Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЕДИНЕНИЙ В УКРАИНЕ

Соха С.И. 1
1 Львовский государственный университет внутренних дел
В статье затрагиваются вопросы нормативно-правового регулирования деятельности общественных объединений на Украине. Рассматривается Конституция Украины как основной источник нормативно-правового регулирования деятельности общественных объединений, где предусмотрено право граждан Украины на свободу объединения в политические партии и общественные организации. Исследуются законы Украины, указы и распоряжения Президента Украины, постановления и распоряжения Кабинета министров Украины и другие подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность общественных объединений на Украине. Предложено разделение нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность общественных объединений, на группы: распространяющие свое действие на все общественные объединения, регулирующие деятельность отдельных видов общественных объединений, отдельных общественных объединений или общественные отношения в определенной области.
органы исполнительной власти
общественные отношения
нормативный акт
общественные объединения
нормативно-правовое регулирование
1. Административное право Украины. Академический курс : учеб. В 2-х томах. Т. 1. общ. часть / ред. коллегия: В.Б. Аверьянов (председатель). – М. : Юридическая мысль, 2004. – 584 с.
2. Конституция Украины: с изменениями / Верховная Рада Украины. – Офиц. вид. – Киев : Велес, 2014. – 48 с.
3. Об общественных объединениях : Закон Украины от 22.03.2012 // Российская юстиция. – 2013. – № 1. – Ст. 1.
4. Общие принципы права Европейского союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ua.textreferat.com/referat-7450-1.html.
5. О Кабинете Министров Украины : Закон Украины от 07.10.2010 № 2591-VI // Российская юстиция. – 2011. – № 9. – Ст. 58.
6. О местном самоуправлении : Закон Украины от 21.05.1997 № 280/97-ВР // Российская юстиция. – 1997. – № 24. – Ст. 170.
7. Отчак Н.Я. Правовое обеспечение исполнительного производства по делам об административных правонарушениях : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.07. – Львов, 2012. – 237 с.
8. Рабинович П.М. Основы общей теории права и государства. - 5-е изд. – Киев : Атика, 2001. – 176 с.
9. Рудич Ф.М. Гражданское общество в современной Украине: специфика становления, тенденции развития. – Киев : ПАРЛ. изд-во, 2006. – 412 с.
10. О Стратегии государственной политики содействия развитию гражданского общества в Украине и первоочередные мероприятия по ее реализации : Указ Президента Украины от 24.03.2012 № 212/2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.president.gov.ua/
Введение

Современная нормативно-правовая база регулирования деятельности общественных объединений на Украине сформировалась в ходе экономических и социально-политических реформ, важнейшими задачами которых были децентрализация публичной власти и усиление ее демократических основ. Процесс перехода от тоталитарной системы власти к гражданскому обществу, которое будет отвечать требованиям европейских стандартов, был и остается во многом непоследовательным и противоречивым. И хотя отдельные правовые институты, заимствованные из предыдущих моделей организации деятельности общественных объединений, не достаточно эффективны, тем не менее сегодня можно говорить о деятельности общественных объединений на Украине как о реально существующем социальном институте и о регулировании деятельности общественных объединений на Украине как самостоятельной, комплексной подотрасли национального права.

Качественное повышение роли права в организации общественных отношений в нашей стране позволяет надеяться, что процесс совершенствования нормативной базы деятельности общественных объединений в дальнейшем будет более последователен и научно обоснован.

Анализ исследования данной проблемы. Общие теоретические аспекты нормативно-правового регулирования деятельности общественных объединений на Украине исследовали известные на Украине ученые: Аверьянов В.Б., Бандурка А.М., Белоус В.Т., Битяк Ю.П., Голосниченко И.П., Колпаков В.К., Комзюк А.Т., Кондратьев Я.Ю., Остапенко А.И., Плишкин В.М., Сущенко В.Д. и других.

