Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В РАЗВИТИИ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Молчанов Н.А. 1 Вербицкая Н.О. 1
1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет»
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день социально-экономической проблеме развития кад-рового потенциала лесной отрасли за счет привлечения труда осужденных. Рассматриваемая проблема имеет исторический характер, и проведенный авторами анализ позволяет сделать выводы о перспекти-вах освоения осужденными высокотехнологичных видов оборудования в процессе получения среднего и высшего профессионального образования. Исторический анализ демонстрирует взаимосвязанное разви-тие содержания профессионального обучения осужденных с техническим оснащением отрасли лесозаго-товок. Современные технологии, применяемые в лесной отрасли, требуют кардинального обновления системы профессиональной подготовки в направлении создания единой экономико-образовательной системы в лесных учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности. Получение исправи-тельными учреждениями законодательной возможности безвозмездного использования лесных участков согласно ФЗ-32, по-новому ставит задачу формирования кадрового потенциала среди осужденных. Необ-ходимо исторически преемственное инновационное развитие системы профессиональной подготовки осужденных в целях обеспечения устойчивого лесоуправления.
лесных исправительных колониях.
профессиональное образование в исправительно-трудовых лагерях
профессиональная подготовка
1. Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1961. - № 37. - С. 556.
2. Детков М.Г., Шамсунов С.Х., Алексушин Г.В., Ященко П.В. Уголовно-исполнительная система. 125 лет / Объединенная редакция УИС Минюста России, 2004. - С. 166-167.
3. Детков М.Г., Шамсунов С.Х., Алексушин Г.В., Ященко П.В. Уголовно-исполнительная система . 125 лет / Объединенная редакция УИС Минюста России, 2004. - 236 с.
4. Журавлев Л.Е., Журавлев Е.П. В едином строю (История Главспецлеса) / Российский Совет ветеранов ФСИН. - М., 2008. - 110 с.
5. Журавлев Л.Е., Журавлев Е.П. В едином строю (История Главспецлеса) / Российский Совет ветеранов ФСИН. - М., 2008. - С. 118-119.
6. Кокурин А.И. ГУЛАГ (Главное управление лагерей) 1917-1960 / Междунар. фонд «Демократия». - М. : Материк, 2000.
7. Краткий автомобильный справочник НИИАТ.- изд. 10-е, перераб. и доп.- М. : Транспорт, 1985.- 70с.
8. Мазур Л.Н. Край ссылки: особенности формирования и развития системы расселения на Урале в 1930-1950-е гг. // Документ. Архив. История. Современность. Вып. 2. - Екатеринбург, 2002. - С. 176-206.
9. Пивоваров Н.С. История механизации лесозаготовок // Российская лесная газета. - 2007. - № 25 от 15.06. - 5 с.
10. Приказ МВД СССР от 15 декабря 1958 г. № 990 с объявлением «Положения об ИТК и тюрьмах МВД СССР».
11. Силаев Г.В., Баздырев Н.Д. Тракторы для лесного хозяйства : учебное пособие. - М. : МГУЛ, 2002. - 46 с.
12. Толстоброва Л.А. От лесных лагерей... Записки северного края. - Екатеринбург : VIP-Урал, 2008. - 8 с.

Образование осужденных является одной из научно-педагогических проблем, которые вызывают многочисленные дискуссии ученых во всем мире. Спектр проблем фокусируется вокруг ряда аспектов, общих для многих стран: от общей грамотности осужденных до экономических эффектов и рисков среднего и высшего профессионального образования заключенных.

В статье поднят вопрос о профессиональном образовании осужденных в лесной отрасли, имеющий глубокие исторические корни, которые закономерным образом перерастают в современные экономические тенденции. Объектом анализа нами выбран Урал, как один из основных регионов, в которых развитие лесной отрасли тесно связано с привлечением труда осужденных.

Исторически во взаимосвязи развития лесной отрасли и профессионального образования можно определить ряд стадий, которые определяют современное состояние проблемы. Актуализация проблематики связана с целым рядом экономических и правовых аспектов развития лесной отрасли.

В настоящее время ведение лесного хозяйства и управление лесами осуществляется на основании Лесного кодекса от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Федерального закона № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ». В данный закон внесены поправки Федеральным законом № 32-ФЗ от 14 марта 2009 года «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который определил право за исправительными учреждениями, занимающимися лесозаготовкой и переработкой древесины, закреплять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование на безвозмездной основе. За строками законодательных актов - серьезная экономическая задача организации условий хозяйствования, отвечающих современным техническим и научным достижениям. Эта задача невыполнима без высококвалифицированных специалистов, а это, в свою очередь, требует организации взаимодействия структуры Федеральной службы исполнения наказаний и системы профессионального образования. Анализ исторических традиций этого взаимодействия позволит выявить пути нового устойчивого развития лесных территорий.

