Вначале необходимо дать определение словам «Новомученик» и «Исповедник».
«Новомученики» - это общее название духовенства и мирян, репрессированных в годы советской власти. Первым новомучеником считается протоиерей Иоанн Кочуров, расстрелянный 31 октября 1917 г. в Царском Селе. 25 января 1918 г. в Киеве был убит Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). День его кончины (или первое воскресенье после него) отмечается как День памяти (Собор) новомучеников и исповедников Российских. Большое число духовенства и мирян погибло в результате протестов против Декрета об отделении Церкви от государства и во время гражданской войны. В 1922 г. началась кампания «по изъятию церковных ценностей», приведшая к ряду судебных процессов (Москва, Петроград, Шуя и др.), закончившихся репрессиями против духовенства и мирян. Впоследствии пики репрессий наблюдались в 1929 г., в связи с коллективизацией, при массовом закрытии церквей в середине 1930-х гг. Во время «большого террора» была уничтожена большая часть духовенства. Общее число новомучеников можно оценить, как несколько сотен тысяч человек. Русская Зарубежная, а затем Русская Православная Церковь в Отечестве канонизировали более тысячи человек, и этот процесс продолжается. Некоторым святым установлено местное почитание.
«Исповедник» - это Святой, при жизни подвергшийся преследованиям за проповедь христианства, но умерший не мученической смертью (в христианстве) .
Отношение государства и церкви в XX веке
По данным Правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, только в 1937 году были арестованы 136900 православных священно- и церковнослужителей, из них 85300 человек расстреляны. В следующем, 1938 году к ним прибавились еще 28300 арестованных и 21500 расстрелянных . Количество пострадавших за веру и церковь в первые два десятилетия советской власти сопоставимо, наверное, лишь с числом мучеников первых веков христианства, когда гонения на церковь были особенно сильными.
В начале XX столетия Россия переживает целый ряд событий, оказавших влияние не только на политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, но и на духовно-религиозную жизнь общества.
Неудачная война с Японией, январские события, нарастающая волна забастовок заставили правящие круги России идти навстречу предъявленным требованиям, побудили искать новые пути осуществления социальных реформ. Именно под натиском событий 1905 года в России закладываются основы парламентской власти. Создается представительное, законодательное выборное учреждение, так называемая Государственная Дума. Николай II выступает с Манифестом, обещая гражданскую свободу, участие в выборах в высший законодательный орган страны всех слоев населения. Манифест, изданный 17 октября 1905 года, обещал «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
На волне происходящих в России событий 17 апреля 1905 года был издан указ о веротерпимости. Несмотря на резкие возражения со стороны официальной церкви, правительство начинает проводить политику религиозной свободы и выносит целый ряд вероисповедных законопроектов для обсуждения в Думе. Только активное противодействие представителей православного духовенства в Думе помешало осуществлению большинства вероисповедных проектов.
Начиная с 1909 года, в связи с проводимыми в стране реформами энергичного и смелого министра внутренних дел П. А. Столыпина, Россия вступает в период экономического подъема.
Новомученики Сибирской земли
С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии, утвержденной в 1620 году как архиепископия, а затем преобразованной в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие Сибирские епархии.
10/23 июня 1984 года в Тобольске (тогда в составе Омско-Тюменской епархии) в Покровском храме, где почивают мощи святителя Иоанна, было совершенно первое празднование Собору Сибирских святых.
На малой вечерне в канун праздника епископ Омский и Тюменский Максим совершил в сослужении клириков акафист святителю Иоанну перед гробницей с его святыми мощами и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную к празднику иконописцами мастерской Московской Патриархии.
На иконе изображены следующие Святые и подвижники Благочестия (слева направо):
Первый нижний ряд:
- митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) (+1857; память 21 декабря/3 января);
- архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского (+1787; память 10/23 мая);
- святитель Софроний, епископ Иркутский (+1771; память 30 марта/12 апреля);
- святитель Димитрий, митрополит Ростовский (+1709; память 21 сентября/4 октября);
- святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец (+1715; память 10/23 июня);
- святитель Иннокентий, митрополит Московский (+1879; память 31 марта/13 апреля);
- святитель Павел, митрополит Тобольский (+1770; память 4/17 ноября);
- святитель Иннокентий, епископ Иркутский (+1731; память 26 ноября/ 9 декабря и 9/22 февраля);
- святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский (+1727; память 31 мая/13 июня).
Второй ряд:
- митрополит Смоленский Симеон (+1681; память 4/17 января);
- архиепископ Нектарий (+1636-1640);
- архимандрит Верхотурский Арефа (+1910; память 15/28 мая);
- праведный Симеон Верхотурский (+1642; память 12/25 сентября);
- святитель Мелетий, архиепископ Харьковский (+1840; память 12/25 февраля);
- преподобный Герман Аляскинский (+1837; память 13/26 декабря и 27 июля/ 9 августа);
- святой мученик Василий Мангазейский (+1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая);
- архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам (+1802; память 27 декабря/9 января);
- митрополит Тобольский и Сибирский Антоний (+1740; память 27 марта/9 апреля).
Третий ряд:
- блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый (+1706; память 1/14 ноября);
- преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский (+1820; память 14/27 мая);
- епископ Герасим Астраханский (+1880; память 24 июня/7 июля);
- епископ Рязанский Мелетий (+1900; память 14/27 января);
- архимандрит Макарий, миссионер Алтайской Миссии (+1847; память 18/31 мая);
- праведный Стефан Омский (+1876; память 30 июня/13 июля);
- преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря (+1797; память 17/30 декабря).