Целью статьи является освещение вопросов нормативно-правового регулирования деятельности общественных объединений на Украине.

Изложение основного материала. Важнейшими требованиями к построению многоуровневой системы нормативно-правового регулирования деятельности общественных объединений на Украине являются:

  • правильное определение роли и функций каждого вида нормативного акта, обеспечение их взаимной согласованности и единства;
  • необходимость четкого разграничения полномочий различных правотворческих органов по нормативно-правовому регулированию деятельности общественных объединений, а также установление иерархии нормативных актов в виде системы правил и исключений из них.

Проблема точного определения сферы общественных отношений, регулируемых нормами права, неразрывно связана с задачей разграничения предметов ведения государства и общественных объединений. Базовый правовой механизм определения предметов ведения состоит в установлении законами круга вопросов общественного значения, а также в закреплении нормативными актами адекватных источников финансирования общественных объединений.

Нечеткость сегодняшнего законодательства, которое разграничивает компетенцию государства и общественных объединений, имеет объективные причины. Значительная часть практических вопросов относится в настоящее время к сфере деятельности как органов государственной власти, так и общественных объединений. Целью законодательного регулирования должно быть не навязывание общественным объединением удобных для государственных должностных лиц схем построения и порядка деятельности, а закрепление демократических принципов организации и осуществления деятельности в интересах государства и местного населения [9, с. 112]. По мнению Н.Я. Отчак, нормативно-правовое регулирование как разновидность государственного регулирования является механизмом императивно-нормативного упорядочения организации и деятельности субъектов и объектов управления и формирования устойчивого правового порядка функционирования [7, с. 53].

К основным отечественным источникам регулирования деятельности общественных объединений целесообразно отнести: Конституцию Украины, законы, уставы и другие нормативно-правовые акты, подзаконные акты органов государственной власти, судебные прецеденты, акты международного права, договоры нормативного характера, правовые обычаи [1, с. 140].

Важное место в процессе деятельности общественных объединений занимает система нормативно-правового регулирования, которая включает в себя внушительный перечень нормативно-правовых актов. Нормативно-правовая база обеспечения деятельности общественных объединений в широком смысле делится на три уровня: государственный; ведомственный; местный. По мнению П.Н. Рабиновича, по социальной значимости система нормативно-правовых актов представлена так: Конституция - законы - указы Президента - подзаконные акты общего характера - ведомственные нормативные акты [8, с. 120]. Среди нормативно-правовых источников, регламентирующих деятельность общественных объединений, основное место занимает Конституция Украины.

Законодательство Украины об общественных объединениях основывается на Конституции Украины и включает: Закон Украины «Об общественных объединениях» [3], определяющий общие принципы деятельности общественных объединений и разграничения предметов ведения государства и общественных объединений, законы и постановления Верховной Рады Украины, указы и распоряжения Президента Украины, постановления и распоряжения Кабинета министров Украины, решения органов государственной власти, местного самоуправления, изданных в пределах их компетенции.

Следует отметить, что большинство указанных в Конституции Украины положений, касающихся прав и свобод человека и гражданина, статус исполнительных органов государственной власти составляют основу правового регулирования деятельности общественных объединений.

Непосредственное воздействие конституционных прав и свобод опирается на общий принцип прямого действия Конституции Украины, закрепленный в ст. 8 [2]. Значительную группу составляют нормы, устанавливающие ряд прав и свобод, присущих каждому человеку и гражданину. Конституция Украины отмечает, что общественная жизнь основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия (ст. 15), а права человека незыблемые и неотъемлемые (ст. 21). Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены (ст. 22).

Конституция (ст. 36) предусматривает право граждан Украины на свободу объединения в политические партии и общественные организации. Это необходимо для осуществления защиты прав и свобод, удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов, за исключением ограничений, установленных законом в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод других людей. Существенную роль в поддержании режима законности при осуществлении деятельности общественных объединений играет конституционное закрепление ограничений деятельности общественных объединений.