Проведем анализ исторически значимых для исследования периодов, который целесообразно начать с Постановления Совета Народных Комиссаров от 11 июля 1929 г. «Об использовании труда уголовно-заключенных». В целях колонизации отдаленных районов и эксплуатации природных богатств стала формироваться сеть исправительно-трудовых лагерей, куда направлялись все лица, осужденные к лишению свободы на сроки от 3 лет. Заключенных предполагалось использовать для сельскохозяйственной колонизации и лесозаготовок.

В результате в массовом порядке в северных районах страны стали создаваться новые колонии. По состоянию на 01.01.1929 г. число заключенных, размещенных на Урале, достигло 11 382 чел., а к концу 1929 г. выросло на 63,3%. По состоянию на 01.01.1930 г. в состав сети исправительно-трудовых поселений входили 13 исправительно-трудовых домов (ИТД) и 5 лесозаготовительных колоний. Численность заключенных составляла 18 590 человек, из них срочнозаключенных - 12 917, подследственных - 4 472, пересыльных - 1 201 человек [8].

Лесные исправительно-трудовые учреждения (далее - ИТУ) представляли собой часть единого организма системы Главного управления исправительно-трудовых лагерей (далее - ГУЛАГ). Освоение новых сырьевых баз, огромных территорий лесных массивов Уральского региона и других территорий России, возросшие потребности лесоматериалов для нужд развивающейся индустрии СССР дали предпосылки к созданию новых исправительно-трудовых учреждений. «Процесс увеличения оперативной и производственной деятельности ГУЛАГа с этого периода стал значительно возрастать. Лесной сектор в ГУЛАГе реорганизуется в Управление лесной промышленности (Приказ НКВД СССР № 078 от 16 августа 1937 г.), лесной отдел реорганизуется в Управление лесной промышленности (Приказ № 00690 от 22 октября 1937 г.) [6].

В период 1937-1942 г. на территории Свердловской области организовано три лесных учреждения: Приказом НКВД СССР № 078 от 16.08.1937 создано Управление Ивдельского ИТЛ НКВД (Ивдельлаг), впоследствии Учреждение Н-240; Приказом НКВД № 020 от 05.02.1938 создано Управление Северо-Уральского ИТЛ НКВД (Севураллаг) г. Ирбит Свердловской области, впоследствии Уральское лесное исправительно-трудовое управление (УЛИУ АБ-239) пгт. Сосьва; 08.05.1942 приказом НКВД СССР № 245 произошло разделение Севураллага на два управления - Севураллаг и Востокураллаг в г. Тавда (в дальнейшем Учреждение И-299 [12]. Все они подчинялись лесному отделу главного управления лагерей (ГУЛАГ) НКВД СССР.

Совершенствование процесса заготовки леса происходило поэтапно и было связано с общим развитием научно-технических изысканий в стране, в том числе и в лесной отрасли. Для цели нашего исследования выявлены исторические периоды, отражающие состояние технической вооруженности отрасли лесозаготовок, связанные с требованиями к профессиональной подготовке осужденных и специальностями в системе профессионального образования и должностями в системе исполнения наказаний, курирующими вопросы обучения. Результаты представлены в ряде нижеследующих таблиц.

Таблица 1.1. Периоды технической вооруженности лесозаготовок и требование к профессиональной подготовке осужденных (1930-1940-е годы).

Срок периода (этапы совершенствования лесопромышленного комплекса России)

Основные технические характеристики механизмов и оборудования лесозаготовительной отрасли

Требование к профессиональной подготовке и профессиональному образованию осужденных

Специальности, должности, необходимые для обучения осужденных

1.

