Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ГЛОБАЛЬНОЙ ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Руденко Д.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
Статья посвящена методике декомпозиции глобальной цели социально-экономического развития региона. В статье представлен подход к интегральной оценке качества жизни населения региона на основе индекса развития возможностей человека. Для разработки мероприятий по стимулированию социально-экономического развития региона предложено использовать программно-целевой подход. Построение дерева целей осуществляется с помощью метода декомпозиции, позволяющего построить соподчиненную совокупность необходимых условий достижения глобальной цели. В результате декомпозиции глобальной цели социально-экономического развития получено дерево целей, состоящее из четырех уровней. Таким образом, индекс развития возможностей человека, состоящий из базовых компонентов долголетия, образования, дохода и бедности, детализирован до уровня конкретных мероприятий. Благодаря этому, посредством применения метода анализа иерархий и решения оптимизационных задач, может быть определен оптимальный вариант реализации стратегии социально-экономического развития региона, обеспечивающий наибольшее приращение интегрального показателя качества жизни. Практическая значимость работы определяется возможностью использования предложенных методических решений региональными органами власти при разработке мероприятий по социально-экономическому развитию Тюменской области.
декомпозиция
метод анализа иерархий
бедность
качество жизни
человеческий капитал
социально-экономическое развитие
1. Гребенкин А. С. Социально-экономическая ассиметрия развития региона: методика анализа и управление: монография. Тюмень: Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права, 2007. 84 с.
2. Диденко Н. И., Скрипнюк Д. Ф., Киккас К. Н. Внешнеэкономическая стратегия региона в условиях глобализации // Академический вестник. 2011. № 2. С. 67–74.
3. Диденко Н. И. Управление головной научно-технической организацией. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1985. 216 с.
4. Дружин А. В. Управление социальным развитием региона на основе программно-целевого подхода // Академический вестник. 2013. № 2. С. 184–190.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года. URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/economics/prognosis.htm.
6. Костко Н. А. Прогнозно-нормативное проектирование в системе социального управления развитием региона: Дис. … д-ра социол. наук: (22.00.08) / Н. А. Костко. – Тюмень: ТГНГУ, 2004. – 397 с.
7. Руденко Д. Ю. Развитие человеческого потенциала в Тюменской области // Академический вестник. 2012. № 3. С. 43–48.
8. Симонова Л. М., Погодаева Т. В. Институционально-правовые ориентиры российской модернизации // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 3. С. 37–42.
9. Симонова Л. М., Черкашов Е. М. Методологические аспекты разработки модели региональной инновационной системы // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 11. С. 79–86.
10. Чуб А. А. К вопросу о формировании стратегических приоритетов региональной политики Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 10. С. 22–25.

Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года глобальная цель развития региона состоит в «росте уровня жизни населения вследствие инновационного социально-ориентированного развития на основе оптимального использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ, совершенствования пространственной организации производительных сил области» [5].

Стратегическими приоритетами Тюменской области, вытекающими из глобальной цели, являются:

1. Обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития области.

2. Повышение уровня и качества жизни населения:

  • повышение уровня здоровья населения;
  • обеспечение потребностей населения в услугах образования и культуры;
  • повышение безопасности жизни населения.

3. Повышение эффективности государственного управления.

Следует отметить, что система целей и задач охватывает не все сегменты экономики и социальной сферы Тюменской области. Слабой стороной рассматриваемой концепции является также отсутствие четких количественных критериев и сроков достижения поставленных целей и задач. Между тем, в случае если глобальная цель не будет измеримой и конкретной, то построить системные меры по продвижению к этой цели будет невозможно. Формулировать цели развития региона следует подробно и количественно определенно, они должны содержать конкретные показатели и опираться на социально-экономические стандарты функционирования всей инфраструктуры жизнедеятельности региона.

В этой связи все более актуальными становятся методические решения по декомпозиции глобальной цели социально-экономического развития региона. Данное обстоятельство становится особенно актуальным и потому, что в Тюменской области выбран курс на создание инновационной экономики [9, 80], что должно находить отражение и в стратегии регионального развития.

