованием инновационных методов очистки;

V – общий объем очищенной воды

Показатель «Доля долгосрочных тарифов, в общем количестве тарифов на оплату систем централизованного водоснабжения для гарантированного обеспечения населения безопасной питьевой водой» характеризует систему тарифного регулирования на основе долгосрочных тарифов, учитывающих их инвестиционную составляющую в целях развития систем централизованного водоснабжения для гарантированного обеспечения населения безопасной питьевой водой и привлечения в данный сектор экономики частных инвестиций. Долгосрочные тарифы (тарифы RAB-сроком до 5 лет) являются инструментом, направленным на долгосрочное развитие отрасли ЖКХ, что является особенно важным при планировании инвестиционных проектов, основой которых являются дорогостоящие инновационные технологии (указанные тарифы являются своего рода гарантом возврата инвестиций).

Показатель определяется как соотношение количества установленных долгосрочных тарифов с общим количеством установленных тарифов водоснабжения

100%,

где TRд – количество установленных долгосрочных тарифов водоснабжения;

TR – общее количество установленных тарифов водоснабжения.

Таким образом, предложенная система показателей позволит проводить всесторонний мониторинг процесса реформирования ЖКХ с целью оценки результативности и формирования корректирующих мероприятий.

Рецензенты:

Егорова Л.В., д.э.н., доцент, заведующая кафедрой «Экономика и финансы» АНО ВПО «Институт открытого образования», г. Шахты.

Лавриков В.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент» НОУ ВПО «Академия МНЭПУ», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Дарда Е.С., Моисейкина Л.Г. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОДНОГО ИЗ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13312 (дата обращения: 20.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074