Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ НЕЗАЩИЩЕННЫМ СЛОЯМ НАСЕЛЕНИЯ

Смирная А.А., Игнатова В.В.

В настоящее время Россия находится на пути своего социально-экономического возрождения, что в большей степени отражается на социальной сфере. В этой связи специфика деятельности специалиста социальной работы связана, прежде всего, с организацией помощи и поддержки незащищенных слоев населения (клиентов). Анализ динамики развития данной проблемы свидетельствует о том, что для эффективности данной работы социальные службы только подходят к ясному пониманию необходимости совмещения социального и педагогического контекстов данного процесса. Социально-педагогическая результативность решения обозначенной проблемы зависит от ценностей, которых придерживается специа лист социальной работы, выполняя свои профессиональные функции. К ним, с нашей точки зрения, следует отнести: ценности-знания (осознание психолого-педагогических знаний, умения осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели социально-педагогической деятельности; ценности отношения (целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с клиентом - клиент личность, способная к саморазвитию и самореализации при адекватной социально-педагогической поддержке); ценности-поведения (выполнение своих обязанностей по отношению к клиенту, уважительное отношение к нему как личности).

Социально-педагогические ценности, сформированные у специалиста социальной работы, оказывают непосредственное и существенное влияние на качество социальной работы, а через нее - и на дей ственность проводимой социальной политики государства. Позитивные результаты социально-педагогической помощи незащищенным слоям населения будут достигаться только благодаря постоян ным поискам специалистами оптимальных путей решения проблем и комплексности социально-педагогических мер, расширению методик работы с клиентами, гуманному отношению к клиенту, актуализации его человеческого достоинства.

Исключительную важность приобретает обоснование новых подходов и создание оптимальных условий для социальной адапта ции незащищенных слоев населения. Острота этой социальной проблемы за ставляет в настоящее время говорить о целесооб разности формирования социально-педагогической системы, как непрерывного процесса взаимодействия и взаимовлияния социальных институтов, ориентации их работы на социализацию, социальную адаптацию и реабилитацию, коррекцию и обес печение актуализации потенциальных способностей незащищенных слоев населения для решения своих проблем.

При работе с незащищенными слоями населения главным является достижение эффективности социально-педагогической работы. Общеизвестно, что если нет тенденции к улучшению, то данную работу можно считать бесполезной. Поэтому, в своей деятельности специалисты социальных учреждений, работая с различными категориями населения, стремятся к реализации системного подхода в решении задач специализированной помощи, совершенствованию системы педагогического, психологического и медицинского диагностирования с целью определения причин, возникших проблем, выявления особенностей их протекания, устранения либо сглаживания проблемной ситуации.

Социально-педагогическая помощь незащищенным слоям населения включает в себя различные направления. В первую очередь это социальный патронаж, во-вторых, воспитательно-профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах, в-третьих, коррекционная работа.

Совершенствование форм социально-педагогической работы в контексте обсуждаемого в статье предмета предполагает, прежде всего, смещение акцентов с общей профилактики на индивидуально-профилактическую работу с клиентами. Именно в данной деятельности раскрывается вся совокупность присвоенных специалистом социальной работы социально-педагогических ценностей. Основными задачами социально-педагогической помощи незащищенным слоям населения являются:

- повышение социальной активности клиента (независимость, самостоятельность) в решении собственных проблем, повышение самооценки, осознание собственной значимости;

- социальная профилактика, направленная на преодоления асоциального поведения;

- повышение эффективности коррекционно - реабилитационной работы профессионалов путем изучения, обобщения и внедрения как зарубежного, так и отечественного опыта работы с клиентом;

- социально-педагогическая поддержка, ориентированная на формирование навыков общения, взаимодействия, социальную и профессиональную самореализацию.

Можно выделить основные направления совершенствования социально-педагогической работы с незащищенными слоями населения:

-         организация профилактической работы;

-         обеспечение индивидуальной работы с клиентом;

-         отбор и применение целесообразных методов, направленных на самостоятельное разрешение клиентом собственных проблем;

-         создание и расширение социально-педагогических центров.


Библиографическая ссылка

Смирная А.А., Игнатова В.В. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ НЕЗАЩИЩЕННЫМ СЛОЯМ НАСЕЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=110 (дата обращения: 15.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674