Для разработки мероприятий по стимулированию социально-экономического развития региона используется программно-целевой подход. Программно-целевое планирование развития региона рассматривается автором как комплекс организационно-экономических мероприятий на основе структуризации при помощи теории сетей [3, 79], направленных на повышение качества жизни в регионе.

Индикатором, предназначенным для измерения успеха в достижении глобальной цели развития региона, следует выбрать интегральный индекс качества жизни населения. Преимущество использования комплексных показателей социально-экономического развития в анализе заключается в легкости их интерпретации и возможности сокращения большого массива статистических данных. К настоящему времени в зарубежной и отечественной практике разработано множество индексов качества жизни. В настоящей работе в качестве индикатора глобальной цели социально-экономического развития региона мы будем использовать индекс развития возможностей человека, методика расчета которого представлена в [7, 45]. Таким образом, глобальная цель социально-экономического развития региона может быть представлена следующим образом: «Достичь к определенному периоду времени определенного значения индекса развития возможностей человека (ИРВЧ)».

Автор предлагает различать глобальную или стратегическую цель развития региона и конкретные цели или задачи, вытекающие из нее. Конкретные цели развития должны быть ранжированы по степени общности и по приоритетам. Согласно концепции долгосрочного развития Тюменской области региональные власти испытывают трудности при установлении иерархии конкретных целей и приоритетов развития. Тем не менее, в виду ограниченности ресурсов определение приоритетов является одной из важнейших управленческих задач. Состав и иерархия целей стратегии социально-экономического развития региона должны формироваться на основе разработки дерева целей при следующей последовательности действий:

1) формулировка глобальной цели социально-экономического развития;

2) генерация подцелей;

3) проверка независимости подцелей;

4) оценка существенности подцелей;

5) проверка целей на реальность осуществления;

6) проверка элементарности подцелей;

7) построение дерева целей.

По мнению автора, дерево целей стратегии социально-экономического развития региона имеет как минимум четыре уровня иерархии. Каждому уровню соответствует своя структура целей, которые являются подцелями относительно конечной (глобальной) цели стратегии, соответствующей самому верхнему, первому, уровню. Система целей социально-экономического развития региона должна обладать следующими свойствами:

  • сбалансированностью (цели одного уровня должны быть совместно реализуемыми, при этом цель строго равна сумме подцелей);
  • не содержать противоречащих и исключающих друг друга целей;
  • декомпозиция цели должна полностью раскрывать ее содержание (цели более низкого уровня иерархии не должны содержать логических пропусков по отношению к целям предыдущего уровня – при суммировании целей более низкого уровня иерархии получаются цели предыдущего уровня);
  • соответствовать потребностям общества;
  • реализация целей должна быть обеспечена необходимыми финансовыми, материальными, трудовыми и институциональными ресурсами;
  • в системе целей могут присутствовать взаимосвязанные и взаимозависимые цели;
  • степень достижения целевых показателей должна реалистично характеризовать степень достижения цели.

Построение дерева целей осуществляется с помощью метода декомпозиции, позволяющего построить соподчиненную совокупность необходимых условий достижения глобальной цели. В результате декомпозиции глобальной цели социально-экономического развития получено дерево целей, состоящее из нескольких уровней (рис. 1). На первом (высшем) уровне располагается глобальный объект декомпозиции.

Целями второго уровня являются более детальные показатели, декомпозирующие цель первого уровня и так далее. Любая цель государственного регулирования может быть поставлена и достигнута только во взаимодействии с другими целями. Декомпозиция глобальной цели осуществляется по признаку «Элементы качества жизни населения». К основным направлениям повышения качества жизни относятся доход, долголетие, образование и бедность. В общем виде цели второго уровня выглядят следующим образом: «обеспечение динамичного экономического роста», «сохранение и укрепление здоровья населения», «обеспечение доступности и качества образования», «сокращение бедности населения». Каждому элементу качества жизни в регионе соответствует свой показатель, при формировании подцелей развития устанавливаются целевые значения для данных индикаторов и сроки достижения этих значений.

