Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ИЗУЧЕНИЕ СООТНЕСЕННОСТИ ЦЕННОСТНОГО АСПЕКТА ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТА И ОБЫДЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ КОММЕНТАРИЕВ К НОВОСТЯМ)

Бец М.В. 1
1 ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»
Настоящая статья отражает результаты исследования, проведенного в рамках новых научных лингвистических дисциплин, входящих в антропоцентрическую парадигму, таких, как: лингвоперсонология и лингвокультурология. В ходе теоретического обзора проблемы определяется феномен языковой личности, его соотнесенность с современной лингвистической парадигмой. Кроме того, обозначается материал исследования, выявляются его особенности. В качестве материала исследования используются комментарии к Интернет-новостям. Источником материала послужил информационно-дискуссионный новостной портал Newsland. Основная задача статьи – определение соотнесенности ценностного потенциала, заложенного в Интернет-тексте, и индивидуальной картины мира языковой личности, выяснение влияния друг на друга названных элементов виртуальной коммуникации. Реализация данной задачи осуществляется при помощи метода концептуального анализа и количественного подсчета, используемого для верификации исследования.
концепт
картина мира
языковая личность
лингвоперсонология
лингвокультурология
1. Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Г. И. Богин. – Л., 1984. – С. 3.
2. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию [Текст] / В. фон Гумбольдт. – М.: Прогресс, 2000. – С. 51.
3. Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения [Текст] / Ю. Н. Караулов // Язык и личность. – М.: Наука, 1989. – С. 57.
4. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю. Н. Караулов. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – С. 6.
5. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике [Текст] / З. Д. Попова, И. А. Стернин. – Воронеж, 2001. – 189 с.

Введение. Данная статья отражает результаты исследования, выполненного в рамках новой развивающейся антропоцентрической лингвистической парадигмы, о переходе к которой впервые заговорил еще В. фон Гумбольдт, утверждавший, что «язык - не просто внешнее средство общения людей, поддержания общественных связей, но заложен в самой природе человека и необходим для развития его духовных сил и формирования мировоззрения»[2]. Дальнейшее развитие этой идеи привело к тому, что в конце ХХ века в рамках науки о языке появились новые дисциплины, которые рассматривают язык в тесной взаимосвязи с человеком, его жизнедеятельностью, мышлением, а также теми условиями объективной действительности, в которые он помещен (географическая, климатическая, культурная среда). И цель данной работы - это выявление лингвокультурных особенностей русской виртуальной языковой личности. В качестве материала исследования выступили Интернет-комментарии к новостям с информационно-дискуссионного портала Newsland. При анализе материала были использованы следующие методы: 1) метод сплошной выборки; 2) описательный метод, реализованный в методических приемах анализа по коммуникативно-семиотической модели; 3) сопоставительный метод; 4) прием дефиниционного анализа; 5) метод количественной обработки данных.

Итак, в рамках современной лингвистической парадигмы, в центре которой находится человек, существуют новые науки, такие, как: лингвокультурология и лингвоперсонология. В связи с этим появилась необходимость обозначения человека как субъекта, реализующего свои речемыслительные и речепроизводные возможности, поэтому и возникает понятие языковой личности, изучение которой происходит с использованием разных подходов и точек зрения в зависимости от поставленной цели. Впервые же о феномене языковой личности заговорил В. В. Виноградов, который использовал данный термин только для обозначения нового научного явления при переосмыслении идей И. А. Бодуэна де Куртенэ. Разрабатывать же вопрос о том, что есть языковая личность с теоретической точки зрения, впервые начал Г. И. Богин, который создал модель языковой личности. «...модель языковой личности должна обладать высокой мерой упрощения и инвариантности» [1]. Вслед за Г. И. Богиным, развитием теории языковой личности занимался Ю. Н. Караулов, который говорит, что «нельзя познать сам по себе язык, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю - к человеку, к конкретной языковой личности» [4]. А кроме того, он ставит вопрос об изучении языковой личности в рамках национального языка «с определенными историко-, этно-, социо- и психо-лингвистическими особенностями его носителей» [4]. Данное понятие, разрабатываемое в трудах Ю. Н. Караулова, включает три уровня организации: вербально-семантический, реализуемый через соотношение слов в «вербальной сети»; когнитивный, или тезаурусный, представленный иерархией понятий, организованных в семантические поля и характеризующих «картину мира человека», и прагматический (мотивационный), отражающий деятельностно-коммуникативные потребности личности, реализуемые через «коммуникативную сеть», отображающую сферу общения, коммуникативные ситуации и коммуникативные роли [3].