1930-1940-е годы. Период ручной лесозаготовки с использованием простейших инструментов

1930-1940-е годы. Лесозаготовка производилась в ручную, с применением простейшей тяговой силы - коней и волов. Поперечной и лучковой пилой производили повал и раскряжовку хлыстов на сортименты. В этот период многие колонии строились на берегу рек. В период весеннего паводка лес сплавлялся на ближайшие лесоперерабатывающие заводы [4]

Профессиональная подготовка и профессиональное образование в исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ) НКВД не проводилась. Заключенные получали практические навыки и профессиональные знания во время трудовой деятельности в составе бригад и звеньев от более опытных членов бригады

Нормативными документами специальности, должности, необходимые для обучения осужденных, не предусмотрены

Труд осужденных в этот период был физически тяжел и без применения техники малопроизводителен. С годами этот тяжелый труд постепенно, беспрерывно и нарастающими темпами стал заменяться и вытесняться машинно-механизированным способом лесозаготовок. По времени это относится к 50-60-м годам (вплоть до 70-х) XX в. (таблица 1.2).

Таблица 1.2. Периоды технической вооруженности лесозаготовок и требование к профессиональной подготовке осужденных (1950-1960-е годы).

Срок периода (этапы совершенствования лесопромышленного комплекса России)

Основные технические характеристики механизмов и оборудования лесозаготовительной отрасли

Требование к профессиональной подготовке и профессиональному образованию осужденных

Специальности, должности, необходимые для обучения осужденных

2.

1950-60-е годы. Период первичной механизации

Труд осужденных оснащался машинами и механизмами: поперечная и лучковая пилы заменены электропилой К-5, пила работала на токе повышенной частоты - 200 герц и имела более высокую производительность за счет увеличения скорости пильной цепи. Консольная шина длиной 47 сантиметров позволяла спиливать деревья диаметром до 93 сантиметров

Профессионально-техническая подготовка: индивидуальная, бригадная, курсовая формы обучения. С 1968 года утверждено профессионально-техническое обучение в исправительно-трудовых колониях (ИТК)

Вальщик леса;

моторист электропилы-

К-5, моторист бензопилы «Урал», тракторист трелевочного трактора КТ-12, ТДТ-40, ТДТ-60, водители лесовозов ЗИЛ-157 и др.

Благодаря разработчикам ЦНИИМЭ А.И. Осипову, В.В. Куосману, А.К. Морееву, Н.Ф. Харламову, П.П. Пациору и К.И. Вороницыну [9] при наличии профессионально-технической подготовки и опыта мотористы с помощью пилы К-5 (затем бензомоторной пилой «Дружба», позднее бензопилой «Урал») заготавливали в смену 80-100 куб. м леса и более. Лошадь и вола вытеснил газогенераторный трелевочный трактор КТ-12 (трелевочный трактор КТ-12, выпущен в 1948 году, создателем являлся Ж.Я. Котин . Трактор был оснащен газогенераторным двигателем, работающим на топливной чурке) [11], а в последующем стали использоваться более совершенные ТДТ-40, ТДТ-60. Вывозить древесину стали мощные лесовозы ЗИЛ-157 (грузовой автомобиль повышенной проходимости производства завода им. Лихачева. Выпускался серийно с 1958 года), Урал- 375, МАЗ-500 [7].

С уходом от системы лагерей, каторжного лесоповала труд осужденных становился более цивилизованным, осмысленным, снижал свою карательную нагрузку. Эти изменения находят отражение в принятии новых законодательных актов, структурных преобразованиях в сфере исполнения наказания. Примером этого может служить постановление Совета Министров СССР от 8 декабря 1958 года № 1334, утвердившее новое Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР [10]. В положении определены основные задачи мест заключения, закреплены средства воздействия на заключенных и их содержание, виды исправительно-трудовых колоний, порядок и условия содержания заключенных в зависимости от вида режима колоний. Согласно Положению, на исправительно-трудовые колонии и тюрьмы возлагались задачи: обеспечение отбытия заключенными наказания по приговорам судов; исправления и перевоспитания заключенных с целью приобщении их к честной трудовой жизни; предупреждения совершения заключенными новых преступлений. К основным средствам воздействия на заключенных отнесены: строгое соблюдение режима содержания; обязательное участие заключенных в общественно полезном труде...; общеобразовательное и профессионально-техническое обучение заключенных...) [2].

К 1965 году лесные ИТУ перешли на полную механизацию лесозаготовочных работ от валки до погрузки, обеспечили переход на вывозку древесины в хлыстах и механизированную разделку-сортировку на нижних складах. На данном этапе высокомеханизированное производство потребовало создания собственной базы профессионально-технического обучения осужденных, так как только при наличии специальности или профессии освобожденный от наказания мог успешно адаптироваться к жизни на свободе. Правовой основой системы профессионально-технической подготовки осужденных явилось Общее положение о профессионально-технических училищах при ИТУ МООП СССР, которое было утверждено совместным приказом Государственного комитета Совета Министров СССР от 26 июня 1968 г. № 45/ 411. В этом же году приказом МООП СССР от 24 октября № 806 утверждается Положение о профессионально-техническом обучении заключенных на производстве ИТУ МООП СССР, закрепившее индивидуальные, бригадные и курсовые формы профессиональной подготовки заключенных.

