Современное российское производство испытывает нелегкие времена. Негативные последствия мирового кризиса резко обострили экономическую ситуацию в организациях и на промышленных предприятиях страны. В связи с этим руководители ищут способы сокращения расходов, при этом применяя крайне непопулярные меры: сокращение персонала и сокращение зарплаты работников. В некоторых случаях эти меры просто необходимы и избежать их в сложившейся обстановке нельзя. Но существует другой путь, который может сделать сокращение расходов менее болезненными как для руководителя, так и для персонала предприятия. Этот путь основан на внедрении системы управления затратами на качество, что позволит не только снизить расходы, но и направить их в нужное русло. На основании проведенных исследований на промышленных предприятиях мы пришли к выводу, что управление затратами на качество-это формирование управленческого воздействия с целью систематического исследования затрат на качество в пределах одного процесса и всей системы менеджмента качества организации для выявления несоответствий и предотвращения их с помощью перераспределения затрат по элементам. Именно систематический мониторинг основных показателей процессов, таких как результативность, эффективность, эффективность предупредительных мероприятий, поможет предупредить и устранить основные дефекты их функционирования
Эксперимент по исследованию функционирования процессов системы менеджмента качества, был проведен на одном из промышленных предприятий г. Камышина.
Порядок сбора затрат на качество в рамках одного процесса может быть проиллюстрирован на примере процесса ОП1 «Закупка товаро-материальных ценностей» (ТМЦ), так как функционирование данного процесса в наибольшей степени влияет на функционирование всей системы менеджмента качества на предприятии. За исследуемый период был выбран II квартал 2006 года. Но, прежде чем классифицировать затраты на качество данного процесса, необходимо проанализировать сам процесс и выявить основные статьи затрат. Задача по классификации затрат на качество была облегчена тем, что на предприятии имеется разработанный паспорт, в котором детально описан каждый шаг процесса. Анализ затрат на качество процесса ОП1 показал, что эффективность процесса составила 79%, хотя данный показатель эффективности процесса достаточно весомый, но, тем не менее, он показывает, что 21% в данном процессе составили бесполезные затраты. Необходимо отметить положительный показатель эффективности предупредительных мероприятий, который составил 103,3%, тем не менее, исходя из предыдущего анализа элементов затрат этот показатель нуждается в корректировке, так как его, можно отнести к экономически эффективному, т. е. затраты на предупредительные мероприятия и контроль приводят к увеличению прибыли, но не уменьшают количество дефектов на выходе процесса
Результативность процесса составила 76%, т. е. процесс результативен с оценкой «хорошо», следовательно, необходимо приложить усилия по доведению данного показателя до оценки «отлично». Экономический эффект от проведенных мероприятий по улучшению функционирования процесса составил 72811 руб.
В результате исследования затрат на качество в пределах процесса ОП1 были выявлены несоответствия, при устранении которых функционирование данного процесса можно будет значительно улучшить. Но, устранение несоответствий не означает снижение общих затрат на качество, прежде всего, это варьирование затратами на качество в пределах одного процесса, т.е. их перераспределение. В ходе работы по исследованию затрат на качество в пределах процесса ОП1 были не только определены несоответствия в функционировании этого процесса, но и предложены мероприятия по их устранению (табл. 1) .
Таблица 1. Основные несоответствия процесса ОП1 за II квартал 2006 г.
№ |
Несоответствия процесса ОП1 |
Корректирующие мероприятия |
Фактические затраты на качество за II квартал 2006 г. |
Плановые затраты на качество на III квартал 2006 г. |
Плановые затраты на качество на IV квартал 2006 г. |
1 |
Потери при транспортировке ТМЦ |
Выявление причин дефектов сырья при перевозке. |
59017 |
22457 |
17560 |
2 |
Транспортировка ТМЦ. |
Обновление транспортного парка. Разработка нормативных документов по Соблюдению условий хранения сырья при перевозке |
49742 |
89700 |
96870 |
3 |
Согласование плана |
Сокращение времени для данного вида работ |
154926 |
87900 |
67800 |
4 |
Потери при несоблюдении условий хранения ТМЦ на складе. |
Разработка нормативных докум. по соблюдению условий хранения сырья на складе. Контроль за соблюдением условий хранения |
14812 |
9808 |
76800 |
5 |
Соблюдение условий хранения ТМЦ на складе |
Приобретение дополнительного оборуд. для соблюдения условий хран. сырья на складе |
10644 |
36712 |
51064 |
В дальнейшем, в ходе эксперимента, был проанализирован каждый процесс системы менеджмента качества и сделан вывод о функционировании данной системы на предприятии. В результате учета, сбора и анализа затрат на качество была рассчитана общая эффективность системы менеджмента качества, которая за исследуемый период составила 80%, результативность этой системы - 77,2%. Были выявлены основные тенденции в развитии всей системы менеджмента качества, отмечены ее положительные и «болезненные» стороны. Из проведенных расчетов выявилась низкая эффективность предупредительных мероприятий на предприятии, показатель которой составил 52%. Нельзя сказать, что на предупредительные мероприятии затрачивается мало денежных средств, но их использование не ведет к уменьшению дефектов на выходе. Кроме того, в системе менеджмента качества предприятия были обнаружены процессы, эффективность и результативность которых крайне низкая. Владельцам процессов было указано на необходимость проведения корректирующих мероприятий по улучшению их функционирования. Общий экономический эффект от внедрения системы управления затратами на качество на предприятии составил 394820 руб.
Библиографическая ссылка
Чеснокова Ж.А., Бондарец А.В ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО КРИЗИСА // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1265 (дата обращения: 07.10.2024).