Таким образом, принимая во внимание тот факт, что феномен языковой личности представляет собой особый интерес среди ученых, а также, что его границы изучения постоянно расширяются, представляется правомерным утверждать о необходимости изучения виртуальной языковой личности, выявления ценностно значимых аспектов ее обыденного языкового сознания.

Виртуальное общение в последние годы приобрело особую популярность в связи с развитием и доступностью сети Интернет. Виртуальная коммуникация стала неотъемлемой частью современной жизни, а, следовательно, данный вид общения имеет свои особенности и правила, на основании которых выстраивается коммуникационный процесс. В связи с этим можно утверждать, что и виртуальная языковая личность отличается в своей речепроизводной деятельности от реальной. Будучи частью виртуального мира, языковая личность усваивает правила и культуру общения в Сети.

Процесс Интернет-коммуникации также, как и коммуникативный акт в реальности, ситуативен и зависит от того «пространства», где он осуществляется (социальная сеть, живой журнал, форум, комментарии к новостям). Данная статья отражает результаты исследования комментариев к новостям с информационно-дискуссионного портала Newsland, естественного письменного речевого поведения языковой личности, ее портретирования в рамках ценностного подхода, создания аксиологической системы инварианта, имеющего свои варианты.

Итак, каждая новостная статья обладает неким ценностным потенциалом, заключенным в определенную тему, который в дальнейшем реализуется или нет, или трансформируется в комментариях. И такая реализация или трансформация являются отражением обыденного сознания языковой личности. Выступая в качестве реципиента, комментатор расставляет акценты на определенных ценностных аспектах, которые, безусловно, являются частью его индивидуальной картины мира. Далее, оставляя комментарий, автор превращается в коммуникатора, который уже самостоятельно расставляет акценты на тех ценностях, которые являются для него актуальными. Такое выражение ценностей осуществляется при помощи средств языка, т.е. получает свою вербализацию. В результате чего представляется возможным воссоздать ценностную картину мира виртуальной языковой личности как на универсальном, так и на частном уровне. При этом входе исследования решается вопрос о соотнесенности ценностного потенциала исходного текста статьи и наивных представлений языковой личности, формирующих обыденное языковое сознание.

Выявление аксиологических параметров микротекстов осуществляется при помощи ключевых слов, установленных в результате количественного подсчета лексических единиц, их вербализующих. Группируясь друг с другом на основании различных семантических отношений, ключевые слова создают определенное концептуальное поле, имеющее ядерные и периферийные компоненты [5]. Однако нужно не забывать, что комментарий представляет собой реакцию на определенный текст, обладающий собственным ценностным потенциалом. В связи с этим важным является выяснение того, что же все-таки является первичным при формировании наивной картины мира языковой личности: аксиологический аспект текста или ее ценностные установки, существующие в рамках метаязыкового сознания.

В качестве примера рассмотрим комментарии к статье «Анонимность в Интернете - зло или необходимость» от 11.06.2013 г. [http://newsland.com/news/detail/id/1194039/] синформационо-дискуссионного портала Newsland. Выбор данной статьи обусловлен высоким интересом со стороны пользователей к обозначенной проблеме. Это доказывает количество оставленных комментариев (1854).

В ходе прочтения статьи были выделены ряд ключевых слов, которые образуют определенное концептуальное поле. Первую группу ключевых слов составляют лексемы, образующие концептуальное поле под названием «культура общения». Вторая группа ключевых слов входит в состав концептуального поля «власть». При дальнейшем анализе материала было замечено, что лексический состав концептуального поля расширялся, а количество ценностно обусловленных концептов увеличено.

Итак, если в состав концептуального поля «культура общения» в рамках исходного текста статьи входят такие лексемы, как: анонимность, реальное имя и фамилия, открытость, дружелюбность, душевность, травить инакомыслящих и неугодных, банить, оскорбление собеседника, то в текстах комментариев выделяются дополнительные ключевые слова: тролль, общение, мнение, обсуждение, ругательство, высказывание, критика, хам, дискуссия, согласие, оппонент, разговор, клевета, спор, псевдоним, ругань, аргумент. Все эти ключевые слова формируют концепт «культура общения», показывают специфику именно виртуального общения, отражают положительные и отрицательные стороны. Такая специфика обусловлена, прежде всего, возможностью анонимного общения, в процессе которого речевое поведение языковой личности может отличаться от коммуникативной ситуации в реальных условиях. (Дева_Мария отвечает базаров на комментарий 13.06.2013 в 4:19 #Вряд ли под своей настоящей фамилией и личной фотографией Вы будете так же изливаться малограмотной похабщиной, как это делает например клон под НИКом "Зуев-Бекоплюев". Да и не только он.)