Четвертый ряд:
- блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый (+1701; память 16/29 апреля);
- блаженная Домна, старица Томская (+1872; память 16/29 декабря);
- праведный Даниил Ачинский (+1843; память 15/28 апреля);
- праведный отрок Петр Томский (+1820; память 4/17 марта);
- праведный Феодор Кузьмич Томский (+1864; память 20 января/2 февраля);
- преподобный Варлаам, пустынник Чикойский (+1846; память 5/18 октября).
Новомученики и исповедники
Сибирские новомученики и исповедники XX века запечатлены в деянии Юбилейного Архиерейского Собора «о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века»:
«1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу.
2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили»:
от Красноярской епархии:
- епископа Енисейского Амфилохия (Скворцова; 1885-1937),
- протоиерея Николая Казанского (1874-1942),
- священника Александра Поливанова († 1919),
- священника Амоса Иванова († 1919),
- священника Владимира Фокина († 1919),
- священника Димитрия Неровецкого († 1919),
- священника Иоанна Пригоровского (1878-1918),
- священника Михаила Вологодского († 1920),
- священника Михаила Каргополова († 1919),
- священника Николая Силина († 1919),
- священника Порфирия Фелонина († 1919),
- священника Стефана Семенченко († 1919),
- священника Трофима Кузнецова († 1919);
от Барнаульской епархии:
- священника Петра Гаврилова (1870-1937),
- священника Иоанна Можирина (1870-1937),
- монаха Феодора (Никитина; 1873-1937),
- Иоанна Протопопова (1902-1937);
от Омской епархии:
- Николая Цикуры (†1918);
от Тобольской епархии:
- епископа Тобольского Гермогена (Долганева; 1858-1918),
- протоиерея Ефрема Долганева (†1918),
- священника Петра Карелина (†1918),
- священника Михаила Макарова (†1918),
- Константина Минятова (†1918).
3. Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания имена ранее прославленных новомучеников и исповедников Российских в лике местночтимых святых:
в Красноярской и Крымской епархиях:
- архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого, 1877-1961, память 29 мая/ 11 июня, священноисповедник);
в Омской епархии:
- архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского, 1860-1920, память 13/26 февраля, священномученик);
- священника Михаила Пятаева (1891-1930, память 15/28 февраля, священномученик);
- священника Иоанна Куминова (1865-1930, память 15/28 февраля, священномученик).
Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).
Святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в г. Керчи 27 апреля 1877 года. Религиозного воспитания в семье будущий святитель не получил.
После окончания гимназии Валентин собирался поступать в Петербургскую Академию художеств, так как увлекался живописью и окончил киевскую художественную школу. В поисках истины Валентин прошел через увлечение учением Льва Толстого, но вскоре, изучив Священное Писание, понял, что истина - только в Православии.
После окончания университета он работал в Чите, в военно-полевом госпитале Киевского Красного Креста, где делал много очень сложных операций. В то время он женился на медсестре по имени Анна, которую все называли святой. В дальнейшем он занимался медицинской практикой и научной работой.
В 20-е годы он работал хирургом в Ташкенте, при этом активно участвовал и в церковной жизни, посещая заседания церковного братства. Состоялось рукоположение выдающегося хирурга в диакона и вскоре - в иерея, и впоследствии он совмещал священническое служение с научной работой и медицинской практикой. В больницу и на лекции он неизменно ходил в рясе с крестом, в операционной висели иконы, так что каждая операция освящалась молитвой.
Через три года священнического служения иерей Валентин принял монашеский постриг (жена его умерла в 1919 году) с именем апостола, евангелиста и врача Луки. 30 мая 1923 года иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. С этого времени начинается крестный путь Владыки.
Ему пришлось пережить множество арестов, пытки, ссылки, которые, тем не менее, не ослабили его веры и горячей ревности в служении ближним. Первый арест произошел в мае 1923 года; из последней ссылки Владыка вернулся в 1943 году и был назначен на Тамбовскую кафедру.
В 1946 году ему присудили Сталинскую премию за выдающиеся научные труды "Очерки гнойной хирургии" и "Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов", которые до сих пор не теряют своего значения. Вообще святитель Лука - автор более 55 научных работ по хирургии и анатомии, а также апологетических трудов и множества проповедей.
С 1946 по 1961 гг. Владыка был правящим архиереем Крымской епархии. По воспоминаниям людей, знавших его, "когда Владыка служил, в храм нельзя было войти - столько там было народу. В конце жизни он ослеп, но при этом не оставлял свой паствы. Преставился ко Господу верный Его служитель 11 июня 1961 года, в день всех святых, в земле российской просиявших. На похороны его пришло огромное количество народу, так что власти, которые пытались не допустить "пешей процессии", ничего не могли сделать.
Мощи Владыки Луки почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Симферополь.
Значение феномена новомученичества для современной российской культуры
Ф. М. Достоевский мечтал о «новом слове», которое Россия «скажет миру». Для нас сегодня ясно, что это новое слово сказано в XX веке русскими святыми Исповедниками и Мучениками, ибо они как нельзя выше подняли планку нравственного идеала в Отечестве нашем и в народе нашем, соприкоснувшись с самой Вечностью.
Канонизация святых новомучеников и исповедников Российских несомненно стала величайшим духовным событием в истории нашей Церкви, свидетельствующем о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Христовой, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками.
Представленная статья репрезентует интерес исследователя к актуальной теме истории православия, реконструкции в умах молодого поколения ценностей и идеалов религии. На базе Сибирского федерального университета активно ведутся культурные и гуманитарные исследования [1-10].
Рецензенты:
Кудашов В.И., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г.Красноярск.
Викторук Е.Н., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, г.Красноярск.
Библиографическая ссылка
Панихина М.И., Копцева Н.П. НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ХХ ВЕКА В СИБИРИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10444 (дата обращения: 14.12.2024).