Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ТУРИНДУСТРИИ

Медянова П.В. 1
1 ГОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»
В статье предложена концепция формирования профессиональной готовности специалиста туриндустрии к социально-коммуникативной деятельности в условиях его профессиональной подготовки в вузе. При этом профессиональная готовность будущего специалиста в области туризма к социально-коммуникативной деятельности понимается автором как умение решать социально-коммуникативные задачи профессиональной сферы с помощью использования ИКТ-технологий, двух иностранных языков и технологий межкультурной коммуникации на основе семиотического подхода к построению моделей социальной коммуникации и предъявлению их интерпретаций в контексте процесса семиозиса. Кроме этого в статье сформулированы типы и уровни учебных профессиональных задач специалиста туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности, умения решать которые позволят судить об уровнях сформированности профессиональной готовности и соответствующей компетентности специалиста туриндустрии.
социально-коммуникативная компетентность.
профессиональная компетентность
уровни профессиональной готовности
профессиональная готовность
специалист туриндустрии
туриндустрия
социально-коммуникативная деятельность
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: «Высшая школа», 1991. – 353 с.
2. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. – 2005. - №11. – С. 14-20.
3.Квартальнов В.А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристской деятельности. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени док. пед. наук. – М., 2000.
4. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. – СПб.: Дрофа, 2003. – 285 с.
5. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. Проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф.Радионовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. – 392 с.
6. Лаптев В.В., Рыжова Н.И., Швецкий М.В. Методическая теория обучения информатике: аспекты фундаментальной подготовки будущих учителей информатики: монография. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003. – 352 с.
7. Лычак Я.Д. Формирование ключевых квалификаций будущего специалиста сферы туристского сервиса на основе интенсификации обучения. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. – Калининград, 2009.
8. Ляш А.А., Рыжова Н.И. Модель методики обучения учителей информатики использованию информационно-образовательных систем в профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1; [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/107-8369 (дата обращения: 15.02.2013).
9. Маркова A.К. Психология профессионализма. – М.: 1996. – 308 с.
10. Медянова П.В., Рыжова Н.И. Структура и компоненты языковой составляющей социально-коммуникативной компетентности специалиста туристской индустрии. Мир науки, культуры, образования. - №3 [34], 2012. С. 8-12.
11. Рыжова Н.И., Фомин В.И., Филимонова Е.В. Направления формирования профессиональной готовности будущего специалиста к информационно-аналитической деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2009. - №3. – С.196-202.
12. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 174 с.

Введение

Для успешного выполнения задач профессиональной сферы и эффективного взаимодействия с людьми в процессе социальной коммуникации специалисту в области туриндустрии в рамках его профессиональной подготовки в вузе необходимо сформировать такие важнейшие составляющие социально-профессионального качества современного специалиста – «профессионализма», как профессиональная компетентность и профессиональная готовность к социально-коммуникативной деятельности.

Цель исследования – рассмотреть понятие профессиональной готовности к социально-коммуникативной деятельности специалиста туриндустрии и охарактеризовать процесс ее формирования в рамках профессиональной подготовки в вузе, при этом сформулировать непосредственно саму концепцию формирования, уровни и составляющие профессиональной готовности к указанному виду деятельности.

Материал и методы исследования

На сегодняшний день существует множество подходов к определению понятий: «профессионализм», «профессиональная компетентность» и «профессиональная готовность» (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов, В. Бондаревский, В. Шувалова, О. Шиняева, Я. Турбовской, В. Я. Синенко, О. В. Симен-Северская, И. А. Колесникова, В. И. Гинецинский, А. К. Маркова, И. А. Зимняя, В. А. Козырев, А. П. Тряпицына, Н. Ф. Радионова и др. [2, 4, 5, 9]).

Основываясь на мнениях перечисленных авторов и понимая, что профессионализм – это некое целостное социально-профессиональное качество современного специалиста, мы далее будем трактовать этот термин как органичное сочетание высокого уровня выполнения профессиональной деятельности с определенными личностными качествами. Кроме того, опираясь на широко используемый в методике профессионального образования подход А.К. Марковой [9] к трактовке указанного понятия, будем считать, что одним из базовых начальных этапов становления профессионализма у любого будущего специалиста является формирование его готовности к профессиональной деятельности в целом или к отдельным ее видам, а затем уже на ее основе развивается профессиональная компетентность и профессиональная культура.