Рис. 1. Структуризация (дерево целей) проблемы социально-экономического развития региона

Таким образом, цели второго уровня можно сформулировать следующим образом: достичь показателя ВРП на душу населения в определенных пределах к определенному периоду времени, увеличить ожидаемую продолжительность жизни при рождении на определенное число лет, доведя ее до определенного уровня к определенному периоду времени, обеспечить 100 % грамотность взрослого населения к определенному периоду времени, увеличить долю учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 7 до 24 лет на определенное количество процентов, доведя ее до определенного значения к определенному периоду времени, сократить долю бедного населения до определенного уровня к определенному периоду времени. Например, можно использовать следующую цель: достичь показателя ВРП на душу населения в пределах 18000–19000 тыс. долл. США к 2020 году или сократить долю бедного населения с 20 % до 10 к 2020 году.

Структура целей третьего уровня в значительной степени предопределяется структурой целей предыдущего (второго) уровня. Декомпозиция целей второго уровня проводится по признаку «развитие региональных систем». Каждый компонент человеческого развития зависит от состояния соответствующих систем. Так, ВРП на душу населения во многом определяется повышением эффективности функционирования региональных систем государственного управления и местного самоуправления S1, инновационной S2 и инвестиционной S3 систем, систем предпринимательства S4, международных и внешнеэкономических связей S5, а также транспортной и телекоммуникационной инфраструктур S6. Обеспечение доступности и качества образования определяется системами дошкольного S7, общего S8 и профессионального S9 образования. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении зависит от развития систем: охраны материнства и детства S10, здорового образа жизни S11, добровольного медицинского страхования S12, охраны труда на предприятиях S13, жилищно-коммунального хозяйства S14, охраны окружающей среды S15, безопасности дорожного движения и охраны правопорядка S16, санитарно-эпидемиологического благополучия S17, первичной медико-санитарной помощи S18, государственного контроля за оборотом жизненно важных лекарственных средств S19, специализированной амбулаторной и стационарной помощи S20, профилактики и лечения социально-значимых болезней S21. Бедность населения существенным образом зависит от состояния системы социальной защиты граждан S22, а также от системы регулирования рынка труда и повышения доходов трудоспособного населения S23.

Достижение целей третьего уровня (подцелей развития систем) оценивается с помощью соответствующей каждой системе развития группы индикаторов. При формировании целей третьего уровня следует установить целевые значения для каждого индикатора и сроки их достижения. Таким образом, цели третьего уровня можно сформулировать следующим образом (табл. 1).

Таблица 1. Цели третьего уровня иерархической структуры глобальной цели социально-экономического развития региона

Условное обозначение

Цель

1

2

T1

обеспечить к Х году рост бюджетной обеспеченности муниципальных образований в расчете на 1 жителя в Х % к уровню Х года

T2

увеличить степень внедрения стандартов государственных услуг не менее чем до Х % к Х году

T3

увеличить долю отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции до Х % к Х году

T4

обеспечить устойчивый рост затрат на технологические инновации до Х% ВРП к Х году, при этом увеличив долю внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки до Х % к Х году

T5

обеспечить устойчивый рост числа малых предприятий в инновационной сфере (до Х единиц к Х году), при ежегодном приросте рабочих мест в малых и средних предприятиях технологического профиля не менее Х% в год

T6

обеспечить повышение инновационной активности в экономике за счет увеличения удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций до Х % к Х году

T7

увеличить объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на душу населения до Х тыс. рублей к Х году

T8

увеличить количество организаций, ценные бумаги которых участвуют в биржевом обороте крупных российских бирж, до Х единиц к Х году

T9

увеличить удельный вес объемов отгруженной продукции, выполненных работ, услуг собственными силами малых предприятий в ВРП до Х % к Х году

T10

увеличить удельный вес занятых в сфере малого предпринимательства к экономически активному населению до Х % к Х году

T11

увеличить число предприятий и организаций на 10 тыс. чел. населения до Х единиц к Х году

T12

увеличить удельный вес экспорта промышленных товаров в экспорте товаров до Х % к Х году