Организация в колониях профессионально-технического обучения изменила отношение осужденных к профессиональной подготовке. Одним из важных обстоятельств, объясняющих авторитетность ПТУ у осужденных, является то, что училище, как государственное учреждение, выдавало документ об окончании ПТУ общегосударственного образца, одинаково принимаемый любым предприятием народного хозяйства [5]. Освободившийся, предъявляя этот документ, не испытывал дискомфорта, он был уравнен с другими выпускниками гражданских ПТУ. Система профессионально-технического обучения стала одним из активных звеньев воспитательного процесса, оказала большую пользу в решении основной задачи исправительно-трудовых учреждений. Для категории осужденных, готовых встать на социально-реабилитационный путь, вышел Указ Верховного Совета РСФСР от 26 июня 1963 г. «Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о порядке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо вставших на путь исправления» [1], предусмотревший организацию в системе исправительно-трудовых учреждений МООП РСФСР исправительно-трудовых коло­ний-поселений для содержания в них осужденных к лишению свобо­ды, отбывших часть срока наказания и твердо вставших на путь исправ­ления. Этот указ создал первые предпосылки социально-реабилитационного направления отбытия остатка срока осужденным в колонии-поселении.

К 80-м годам прошлого столетия в исправительных учреждениях сложилась целостная система профессионального образования осужденных. Использовались различные формы обучения: индивидуальная, бригадная, курсовая, обучение в школах передового опыта и классах мастеров (таблица 1.3).

Таблица 1.3. Периоды технической вооруженности лесозаготовок и требование к профессиональной подготовке осужденных (1980-90-е годы).

Срок периода (этапы совершенствования лесопромышленного комплекса России)

Основные технические характеристики механизмов и оборудования лесозаготовительной отрасли

Требование к профессиональной подготовке и профессиональному образованию осужденных

Специальности, должности, необходимые для обучения осужденных

3.

1980-90-е годы. Период механизированной лесозаготовки и переработки древесины

Валка леса: пила «Дружба-4м». Технические характеристики: двигатель бензиновый, одноцилиндровый, двухтактный, мощность 2,94 кВт. Рабочая длина пильного аппарата 46 см.

Бензопила «Урал-2М». Технические характеристики: двигатель бензиновый, одноцилиндровый, двухтактный, мощность 3,68 кВт. Длина пильного аппарата 46 см

Подготовка специалистов проводилась в профессионально-технических училищах ИТК, с 1997 года - исправительных колониях ( ИК). Общее образование осужденных должно быть неполное среднее либо среднее.

Введена должность гражданского сотрудника - инженера по профессиональной подготовке осужденных

Вальщик леса - моторист бензопилы «Дружба-4м», «Урал 2»; тракторист трелевочного трактора ТДТ-55, ТТ-4; водитель лесовоза категории С и Е (в колонии-поселении, с принятием экзаменов сотрудниками Госавтоинспекции)

В 1991 году произошел распад СССР. В конце года прекратили деятельность всесоюзные органы государственной власти и управления. С разрушением социалистической системы перестали существовать идеологические и экономические условия, лежавшие в основе уголовно-исполнительной системы, и она начала быстро разрушаться. Стало очевидным, что эта система в её прежнем виде просто больше не может существовать, её нужно коренным образом менять, реформировать [3]. Кризис 90-х годов имел серьезнейшие последствия для профессиональной подготовки осужденных. В условиях отсутствия бюджетного финансирования профессиональное образование превратилось в полузакрытую систему, нацеленную в основном на самообслуживание, т.е. велась подготовка специалистов непосредственно для производственной деятельности конкретного исправительного учреждения. Это привело также к существенному снижению эффективности и качества образования, к оторванности от реальных потребностей экономики. Государственное регулирование вопросов профессионального образования осужденных в ИТК определилось только в 1995 году с изданием 22 ноября 1995 года совместного приказа Минобразования РФ № 592 МВД ЗФ № 446 «Об утверждении Инструкции по организации начального профессионального образования осужденных в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». С утверждением данной инструкции государство впервые за годы социально-экономического кризиса 90-х годов определяет статус профессиональных образовательных учреждений в ИТК как государственных. «Профессиональное училище является государственным образовательным учреждением начального профессионального образования, учреждается (создается), реорганизуется и ликвидируется Министерством образования Российской Федерации по согласованию с центральным органом управления уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предложению органа управления образованием (профессиональным образованием) субъекта Российской Федерации и территориального органа управления уголовно-исполнительной системы МВД России».

