Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССОВ КУЛЬТУРАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Яковицкая Л.С. 1
1 Донецкий национальный технический университет Министерства образования и науки Украины
В статье рассматривается механизм культурализации и его значимость для процесса самореализации личности в научно-технической деятельности. Раскрывается психологическое содержание и характер механизма культурализации в научно-технической деятельности. Изучается его влияние на процесс самореализации специалиста в научно-технической деятельности, выборы им тех или иных способов взаимодействия в профессиональной среде, которые в наибольшей степени, по его мнению, обеспечивают развитие и реализацию собственного потенциала. Проанализированы результаты эмпирического исследования, которое было направлено на изучение степени удовлетворенности необходимыми культурными характеристиками профессиональной среды у специалистов технического вуза. Сформулированы основные требования к процессу культурализации в научно-технической деятельности.
механизм культурализации
культурализация
культура
самореализация
1. Гавронова Ю.Д. Психологические характеристики культуры и профессиональная мотивация российских и немецких студентов. Психологические исследования, 2013, 6(27), 5. URL: http://psystudy.ru
2. Гришина Н.В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация [Электронный ресурс] // Психологические исследования, 2011, N 3(17). URL: http://psystudy.ru
3. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования) / Отв. ред. Л.В.Сохань. - К.: Наукова думка, 1987. - 280 с.
4. Марцинковская Т.Д. Феноменология и механизмы развития: историко-генетический подход. Психологические исследования, 2012, 5(24), 12. URL: http://psystudy.ru
5. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

Введение

В условиях производственного процесса человек создает и определяет реальность, какой он ее видит, но, одновременно, и она его формирует согласно своим законам. Таким образом, через культурализацию личность получает возможность решать противоречия или расхождения между собственной деятельностью и социокультурными нормами, ожиданиями, которые пронизывают всю нашу профессиональную деятельность [1-4]. Именно процесс культурализации помогает перевести эти разногласия в плоскость диалога и развития, показывает степень овладения личностью своей собственной природой, богатством приобретенных ею социально-гуманистических свойств. Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи процессов культурализации и самореализации в профессиональной деятельности преподавателя технического университета, регрессионной зависимости показателей степени удовлетворенности составляющими профессиональной культуры и уровня самореализации преподавателя технического университета.

Культурализация профессиональной деятельности - это система элементов, взаимосвязанных между собой, отражающих специфику профессиональной деятельности и проявляющихся в поведении сотрудников, их взаимодействиях, восприятии себя и окружающей среды. Культурализация обусловливает восприятие социально-нормативного, коммуникативного и аксиологического содержания профессиональной работы и ее оценку.

Методика исследования и обсуждение результатов

Гипотеза исследования состояла в том, что у преподавателей технических вузов высокий уровень самореализации значимо коррелирует со степенью удовлетворенности составляющими профессиональной культуры.

В ходе описываемого эмпирического исследования выборка составила 262 человека (преподаватели и инженеры кафедр). В исследовании принимали участие специалисты со стажем работы от 5-ти до 40 и выше лет: профессора, доценты, инженеры, ассистенты, заведующие лабораториями. Были проведены беседы и стандартизированные опросы для выяснения личных мнений относительно собственных предпосылок самореализации в профессиональной деятельности. По уровню самореализации (в расчет брались как косвенные характеристики (А.Маслов, 1999), так и стандартизированная методика «САМОАЛ») исследуемые были разделены на три группы с низкой, средней и высокой потребностью в самореализации, каждая из этих групп соответственно была поделена еще на две подгруппы по признаку стажа: до 15 лет, от 20 лет и более.

Взаимоотношения субъектов научно-технической деятельности можно и целесообразно рассматривать как взаимоотношение культур: элементы культуры личности влияют на ее ожидания и представления о культуре места работы и коллег. Прогноз успеха будущего взаимодействия, как на внутреннем организационном уровне, так и за пределами производства, должен включать и прогноз удовлетворенности социокультурных потребностей будь то отдельные специалисты, группы или организации. А.Маслоу писал, что зона и степень удовлетворенности актуальных потребностей определяет особенности самореализации. Таким образом, степень удовлетворенности высших потребностей прямо коррелирует с уровнем самореализации личности [5].