T13

увеличить удельный вес экспорта высокотехнологичных товаров в экспорте промышленных товаров до Х % к Х году

T14

увеличить удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования до Х % к Х году

T15

увеличить процент обновления подвижного состава до Х % от общего состава к Х году

T16

увеличить охват сотовой связью населения до Х % к Х году

T17

увеличить количество фиксированных пользователей сети Интернет до Х тыс. человек к Х году

T18

обеспечить к Х году доступное качественное дошкольное образование в соответствии с потребностями населения, создав условия для охвата дошкольным образованием не менее Х % детей (отдельно для детей в сельской местности и детей из малообеспеченных семей)

T19

увеличить к Х году чистый процент зачисления детей в начальную школу до Х %

T20

увеличить к Х году удельный вес первоклассников, закончивших 9 классов, до Х %

T21

обеспечить рост удельного веса учащихся 10-11 классов, охваченных профильным обучением до Х % к Х году

T22

обеспечить вовлечение в образование и социализацию социально незащищенных групп населения за счет увеличения к Х году охвата образованием детей с ограничениями по здоровью до Х% и удельного веса детей с ограничениями по здоровью, обучающихся в общеобразовательных школах в общей численности обучающихся детей с ограничениями по здоровью до Х%

T23

обеспечить ориентацию системы профессионального образования на требования современной экономики и рынка труда за счет сокращения к Х году доли безработных в общей численности выпускников НПО, СПО, ВПО до Х %, а также средней продолжительности поиска работы для населения в возрасте 16–24 года до Х месяцев

T24

повысить доступность региональной системы профессионального образования за счет увеличения удельного веса детей из социально-незащищенных групп, получивших полное среднее или начальное профессиональное образование и трудоустроенных или перешедших на следующую ступень образования до Х % к Х году

T25

сократить младенческую смертность до Х на 1000 родившихся живыми к Х году

T26

сократить перинатальную смертность до Х на 1000 родившихся живыми к Х году

T27

обеспечить преодоление излишней медикализации репродуктивного процесса за счет увеличения грудного вскармливания в 3 и 6 месяцев до Х и Y % соответственно к Х году

T28

обеспечить повышение безопасности репродуктивного процесса за счет сокращения материнской смертности до Х на 100 тыс. родов к Х году

T29

снизить число абортов до Х на 100 родов к Х году

T30

увеличить численность занимающихся в физкультурно-оздоровительных клубах, секциях и группах до Х тыс. человек к Х году

T31

сократить удельный вес курящих до Х% к Х году, а также удельный вес курящих среди женщин старше 15 лет до Х% к Х году

T32

сократить к Х году количество выкуриваемых сигарет на человека до Х штук в год

T33

сократить заболеваемость населения алкоголизмом и алкогольными психозами до Х на 100 тыс. к Х году

T34

сократить заболеваемость населения наркоманией до Х на 100 тыс. к Х году

T35

увеличить число заключенных договоров добровольного медицинского страхования до Х тыс. единиц к Х году

T36

сократить уровень травматизма на производстве со смертельным исходом до Х на 1000 человек к Х году

T37

сократить к Х году до Х число случаев впервые установленного диагноза профессионального заболевания (отравления) у работающих

T38

увеличить общую площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя до Х кв.м на конец года к Х году

T39

сократить удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда до Х % к Х году

T40

увеличить к Х году удельный вес общей площади жилищного фонда, оборудованной горячим водоснабжением, водопроводом и канализацией до Х, Y и Z % соответственно

T41

сократить удельный вес населения, использующего питьевую воду, не отвечающую нормативам по минерализации и жесткости, стандартам по бактериологическим показателям до Х % к Х году

T42

обеспечить снижение объема сброса недостаточно очищенных сточных вод на Х % ежегодно до Х года

T43

увеличить до Х тыс. га уровень отработки нарушенных земель к Х году

T44

увеличить использование и отработку опасных отходов до Х т к Х году

T45

сократить число погибших в дорожно-транспортных происшествиях до Х человек на 100 тыс. человек населения к Х году