Таблица 1.4. Периоды технической вооруженности лесозаготовок и требование к профессиональной подготовке осужденных (2000-е годы).

Срок периода (этапы совершенствования лесопромышленного комплекса России)

Основные технические характеристики механизмов и оборудования лесозаготовительной отрасли

Требование к профессиональной подготовке и профессиональному образованию осужденных

Специальности, должности, необходимые для обучения осужденных

4.

2000-е годы - наше время. Период высокотехнологического оборудования и машин лесозаготовительной отрасли

 

 

Бензопилы «Дружба- 4М», бензопила МП-5 «Урал- 2Т ЭЛЕКТРОН», Husqvarna 262 XPH. Двигатель бензиновый, мощность 3,40 кВт, длина пильного аппарата до 50 см.

Валочно-пакетирующая машина с харвестерной головкой ЛП-19+SP 650. Технические характеристики: максимальный диаметр срезаемого дерева 600 мм, максимальный вылет манипулятора 8 м.

Харвестер, модель «Амкодор 2541». Технические характеристики: обработка стволов деревьев до 70 см в диаметре, вылет стрелы 9 м. Обрабатывает до 120 деревьев в час

Подготовка специалистов для работы на высокотехнологическом оборудовании в среднем профессиональном (СПО) или высшем техническом учебном заведении лесного профиля

Машинист лесозаготовительных машин (оператор харвестера, форвардера с электронно-программным управлением)

С 2008 года в уголовно-исполнительной системе России проводится реформирование производственного сектора. Согласно «Положению о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего наказания в виде лишения свободы», утвержденного Приказом Минюста РФ от 01.04.2008 г. № 80, созданы центры трудовой адаптации осужденных или учебно-производственные мастерские. В положении сказано, что «Центр трудовой адаптации осужденных или учебно-производственная (трудовая) мастерская является структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков». Исходя из вышеуказанного Приказа Минюста РФ от 01.04.2008 г. № 80, проблемные вопросы разрыва между современными технологиями лесной промышленности и других отраслей народного хозяйства РФ и более высоким качеством профессионального образования осужденных определяет система УИС, переориентируясь на решение социальных задач, связанных с их профессиональной подготовкой. Предусматривается создание на базе существующих предприятий центров трудовой адаптации осужденных и учебно-производственных мастерских.

Исходя из исторически существующей взаимосвязи между техническим вооружением лесной отрасли, требованиями к квалификации специалистов и необходимыми профессиями по образованию современный период характеризуется переходом к высокотехнологичному оборудованию и уже упомянутыми нами в начале статьи новыми экономическими условиями хозяйствования. Исходя из практики работы в ГУФСИН России по Свердловской области, можно констатировать факт недостатка высококвалифицированных специалистов из числа осужденных при существующем потенциале для получения заключенными новых специальностей.

Для анализа кадрового потенциала в получении новых видов профессиональной подготовки в рамках нашего исследования были опрошены осужденные 7 исправительных колоний Свердловской области. В целом по области по состоянию на 01.09 2013 г. в лесных учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности насчитывается 9661 осужденный. Из них 3288 (34%) имеет среднее общее образование; 1359 (14%) начальное профессиональное образование; 1250 (12,9%) среднее профессиональное образование; 136 (1,4%) высшее профессиональное образование. Данные говорят о наличии кадрового ресурса среди осужденных, который может быть актуализирован в создании перспективных экономических зон лесопользования в Уральском регионе, обеспечивающих устойчивое лесоуправление и инновационное развитие территорий. Для этого необходимо развитие исторически сложившейся системы профессиональной подготовки осужденных в направлении получения квалификаций для освоения высокотехнологичного оборудования. Такая подготовка послужит для осужденного социально-реабилитационной поддержкой как в период отбывания наказания, так и гарантирует трудоустройство в постпенитенциарный период.

Рецензенты:

Пономарев А.В., д.п.н., заведующий кафедрой организации работы с молодежью Уральского федерального университета, г. Екатеринбург.

Герц Э.Ф., д.т.н., профессор, директор Института лесного бизнеса и дорожного строительства ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Молчанов Н.А., Вербицкая Н.О. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В РАЗВИТИИ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10958 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674