Другое концептуальное поле, формирование которого обусловлено исходным текстом статьи, - это «власть». В его состав входят такие ключевые слова, как: власть, Путин, президент, политика, спецслужбы. Авторы комментариев неосознанно в процессе неподготовленной коммуникации расширяют его состав такими элементами, как: закон, модератор, администрация. При этом данный концепт включает в себя явления виртуального и реального миров. Например: 1) Ну, надо же все-таки хоть немножко относиться к себе с иронией. Кто мы такие, чтобы представлять интерес для спецслужб? Как будто власть не знает, что мы о ней думаем. (Описание реального мира и отношения к власти и органам управления.) 2) Модераторы тоже люди со своими взглядами и предпочтениями. (Соотнесенность с виртуальным миром.)

Однако нужно отметить, что в результате анализа комментариев были выделены и другие группы ключевых слов, образующих определенные концептуальные поля. К ним относятся: концептуальное поле 1) «национальный вопрос» (ключевые слова: Русский, россиянин, еврейский, еврей, национализм, нацизм, националист, нацист, гражданин, народ, Израиль, израильский, национальность, нация, разжигать, население, межнациональный, Кавказ). Например: «Другой, например, не любит евреев, в результате чего здешняя еврейская мафия заминусует этого человека и у него не будет чем ответить этим аллигаторам» 2) «творческая деятельность» (ключевые слова: поэт, журналист, стихотворение, творчество, литература, писатель, графоман, гений). Например: Вас, как я посмотрю, только и хватает на то, чтобы на форуме сопли размазывать, хамить дамам, и плакаться напоказ о том, какие видите-ли все вокруг плохие, потому что не признают в Вас "гениального поэта" и "спасителя человечества".

Кроме того, для определения того, что же является первичным - исходный текст или те ценностные установки, которые существуют в сознании языковой личности, был проведен анализ комментариев пользователей, оставленных к другим статьям из других рубрик. В результате чего удалось установить, что, ориентируясь на основной текст статьи и высказывая свою точку зрения по основной проблематике, авторы в дальнейшем переходят к обсуждению именно тех тем, которые представляют для них больший интерес и актуальность, т.е., можно говорить о том, что языковая личность, находясь в рамках конкретного виртуального пространства, действует исходя из своих ценностных ориентиров, представляя тем самым индивидуальную картину мира. Ср:

Название статьи: Сталинское ядерное оружие охраняет нас до сих пор.

Комментарий пользователя Жос Бомон: Если учесть, откуда есть пошёл Прохоров, то России такой тоже не нужОн. (Т. е. статья посвящена историческим событиям, а комментарий пользователя отражает проблематику взаимоотношений действующей власти и оппозиции.)

Название статьи: Навальный снова доказал, что не созрел до мэра Москвы.

Комментарий пользователя Дева_Мария: Очень примитивно косишь под настоящего А. Головенко. И клона ты сляпал тоже примитивно. Не умеешь - не берись. (Тематика статьи - власть и оппозиция, в комментарии отражены проблемы Интернет-коммуникации.)

Таким образом, учитывая тот факт, что состав ключевых слов в текстах комментариев, образующих полевую структуру определенного концепта, увеличивается, а также и то, что аксиологический аспект микротекстов шире, чем тот ценностный потенциал, заложенный в исходном тексте, можно сделать следующий вывод: языковая личность, существуя в рамках виртуального пространства, испытывая опосредованное влияние со стороны различных источников информации (исходный текст статьи, участники коммуникации), является основной фигурой формирования и отображения ценностной картины мира, отраженной в речепроизводных письменных актах коммуникации.

Рецензенты:

Араева Л.А., д.ф.н., профессор кафедры стилистики и риторики ФГБОУ ВПО Кемеровский государственный университет, г. Кемерово.

Катышев П.А., д.ф.н., профессор кафедры стилистики и риторики ФГБОУ ВПО Кемеровский государственный университет, г. Кемерово.


Библиографическая ссылка

Бец М.В. ИЗУЧЕНИЕ СООТНЕСЕННОСТИ ЦЕННОСТНОГО АСПЕКТА ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТА И ОБЫДЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ КОММЕНТАРИЕВ К НОВОСТЯМ) // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10126 (дата обращения: 24.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252