Под образованием понимается педагогическое взаимодействие двух процессов: учебная деятельность, направленная на приобретение новых знаний, умений и навыков или изменения старых, под руководством педагогов, в интересах общества и государства, сопровождающихся констатацией достижения обучающимися определённых государством образовательных уровней и деятельность самого учащегося по образованию себя в соответствии с предъявляемыми учебными планами, программами, стандартными требованиями и собственными личностными ценностями, целями и задачами (саморазвитие).
Современные цели реформирования высшего образования определяют, прежде всего, стратегию приоритетного внимания к личности всех субъектов педагогического процесса - как студентов, так и самих преподавателей. В настоящее время все более распространяется убежденность в том, что узко-тактический "предметно-ориентированный или технологический подход" в образовании должен уступить место более широкому, стратегическому "личностно-ориентированному или гуманистическому подходу"
Учебно-воспитательный процесс получения высшего образования в вузе построен на том, чтобы сориентировать студентов на обучение различным предметным умениям и действиям. Многие студенты проявляют пассивность и неудовлетворенность учебной деятельностью, не умеют использовать и развивать свои двигательные, познавательные и творческие возможности, на которые ориентирует их преподаватель на учебных занятиях. Отсутствие стремления к активному саморазвитию и овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками, повышению творческих возможностей может быть связано с преобладанием на сегодняшний день технократического или предметно-ориентированного обучения.
В предметно-ориентированном обучении в процессе учебной деятельности слабо учитывается (в основном декларируется) личностное развитие, стремление студента к успешности, творческости, самостоятельности и инициативности выполнения профессиональных, учебных, проблемных задач. Так, М.В. Кларин даёт следующую дидактическую характеристику технократическому подходу в системе построения модели обучения (1). Дидактические поиски в русле технократического подхода: исходят из эффективной репродуктивной деятельности как самостоятельной ценности, преимущественно направлены на дидактические цели невысокого познавательного уровня; являются личностно- нейтральными; делают акцент на стандартизированных учебных процедурах и предполагают положительный эмоциональный фон, но, вместе с тем, личностно- нейтральный характер включения ученика и учителя в учебный процесс; ставят учителя в позицию преподавателя- оператора (2,3). Основная цель в предметно - ориентированном обучении - это усвоение по указке преподавателя предметно-дисциплинарных знаний. В данном случае, для педагога, учащийся (школьник, студент) является объектом обучения и воспитания.
В традиционном обучении, преподаватель создаёт средства, формирует мотивы, указывает цели, организует условия, основная направленность такого обучения это добиться требуемых программами результатов обучения и полный контроль над содержанием образования, получением информации. Такой предметно-ориентированный подход способствует лишь развитию и формированию у учащегося "пассивно-личностной готовности", согласно, К.Д. Ушинскому они воспитываются существами: - "...всё готовящимися к деятельности и остающимися навсегда мечтателями ...".
В настоящее время в образовании все больше акцентируется внимание на дидактические технологии в русле личностно- ориентированного подхода (3).
Согласно личностно-ориентированному подходу, чтобы учащийся выступал как полноценный субьект учебно-познавательной деятельности, важно реализовать определенные психолого - педагогические условия в процессе его взаимодействия с учителем. Основными формами оптимальной реализации взаимодействия является - подготовка, для преподавателя - профессионально-психологическая подготовка, где основное внимание акцентируется на профессиональном развитии, самоопределении; для учащегося - психолого-педагогическая подготовка, где основное внимание должно быть направленно на личностное развитие. При данных условиях, через систему "субъект-субъектных отношений" формируетсяактивно-личностная готовность к саморазвитию.
Организация обучения на основе личностно - ориентированного подхода означает, что все методические решения преподавателя, например, организация учебного материала, использование тех или иных приемов, способов должны преломляться через призму личности обучаемого, его потребностей, мотивов, опыта, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989. - 80 с.
2. Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 198. - 128 с.
3. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 256 с
Библиографическая ссылка
Яковлев Б.П. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=124 (дата обращения: 15.10.2024).