После определения уровня самореализации участников исследования использовался метод квалиметрического анализа для выделения группы культурных характеристик значимых для преподавателей технического университета. Использование актуальных экспертных оценок обеспечивало надежность исследования. В качестве экспертов выступили преподаватели Донецкого национального технического университета. Экспертам предлагалось определить культурные характеристики профессиональной среды технического университета. Анализ экспертных оценок позволил выделить группу культурных характеристик профессиональной среды значимых для специалистов технического университета: престиж специальности, актуальная должностная позиция, последующая возможностью должностного роста, содержательные аспекты профессиональной деятельности, возможность проявлять инициативу и творческие способности в работе, стиль деловых отношений с коллегами, стилем деловых отношений с руководством. На основании полученных данных нами был составлен стандартизированный опросник, который включал в себя 7 положений. Каждое положение могло быть оценено от 1 до 9 баллов. Участнику исследования предлагали дать свою оценку каждому из этих положений и отметить соответствующим количеством баллов.

Респондентам предъявлялась следующая инструкция: «Подумайте и оцените, в какой мере Вы удовлетворены своей специальностью; должностью, которую Вы сейчас занимаете; возможностью должностного роста; содержательным аспектом труда; возможностью проявить инициативу и творческие способности в работе; стилем деловых отношений с коллегами по работе; стилем деловых отношений с руководством. Ваши ответы оцените от 0 до 9 баллов». Проанализировав полученные оценки, нами были получены следующие результаты.

В группе с низким уровнем самореализации и стажем до 15 лет коллеги в основном были довольны своей специальностью (7,9 баллов), возможностью проявить инициативу и творческие способности в работе (6,7 баллов). Низко оценили удовлетворенность должностью, которую занимают сегодня, в среднем это составило 4,7 баллов. Относительно высокую степень удовлетворенности профессиональной деятельностью в целом (6,1 баллов) можно объяснить не только возрастными особенностями и направленностью в будущее, но и определенной личностной успокоенностью; равнодушием к актуальной деятельности.

Анализ числовых данных проводился с применением статистического пакета Statistica 6.0. Для определения наличия связи между переменными использовали корреляционный анализ - r-критерий Пирсона. Многомерный регрессионный анализ использовался для изучения влияния независимых переменных (удовлетворенность специальностью, актуальная должностная позиция, последующая возможностью должностного роста, содержательные аспекты профессиональной деятельности, возможность проявлять инициативу и творческие способности в работе, стиль деловых отношений с коллегами, стиль деловых отношений с руководством) на зависимую переменную (уровень самореализации).

В контексте выявления связей между полученными числовыми значениями в ходе эмпирического исследования важно отметить, что для группы с низким уровнем самореализации и стажем до 15 лет были выделены значимые связи зависимой переменной (уровень самореализации) с независимыми (должность, возможность проявлять инициативу и творческие способности в работе). Эти данные отражены в табл.1.

Таблица 1

Результаты регрессионного анализа по исследуемым факторам для группы с низким уровнем самореализации и стажем до 15 лет

 

Коэффициенты

Стандартная ошибка

t-статистика

P-Значение

Уровень самореализации

-0,97321

0,666025

-1,46123

0,163314

Должность

0,186062

0,060452

3,077866

0,007206

Инициативность и творчество

0,245046

0,084375

2,904246

0,010349

Представленная в табл.1 зависимость указывает на важность социального статуса и признания для респондентов данной группы, и, одновременно, на желательность собственных усилий для поступательного развития в профессиональной среде.

В группе с низким уровнем самореализации и стажем от 20 лет и более также в наибольшей степени коллеги были довольны своей специальностью (7,7 баллов). Немного меньше коллеги довольны должностью, которую на сегодня занимают (6,8 баллов). Средний балл в этой группе по всем шкалам составляет 5,7. То есть общая степень удовлетворенности характером производственных условий у специалистов с низким уровнем самореализации с возрастом снижается.