T46

сократить число зарегистрированных убийств и покушений на убийство до Х человек на 100 тыс. человек населения к Х году

T47

сократить удельный вес численности работников, работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам условий труда, до Х % к Х году

T48

сократить заболеваемость населения инфекционными и паразитарными болезнями до Х человек на 100 тыс. человек к Х году

T49

увеличить удельный вес обследованного в ходе проведения целевых и периодических медицинских осмотров населения до Х % к Х году

T50

повысить процент детей вакцинированных против кори (коклюша, дифтерии, полиомиелита, паротита, краснухи и др.) до Х% к Х году

T51

увеличить удельный вес населения, имеющего постоянный доступ к недорогим основным лекарствам, до Х% к Х году

T52

увеличить охват населения обслуживанием по принципу общеврачебной (семейной) практики до Х % к Х году

T53

сократить уровень инвалидизации до Х человек на 10 тыс. человек к Х году

T54

снизить смертность от цереброваскулярных болезней до Х человек на 100 тыс. человек к Х году

T55

снизить смертность от ишемической болезни сердца до Х человек на 100 тыс. человек к Х году

T56

сократить заболеваемость населения ВИЧ до Х человек на 100 тыс. человек к Х году

T57

сократить смертность населения от туберкулеза до Х человек на 100 тыс. человек к Х году

T58

обеспечить рост реальной пенсии (в том числе и пенсии по инвалидности) в среднем на Х % ежегодно до Х года T58

T59

обеспечить рост реального размера ежемесячных пособий для детей в возрасте до 16 лет, а также ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет на Х % ежегодно до Х года

T60

повысить уровень социальной защищенности безработных за счет увеличения удельного веса граждан, получивших статус безработного, вовлеченных в выполнение оплачиваемых общественных работ, до Х% к Х году

T61

увеличить число домохозяйств получивших микрокредиты из всех источников финансирования до Х тыс. единиц к Х году

T62

обеспечить сокращение дифференциации населения по доходам за счет опережающего роста доходов малообеспеченного населения и сокращения соотношения доходов 10% наиболее и наименее обеспеченных категорий населения (коэффициента фондов) до Х раз к Х году

T63

обеспечить рост реальной средней заработной платы в среднем на Х % ежегодно до Х года, а также рост минимальной заработной платы в темпах не ниже уровня инфляции

T64

увеличить соотношение между средней заработной платой и прожиточным минимумом до Х раз к Х году

T65

сократить уровень безработицы (удельный вес безработных в общей численности экономически активного населения) до Х % к Х году

В рамках выделенных целей развития третьего уровня необходимо сформировать конкретные наборы укрупненных типовых программно-целевых мероприятий M1-n, на основе которых будет разработана сетевая модель целевой программы социально-экономического развития региона. Декомпозиция целей третьего уровня происходит по признаку «программно-целевые мероприятия». Каждая цель третьего уровня может быть достигнута путем воплощения 1-N числа мероприятий. Следует отметить, что при построении рабочей модели число мероприятий обычно увеличивается в соотношении 1:9. В результате получена иерархическая структура цели социально-экономического развития, когда цели нижнего уровня иерархии подчинены целям верхнего уровня, а цели верхнего уровня не могут быть достигнуты, пока не достигнуты цели нижнего ближайшего уровня.

В настоящее время программно-целевое планирование развития регионов сведено к одному из его проявлений – федеральным и региональным целевым программам развития. Между тем, повышение эффективности программно-целевого планирования развития регионов заключается, с нашей точки зрения, в большем использовании математического аппарата и теории сетей, в частности.

Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», ГК №14.740.11.1377.

Рецензенты:

Скрипнюк Д. Ф., д.э.н., профессор кафедры экономики и мирохозяйственных связей ГАОУ ВПО ТО «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права», г.Тюмень.

Симонова Л. М., д.э.н., профессор, зав. кафедрой мировой экономики и международного бизнеса ГОУ ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Руденко Д.Ю. ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ГЛОБАЛЬНОЙ ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10281 (дата обращения: 21.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252