Далее в нашем исследовании, рассматривая профессиональную готовность к социально-коммуникативной деятельности и профессиональную социально-коммуникативную компетентность и их формирование и развитие в рамках высшего профессионального образования специалиста туриндустрии, мы будем придерживаться подходов А.К. Марковой [9] (суть описана выше) и подхода И.А. Зимней [2].

В основе последнего лежит трактовка профессиональной готовности через личностную готовность специалиста к профессиональной деятельности как «отрефлексированную направленность на профессию, мировоззренческую зрелость, профессионально-предметную компетентность, коммуникативную и дидактическую потребности, и потребность в аффиллиации» [2], которая формируется на основе знаний, умений и навыков, приобретенных будущим специалистом в процессе обучения.

Таким образом, под готовностью специалиста в области туриндустрии к профессиональной деятельности мы будем понимать многокомпонентное качество его личности, характеризующееся наличием системы мотивационно-ценностных ориентаций, профессиональных знаний, специальных умений, а также личностных качеств, соответствующих требованиям будущей профессиональной деятельности, и обеспечивающее профессиональную мобильность, конкурентоспособность на современном рынке труда.

Согласно требованиям стандартов третьего поколения (ФГОС ВПО), результаты высшего профессионального образования формулируются исключительно в категориях компетенций (или составляющих профессиональную компетентность). Основываясь на понимании профессиональной компетентности (по В.А. Козыреву, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпициной [5]), будем понимать ее как интегральную характеристику, определяющую способность специалиста решать задачи профессиональной сферы с использованием знаний, жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Исследуя вопросы профессиональной подготовки и компетентности специалистов в области туриндустрии, мы пришли к выводу, что многими исследователями отмечается проблематичность и неоднозначность трактовки самого понятия «профессиональная компетентность специалиста туриндустрии». Это происходит в силу того, например, как отмечает В.А.Квартальнов [3], что функции туризма связаны и с экономикой, и с обществом в целом, и с потребителями туристско-экскурсионных услуг, и с современными информационными технологиями, и с отдельными географическими районами. Сфера туристской деятельности связана с мобильностью её участников, с необходимостью понимания сложных механизмов человеческих отношений, с высоким уровнем знаний и умений в сфере менеджмента, маркетинга, профессионального туризма как важнейшего сектора экономики. Туристская сфера деятельности отличается от других сфер профессиональной деятельности тем, что ее направления столь разнообразны и разноплановы, что представляют собой широкое поле для приложения самых различных способностей и интересов. Приведем также и сущностную характеристику процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов сферы туриндустрии, которая может рассматриваться (согласно В.А. Квартальнову [3] и др.) как ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на личностных качествах, профессиональных способностях, чувственном и социальном опыте в сфере туристской деятельности.

Подытоживая сказанное, отметим, что мы в нашем исследовании выделяли составляющие профессиональной компетентности специалиста туриндустрии с учетом основных видов его профессиональной деятельности (т. е. деятельности в области сервиса, маркетинга, организационно-управленческой деятельности, а также правовой, информационной, социально-коммуникативной и т. д.). Умения решать эти задачи в указанных видах деятельности и на разных уровнях их сложности позволяют нам говорить и о разных уровнях сформированности профессиональной компетентности специалиста туриндустрии в конкретной области профессиональной деятельности, а именно: на ключевом, базовом и специальном (согласно взгляду авторов работы [5]).