Анализ полученных числовых значений показал, что в данной группе не выявлены корреляционные зависимости между уровнем самореализации и культурными характеристиками профессиональной среды. Значимая корреляционная зависимость была выделена между характеристиками: возможность должностного роста и стиль деловых отношений с руководством. Такая зависимость указывает на экстернальный локус контроля у респондентов этой группы, когда ответственность за карьерный рост приписывается внешним факторам, стилю деловых отношений с руководством. Также значимая корреляционная зависимость была выделена между содержанием профессиональной деятельности и возможностью проявлять инициативу, творческие способности в работе; стилем деловых отношений с коллегами; стилем деловых отношений с руководством; что подтверждает желание респондентов данной группы результаты собственной деятельности приписывать внешним социально-психологическим факторам. Отношение стороннего наблюдателя к собственной профессиональной деятельности и определяет их низкий уровень самореализации.

В группе со средним уровнем самореализации и стажем до 15 лет в основном коллеги были довольны своей специальностью (7 баллов); стилем деловых отношений с коллегами по работе (6,6 баллов) и непосредственным руководством (6,4 баллов). Общий средний балл в этой группе составляет 5,8. Общий средний балл группы со средним уровнем самореализации по сравнению с группой этой же возрастной категории, но с низким уровнем самореализации снизился. Этот показатель мы объясняем более высокими личностными амбициями участников группы; почти на балл снижается удовлетворенность своей специальностью, низким являются оценки удовлетворенности должностью, занимаемой сегодня, и возможностью должностного роста.

Для этой группы были выделены значимые связи между уровнем самореализации и возможностью проявлять инициативу и творческие способности в работе. Эти данные отражены в табл.2.

Таблица 2

Результаты регрессионного анализа по исследуемым факторам для группы со средним уровнем самореализации и стажем до 15 лет

 

Коэффициенты

Стандартная ошибка

t-статистика

P-Значение

Уровень самореализации

3,831517608

0,370658

10,33707

1,06E-10

Инициативность и творчество

0,090195085

0,067234

1,341514

0,191354

В группе со средним уровнем самореализации и стажем от 20 лет и более коллеги в основном довольны своей специальностью (7,9 баллов); высоко оценивают возможность проявить инициативу и творческие способности в работе (7,2 баллов). Ниже оценили удовлетворенность возможностью должностного роста (4,4 баллов). Средний балл в этой группе по всем шкалам составляет 6,5. По сравнению с группой этой же возрастной категории, но с низким уровнем самореализации, общий средний балл группы со средним уровнем самореализации значительно повысился.

Для группы со средним уровнем самореализации и стажем от 20 лет были выделены значимые связи зависимой переменной (уровня самореализации) с удовлетворенностью специальностью, возможность проявлять инициативу и творческие способности в работе. Эти данные отражены в табл.3.

Таблица 3

Результаты регрессионного анализа по исследуемым факторам для группы со средним уровнем самореализации и стажем от 20 лет

 

Коэффициенты

Стандартная ошибка

t-статистика

P-Значение

Уровень самореализации

2,954675

0,856151

3,451115

0,001852

Удовлетворенность специальностью

0,228837

0,128188

1,785163

0,085475

Инициативность и творчество

0,429105

0,140003

3,06497

0,004897

Сравнивая статистические данные групп с низким и средним уровнями самореализации и стажем от 20 лет, мы видим, что уровень самореализации тесно связан со степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью.

В группе с высоким уровнем самореализации и стажем до 15 лет в основном коллеги были довольны своей специальностью, деловыми отношениями с коллегами и непосредственным руководством (7,7 баллов); высоко оценили возможность проявить инициативу и творческие способности в работе 7,5 баллов. Средний балл в этой группе по всем шкалам является наибольшим среди исследуемых групп и составляет 7,1 баллов. Статистический анализ числовых данных приведен в табл.4.