Ст. 37 Конституции гласит: «Создание и деятельность политических партий и общественных организаций, программные цели или действия которых направлены на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, насилия, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения, запрещаются» [2].

 Необходимо заметить, что запрет деятельности объединений граждан осуществляется только в судебном порядке. Важным элементом правового регулирования деятельности общественных объединений, которое осуществляют органы исполнительной власти, есть конституционные нормы, определяющие соотношение правовых актов общегосударственного характера и ведомственных нормативно-правовых актов. Они также определяют соотношение полномочий между центральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и ведомственными органами исполнительной власти в указанной сфере общественных отношений. Конституционные нормы приобретают дальнейшее развитие в административном законодательстве, регламентирующем деятельность общественных объединений, определяя публично-правовой статус.

Формирование становления полноценного гражданского общества во многом зависит от успешного функционирования и взаимодействия государства и общественных объединений, которые пройдя через серьезные трудности периода глубоких реформ в различных сферах общественной жизни, сформировались как новые структуры гражданского общества и политической системы общества.

Можно выделить две стороны в процессе взаимоотношений государства и гражданского общества, характерные для политической и экономической ситуации в государстве в период реформ. С одной стороны, само общество испытывает потребность в самоорганизации, в выражении своих интересов через общественные институты, которые должны быть признаны государством и защищены правом. С другой стороны, демократическое государство, выступая в роли реформатора, стремится преобразовать общественные отношения, которые можно осуществить, лишь опираясь на общественную поддержку, в сотрудничестве с гражданским обществом, когда его институты и структуры выступают заинтересованными партнерами государства в решении социальных задач. Многое зависит от того, как складываются отношения государства, в лице государственных органов и общественных объединений, в каком направлении идет развитие политической системы. Рассматривать общественные объединения как звено данной системы, которая существует ради того, чтобы уравновешивать административно-властные функции государства, создавать необходимые противовесы бюрократии, было бы сегодня недостаточным.

Задача общества, по нашему мнению, заключается в том, чтобы поставить государственные органы и общественные объединения на путь активного взаимодействия и сотрудничества, сделать все, чтобы их общие, целенаправленные усилия были плодотворными. Указанные обстоятельства должны учитываться законодателем в процессе правовой институционализации общественных объединений - создание правовых основ не только их формирования и деятельности, но и форм и механизмов взаимодействия общественных объединений с государственными органами.

Основной Закон государства устанавливает лишь общие правовые положения, регламентирующие взаимодействие институтов гражданского общества и органов государственной власти, которые впоследствии детализируются в других нормативно-правовых актах, прежде всего законах Украины. Закон - это нормативно-правовой акт, регулирующий наиболее значимые, важнейшие общественные отношения путем установления общеобязательных правил (норм).

Нормативно-правовое регулирование деятельности общественных объединений на Украине целесообразно рассматривать в процессуальном аспекте, который характеризуется необходимостью регулирования правоотношений в их динамике. Поэтому в предмет регулирования входят не только юридические связи между участниками правоотношений, но и процессуальная деятельность по реализации этих связей. Пункт 11 ч. 1 ст. 92 Конституции Украины указывает: «Исключительно законами Украины определяются основы создания и деятельности объединений граждан» [2]. Вообще же нормы, регулирующие деятельность общественных объединений, содержатся в многочисленных нормативных актах, которые целесообразно разделить на группы:

  • нормативные акты, распространяющие свое действие на все общественные объединения (Гражданский кодекс Украины, Закон Украины «Об общественных объединениях» и др.);
  • нормативные акты, регулирующие деятельность отдельных видов общественных объединений (например, законы Украины: «О политических партиях в Украине», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О молодежных и детских общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О судоустройстве и статусе судей», «О волонтерской деятельности», «Об организациях работодателей, их объединения, права и гарантии их деятельности», «О профессиональных творческих работниках и творческих союзах» и др.);
  • нормативные акты, регулирующие вопросы деятельности отдельных общественных объединений или общественные отношения в определенной области (например, законы Украины: «Об образовании», «О культуре», «О физической культуре и спорте») или правовой статус определенной группы лиц (например, законы Украины: «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», «О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел и некоторых других лиц и их социальной защите», «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» и др.).