В данном контексте отметим, что в современных условиях информатизации образования и профессиональной сферы, когда актуализируется необходимость применения информационных и коммуникативных технологий в профессиональной сфере, особое значение приобретает, социально-коммуникативная деятельность специалиста туриндустрии и соответствующая ей профессиональная компетентность. Эта компетентность трактуется нами как умение решать учебные профессиональные задачи на ключевом, базовом и специальном уровнях [10]. Относительно социально-коммуникативной деятельности эта терминология будет следующая – «ключевая профессиональная компетентность специалиста туриндустрии области социально-коммуникативной деятельности» или ключевая профессиональная СКК специалиста туриндустрии, а также «базовая профессиональная СКК специалиста туриндустрии» и «специальная профессиональная СКК специалиста туриндустрии». Детализация выделенных уровней профессиональной компетентности специалиста туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности (или уровни профессиональной СКК) с перечислением определенных умений для решения конкретных профессиональных задач для каждого уровня – ключевого, базового и специального – приведены нами схематично на Рис. 1. Учитывая этапы становления профессионализма современного специалиста (по А.К. Марковой), где начальным этапом является формирование профессиональной готовности, приведем также графическое представление концепции формирования профессиональной готовности и компетентности в рамках профессиональной подготовки специалиста туриндустрии, согласно дисциплинам ФГОС ВПО третьего поколения (см. Рис. 1).

Заметим, что аналогичный подход к графическому представлению концепции формирования профессиональной готовности и ее взаимосвязи с компетентностью и профессионализмом использовался в ряде кандидатских и докторских исследований, проведенных под руководством Н.И. Рыжовой [8, 10, 11].

Схема-ПрофГот-СКК-Полина 

Рис. 1. Взаимосвязи и составляющие профессиональной готовности к социально-коммуникативной деятельности специалиста туриндустрии

Кроме этого, уровень сформированности профессиональной готовности к социально-коммуникативной деятельности специалиста туриндустрии необходимо еще рассматривать и на уровне совокупности трех компонентов (психологического, научно-теоретического и операционно-технологического). Умения решать профессиональные задачи разного уровня, возникающие в профессиональной сфере туриндустрии, согласно Я.Д. Лычак [7], свидетельствуют о сформированности третьего – операционно-технологического компонента готовности и отчасти двух других. По аналогии с профессиональной компетентностью, на наш взгляд, готовность проявляется на разных уровнях сформированности. При этом уровни отражают последовательные этапы их развития, образуя своеобразную иерархию: каждый уровень взаимодействует как с предшествующим, так и с последующим, являясь либо его условием, либо продуктом и результатом [9, 12].

Остановимся на уровнях и показателях сформированности профессиональной готовности специалиста туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности. Опираясь на исследования в области диагностики результатов обучения с позиций уровневого и деятельностного подходов (см. В.П. Беспалько (1995), Б. Блум (1971), И.И. Пронина (1996), О.В. Оноприенко (1988), В.П. Симонов (1995), Л.Ф. Спирин (1997) и др.), сформулируем критерии и показатели сформированности профессиональной готовности к социально-коммуникативной деятельности специалиста туриндустрии, к которым отнесем: (1) осознанность действий при решении задач предметной области и профессиональных задач в области социально-коммуникативной деятельности; (2) направленность на профессиональную социально-коммуникативную деятельность; (3) сформированность технологической основы действий (необходимая система знаний в области социально-коммуникативной деятельности для решения основных профессиональных задач); (4) целесообразность – умение четко и правильно ставить цели своей деятельности (выполнять их композицию и декомпозицию, доводя до последовательности конкретных действий, в области социально-коммуникативной деятельности при решении предметных и профессиональных задач); (5) освоенность действий (умения, навыки и опыт в решении предметных и профессиональных задач в области социально-коммуникативной деятельности); (6) результативность при решении как предметных задач, так и профессиональных задач в области социально-коммуникативной деятельности.

Для описания совокупности уровней сформированности профессиональной готовности будущего специалиста к социально-коммуникативной деятельности мы воспользовались пятиуровневой схемой (согласно Спирину Л.Ф. [12]) и выделили уровни: допрофессиональный; уровень первоначального овладения умениями (профессиональная адаптация); уровень ограниченной сформированности умений (профессиональное становление); уровень достаточной сформированности умений (упрочение); уровень успешного владения действиями профессиональной деятельности при решении профессиональных задач в предметной области или профессиональной сфере (умелость). Кратко будем называть указанные уровни как недопустимый, низкий, ограниченный, достаточный, высокий. Достижение указанных результатов в рамках профессиональной подготовки специалиста в области туриндустрии в вузе может быть достигнуто посредством использования в образовательной практике деятельностного или контекстного подхода (по А.А. Вербицкому [1]). Эти подходы служат основой в нашей концепции формирования профессиональной готовности к социально-коммуникативной деятельности специалиста в области туриндустрии.