Таблица 4

Результаты регрессионного анализа по исследуемым факторам для группы с высоким уровнем самореализации и стажем до 15 лет

 

Коэффициенты

Стандартная ошибка

t-статистика

P-Значение

Уровень самореализации

5,666948

0,491119

11,53885

3,73E-12

Отношения с руководством

0,114117

0,064918

1,75787

0,089699

Анализ зависимостей для групп со стажем до 15 лет показывает, что в возрасте до 40 лет преподаватели технических вузов в большей степени ориентированы на актуальные в данный момент иерархические ценности (иерархическую субординацию), что можно объяснить недостаточным жизненным опытом, который не позволяет противостоять воздействию изначально сложившимся формальным культурным условиям, и более поздним формированием, с точки зрения возрастной психологии, аксиологического содержания профессиональной деятельности.

В группе с высоким уровнем самореализации и стажем от 20 лет и более традиционно высоко коллеги оценили удовлетворенность своей специальностью (8 баллов); стиль деловых отношений с коллегами (7,4 баллов). Средний балл в этой группе по всем шкалам составляет 6,9 баллов.

Регрессионный анализ числовых данных для этой группы представлен в табл.5.

Таблица 5

Результаты регрессионного анализа по исследуемым факторам для группы с высоким уровнем самореализации и стажем от 20 лет

  Коэффициенты Стандартная ошибка t-статистика P-Значение
Уровень самореализации 7,655953 0,594292 12,88249 2,84E-12
Удовлетворенность специальностью 0,14454 0,050865 2,84172 0,00901
Содержание деятельности 0,1266 0,042603   0,00664
Инициативность и творчество 0,120608 0,042618 2,829968 0,00926
Отношения с коллегами 0,122953 0,051239 2,399597 0,024532
Отношения с руководством -0,0932 0,047525 -1,961 0,061582

Наибольшее количество связей между исследуемыми факторами в группе с высоким уровнем самореализации и стажем от 20 лет подтверждает нашу гипотезу о том, что процесс культурализации в профессиональной деятельности является одним из механизмов самореализации преподавателя технического университета.

Косвенным подтверждением хороших отношений в рамках производственных групп и осмысленного восприятия социально-нормативного содержания профессиональной работы является относительно высокая оценка возможности проявить инициативу и творческие способности в работе, которую обозначили коллеги из всех исследуемых групп.

Активным субъектом собственной самореализации специалист может стать только при условии качественного, сущностного понимания смысла деятельности и наличия способности к творческому преобразованию актуальной действительности.

Выводы

Общая степень удовлетворенности характером производственных условий у специалистов с низким уровнем самореализации с возрастом снижается. В группе с низким уровнем самореализации и стажем от 20 лет и более не выявлены корреляционные зависимости между уровнем самореализации и культурными характеристиками профессиональной среды.

В группах со стажем до 15 лет самореализация носит приспособительную активность, и в большей степени зависит от социально-иерархических составляющих профессиональной деятельности (должность, отношения с руководством). В группах со стажем от 20 лет уровень самореализации тесно связан со степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью.

Уровень самореализации преподавателя технического университета значительно коррелирует с характеристиками профессиональной культуры. Наибольшее количество взаимосвязей между выбранными характеристиками было установлено для группы с высоким уровнем самореализации и стажем от 20 лет (удовлетворенность своей специальностью, содержательным аспектом труда, возможностью проявить инициативу и творческие способности в работе, стилем деловых отношений с коллегами по работе, стилем деловых отношений с руководством).

Рецензенты:

Приходченко Е.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры социологии и политологии, Донецкий национальный технический университет Министерства образования и науки Украины, г.Донецк.

Тимченко А.В., д.псх.н., профессор, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории экстремальной и кризисной психологии, Национальный университет гражданской защиты Украины Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, г.Харьков.


Библиографическая ссылка

Яковицкая Л.С. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССОВ КУЛЬТУРАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10453 (дата обращения: 11.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074