В «Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (5 августа 2005 года № 2447п -П7) определены основные задачи и направления развития науки и инноваций в Российской Федерации.
Целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентноспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Государственная политика в области развития инновационной системы реализуется по следующим направлениям:
- - создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности;
- - формирование инфраструктуры инновационной деятельности;
- - создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
В части инновационной деятельности высших учебных заведений, анализ показал, что как правило, в рамках университетов создаются «Инновационно - технологические центры» в структуру которых входят технопарк, бизнес -инкубатор, центр интеллектуальной собственности и т.д.
В целом, инфраструктура инновационной системы высших учебных заведений включает совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции.
Субъекты инновационной деятельности - Высшие учебные заведения,НИ и ПКО, предприятия, учреждения, предприниматели и частные лица, осуществляющие научно - инновационную деятельность.
В настоящее время в части инновационной поддержки вузов применяется программно - целевой метод финансирования.
В Концепции очередного этапа реформирования системы образования» предлагается направлять из Федерального бюджета до 10% средств из предусмотренных на очередной год расходов на образование. В 2007 г. на инновационную поддержку Московских вузов было направлено 5.13% от суммы всех расходов федерального бюджета на образование вузов г. Москвы.
В концепции, также предлагается субъектам и органам местного самоуправления создавать региональные фонды поддержки образовательных инноваций в размере 1.5% расходов этих бюджетов на образование.
Образовательные инновации можно разделить на два направления:
- 1. Новое знание, как продукт научных исследований.
- 2. Образовательные технологические услуги по новому способу обучения.
Основные направления инновационной деятельности Вузов представлены в таблице 1.
Таблица 1. Основные направления инновационной деятельности высших учебных заведений
№ |
Направление инноваций |
Источники финансирования |
1 |
Технопарки |
смешанные |
1 |
Бизнес - инкубаторы: |
|
|
а) Требующие инвестиций на строительство (Например, офисов для размещения малых предприятий) |
внешние |
|
б) Не являющиеся инвесторами: - экспертиза и сопровождение проектов; - обучение бизнесу, созданию своего дела; -помощь в налаживании деловых связей через деловой клуб; -помощь в получении финансирования бизнес проекта. |
внутреннее |
2 |
Конкурсы инновационных проектов студентов и аспирантов по направлениям, отвечающим запросам региона. |
смешанный |
3 |
Анализ соответствия предлагаемых научно - исследовательских и научно - производственных проектов потребностям экономических кластеров региона и формирования по результатам анализа портфеля заказов. |
внешний |
4 |
Презентация конкурентноспособной наукоемкой продукции зарубежным партнерам. |
внешний |
5 |
Подача заявок на участие в совместных грантах и программах, финансируемых третьей стороной. |
внешний |
6 |
Создание онлайновских научно -исследовательских и инновационных порталов. |
внутренний |
7 |
Развитие исследований и разработок, проводимых совместно с малыми предприятиями. |
смешанный |
8 |
Создание коучинг - и (или) тренинг центров осуществляющих информационно - консультационные функции. |
смешанный |
9 |
Обеспечение профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области инновационной деятельности для преподавателей и сотрудников вузов. |
смешанный |
10 |
Создание региональных центров трансфера технологий. |
|
11 |
Подготовка и проведение конкурсов и выставок инновационных проектов. |
внешний |
12 |
Организация совместных мероприятий (Конференций, семинаров, круглых столов, деловых игр) для работников государственных и муниципальных структур, производственников, представителей инновационных фирм и т.д. для обмена опытом, мнениями и т.д. |
смешанный |
13 |
Обеспечение преемственности в процессе подготовки специалистов высшей квалификации» бакалавр -магистр - аспирант - докторант» |
смешанный |
|
И так далее |
|
В итоге можно сделать следующие выводы:
- 1. Для финансирования конкретных и затратных инновационных проектов целесообразно использовать применяемый в настоящее время программно - целевой метод финансирования.
- 2. В части образовательных технологических услуг по новому способу обучения (Например по пунктам 7-9, 11-13) разрабатывать нормативы поддержки инноваций в расчете на одного сотрудника профессорско-преподавательского состава.
- 3. Стратегической задачей вузов должна являться разработка программы инновационной деятельности в рамках возможных направлений на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Библиографическая ссылка
Ильичева Е.В., Виноходова А.Ф. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАТИВОВ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1066 (дата обращения: 14.10.2024).