Для освоения деятельностной составляющей содержания обучения в рамках предлагаемой концепции, на наш взгляд, целесообразно использовать метод целесообразно подобранных задач (как базового метода обучения в нашей концепции и предложенного ранее Н.И. Рыжовой [6]). Основу данного метода составляют учебные профессиональные задачи разного уровня (от простейших познавательных задач до сложных и творческого плана) и подобранные в соответствующей последовательности. В связи с этим нами были предложены учебные профессиональные задачи в сфере туриндустрии и построена их классификация [10], в их числе особое место занимают задачи на моделирование ситуаций социальной коммуникации в сфере туриндустрии, при решении которых используются как информационно-коммуникационные технологии, так и традиционные речевые, и технологии межкультурной коммуникации. Таким образом, обучение социально-коммуникативной деятельности будет более результативно, если: (1) при реализации указанного метода использовать ИКТ-технологии, специальные программно-информационные коммуникационные технологии в индустрии туризма, отечественные и мировые специализированные программные комплексы, т.е. осуществлять решение профессиональной задачи с помощью компьютера; (2) использовать один (два) иностранных языка; (3) использовать психологические технологии, способствующие осуществлению более эффективного делового и межличностного общения; (4) включать в метод целесообразно подобранных задач типы задач, соответствующие этапам деятельности специалиста в области туриндустрии в сфере его социально-коммуникативной деятельности.

Кроме этого, целесообразно использовать и другие «активные методы обучения» (организационно-деятельностные игры (в частности деловые игры), кейс-метод и др.), при этом в качестве средства обучения следует выбирать социально-коммуникационные модели в соответствии с направлением подготовки и профилем направления подготовки будущего специалиста туриндустрии, а само содержание обучения каждого модуля содержания подготовки рассматривать через призму общетеоретических и методологических понятий: «социальная коммуникация», «модель социальной коммуникации», «социально-коммуникативный процесс» и базовых семиотических понятий – «знаковая система», «знаковая ситуация» и «семиозис».

Заключение

Концепция формирования профессиональной готовности будущего специалиста туриндустрии к социально-коммуникативной деятельности заключается в использовании:

  • поэтапного формирования умений решать учебные социально-коммуникативные задачи профессиональной сферы туриндустрии;
  • метода целесообразно подобранных задач, соответствующих структурным компонентам профессиональной деятельности;
  • при решении учебных профессиональных задач семиотического подхода как методологической основы для построения различных моделей социальной коммуникации;
  • при решении задач и для реализации моделей социальной коммуникации ИКТ-технологий, двух иностранных языков и технологий делового и межличностного социально-коммуникативного общения;
  • для организации учебного процесса контекстного подхода и зачетно-модульного обучения.

При этом профессиональная готовность будущего специалиста в области туризма к социально-коммуникативной деятельности понимается нами (по аналогии с работой [11]) как умение решать социально-коммуникативные задачи профессиональной сферы с помощью использования ИКТ-технологий, двух иностранных языков и технологий межкультурной коммуникации для эффективности делового и социально-коммуникативного общения в области туриндустрии на основе семиотического подхода к построению моделей социальной коммуникации и предъявлению их интерпретаций в контексте процесса семиозиса. Профессиональная компетентность специалиста понимается как готовность к эффективной профессиональной деятельности в условиях неопределенности (неполной информации), а профессиональная готовность рассматривается как начальный уровень профессиональной компетентности на этапе ее формирования и становления.

Результаты исследования и их обсуждения

Апробация концепции проводилась нами в рамках дисциплины «Социальные коммуникации» (2012-2013 уч. гг.), а также в неполном объеме в рамках других курсов профессиональной подготовки специалистов туриндустрии, указанных на рис. 1 (2012-2013 уч. гг.) на гуманитарном факультете в ФГОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова».

Рецензенты:

Литвиненко М.В., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой дистанционных образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет геодезии и картографии» (МИИГАиК), г. Москва.

Горшкова В.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной психологии НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов», г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Медянова П.В. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ТУРИНДУСТРИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10762 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674