Важное место в формировании законодательного поля деятельности общественных объединений занимает Закон Украины «О Кабинете Министров Украины» [5]. Кабинет министров осуществляет исполнительную власть непосредственно и через министерства, другие центральные органы исполнительной власти и местные государственные администрации, направляет и координирует работу этих органов. Деятельность Кабинета министров направлена ​​на обеспечение интересов народа Украины путем выполнения Конституции, законов, актов Президента, Программы деятельности Кабинета министров, одобренной Верховной Радой Украины. Кабинет министров обеспечивает финансирование расходов в пределах, определенных законом о Государственном бюджете Украины, и создает надлежащие условия для функционирования общественных объединений. В соответствии со ст. 25 Закона Украины «О местном самоуправлении» органы местного самоуправления обеспечивают исполнение Конституции и законов Украины, решений Конституционного суда Украины, актов Президента Украины, Кабинета министров Украины, других органов государственной власти, в том числе закона Украины «Об общественных объединениях» в части содействия деятельности общественных объединений [6].

Формирование гражданского общества представляет собой, с одной стороны, многофакторный процесс развития материального производства и социальной дифференциации, получивший выражение в форме плюрализма политических и духовных идей и ценностей, разграничения частной и публичной сфер общественной жизни, признания равноправия субъектов общественной жизни. С другой стороны, процесс формирования особых свойств личности и культуры как синтезирующей основы гражданского общества осуществляется на основе нормативных актов Президента. В соответствии со ст. 102 Конституции Украины Президент Украины, как глава государства и гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в необходимых случаях издает указы, распоряжения, направленные на развитие гражданского общества.

Важными являются указы Президента Украины по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина, в частности Указ Президента Украины от 24.03.2012 № 212/2012 «О Стратегии государственной политики содействия развитию гражданского общества в Украине и первоочередные мероприятия по ее реализации» [10].

Нормативные правовые акты министерств, других органов государственного управления, в частности Министерства юстиции Украины, принимаются в форме приказов, распоряжений и решений коллегий. Однако в сфере регулирования деятельности общественных объединений находят место методические рекомендации, разъяснения и другие акты центральных органов исполнительной власти.

Основой государственной политики, так же как и основным требованием для интеграции Украины в европейское сообщество, является обеспечение реализации основных прав и свобод человека и гражданина. Общество становится гражданским, когда в нем признается ценность гражданина, личности, а государство создает условия и выступает гарантом развития прав и свобод человека и гражданина [4]. Понимание всего комплекса связей этих субъектов конституционно-правовых отношений означает способность общественной системы к самообновлению и развитию.

Выводы. Практику реализации нормативных правовых актов органов исполнительной власти в сфере деятельности общественных объединений следует рассматривать как единство динамического процесса, который представляет деятельность по индивидуализации управленческих предписаний, и статического элемента в виде правового опыта, формируемого поэтапно от текущего к итоговому и далее к обобщенной форме. Такое положение предопределяется особой природой общественных отношений в сфере деятельности общественных объединений граждан, которая проявляется в ее регулятивной природе.

Рецензенты:

Бортник Н.П., д.ю.н., доцент заведующий кафедрой административного и информационного права Учебно-научного института права и психологии Национального университета «Львовская политехника», г. Львов.

Ортинский В.Л., д.ю.н., доцент, профессор кафедры административного и информационного права Учебно-научного института права и психологии Национального университета «Львовская политехника», г. Львов.


Библиографическая ссылка

Соха С.И. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЕДИНЕНИЙ В УКРАИНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13271 (дата обращения: 13.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074