Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

О ПЕРСПЕКТИВАХ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕКУЩЕГО РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ И ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЕМЫХ

Мещеряков А. С. 1 Мойко М. А. 2
1 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»
2 МБОУ «Лицей современных технологий управления № 2»
В статье обозначены основные причины появления проблемы поиска методов и технологий, способствующих повышению объективности итоговой аттестации обучающихся. В качестве объекта исследования рассматривается учебно-воспитательный процесс, предметом исследования выступает технология проведения итогового контроля учебной деятельности учащихся. В ходе теоретического исследования авторами предлагаются новые организационно-методические условия проведения итогового экзамена. Отмечается целесообразность использования интегральной оценки, включающей: текущий рейтинговый балл, полученный при помощи электронной рейтинговой таблицы оценивания учебной деятельности студентов и старшеклассников (ЭРТС), итоговую государственную аттестацию (on-line тестирование) и устное собеседование с обучающимися. Описываются некоторые потенциальные сложности, появление которых возможно при выполнении предложенной технологии проведения итогового экзамена, и предлагаются пути их решения.
государственная итоговая аттестация
текущий рейтинг
рейтинговая таблица
интегральная оценка.
1. Мещеряков А. С., Мойко М. А. Обеспечение преемственности в оценке учебной деятельности в системе «общее – высшее профессиональное образование» // Среднее профессиональное образование. – М., 2012. – № 4. – С. 41-45.
2. Мойко М. А. Результаты применения рейтинговой электронной таблицы оценивания учебной деятельности / М. А. Мойко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2012. – №3(23). – С.121-127.
3. Мещеряков А. С., Мойко М. А. Анализ результатов применения рейтинговых таблиц оценивания учебной деятельности обучающихся в системе «общее – высшее профессиональное образование» // European social science journal. – 2012.– № 10(2). – P. 53-61.
4. A history of vocational education and training in Europe: from divergence to convergence/ Cedefop, European Journal ‘Vocational Training’. – No 32 May – August 2004/II/
5. Matti Kyrö. Vocational education and training in Finland / Short description, Cedefop Panorama series, Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2006.
6. Vocational education and training in France / Short description, Cedefop Panorama series, Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008.

Развитие производства, сферы услуг, образования и здравоохранения, применение инноваций во всех отраслях профессиональной сферы деятельности человечества требуют наличия высококвалифицированных, опытных работников, а проблемы культуры и экологии, помимо этого, ставят перед образовательными учреждениями в частности и обществом в целом задачи воспитания высоконравственной личности. Без их решения возникает реальная угроза прекращения развития современного общества. Таким образом, в современных условиях общая и профессиональная подготовка будущих специалистов, их воспитание и развитие становятся не только прямой обязанностью учебных заведений, но и непосредственно касаются всех институтов управления государством, представителей промышленности, бизнеса и общества. Методы и технологии передачи знаний от их носителя к обучаемому с течением времени изменялись и совершенствовались, но основа учебно-воспитательного процесса остается практически без изменения, а именно, обучаемый, получив необходимый уровень общеобразовательных знаний, умений и навыков и выдержав итоговое испытание (при котором оценивается степень его подготовленности), при наличии собственной заинтересованности, получает право и возможность продолжить образование на следующей ступени обучения, связанной уже непосредственно с профессиональным образованием. Формой определения подготовленности личности к дальнейшему профессиональному обучению являлась и является итоговая аттестация, проявлявшаяся в разных цивилизациях, странах и веках в различных её видах (собеседование с мастерами и выполнение собственной творческой работы, экзамен, тестирование, единый государственный экзамен и т. д.). Заметим, что объективность оценивания учащихся как в процессе обучения, так и при проведении решающего испытания, зависела от ряда факторов: личного отношения преподавателя к обучаемому, влияние на обучающего «авторитетного мнения», варианта выставления оценки и т. п.

Цель итоговой аттестации учащихся заключается в объективной оценке результатов процесса обучения, позволяющей определить уровень сформировавшихся знаний и умений, навыков и развития ключевых компетенций, а также учесть самостоятельную деятельность обучающихся и её творческую составляющую. Однако, как показывает многолетний опыт проведения промежуточных (контрольные работы, тесты) и итоговых (классические экзамены, единый государственный экзамен и т.п.) испытаний, часть выпускников находит определенные, не связанные с полученными знаниями, навыками, практикой работы, посещением учебных занятий и работой на них, возможности для получения достаточного балла, дающего право на получение документа об образовании на той или иной ступени обучения. Традиционно такими средствами были и остаются взятые у сокурсника или одноклассника на время экзаменов письменные шпаргалки, подсказки, списывание и другие, отрицательно влияющие на объективность оценки знаний обучающегося средства. Современное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) расширило эти возможности и, более того, облегчило обучающимся задачу поиска необходимой информации и списывания в ходе как промежуточной, так и итоговой аттестации. В связи с этим возникла проблема поиска средств, методов и технологий, которые могли бы повысить объективность результатов экзамена.

Пытаясь осмыслить возможные варианты разрешения этой проблемы, мы пришли к выводу, что целесообразно воспользоваться возможностями информационно-коммуникационных технологий именно с той целью, чтобы решить задачу обеспечения наибольшей объективности в ходе проведения итоговой аттестации. На наш взгляд, баллы, которые будут использоваться далее при поступлении в высшее профессиональное учебное заведение, должны суммироваться из оценок, полученных в процессе обучения индивидуума (так называемого текущего рейтинга обучаемого) и в ходе государственного экзамена. Здесь можно и нужно применять такие инструменты педагогического воздействия на индивидуума, как, например, рейтинговую электронную таблицу оценивания учебной деятельности для студентов и старшеклассников (ЭРТС), позволяющую видеть развитие учебной деятельности обучаемого и изменение его рейтингового балла в динамике, учитывая интегральную оценку учебной работы учащегося. Изучив историю развития профессионального образования [4] и ознакомившись с примерами использования метода начисления баллов (European Credit Transfer System - EСTS), принятого в странах Европы [5, 6], мы считаем, что интегральная оценка будет иметь положительную составляющую в том случае, если индивид реально будет чувствовать её влияние на его жизнь и профессиональную адаптацию (например, при более высокой степени образования и интегральном балле лучшее место работы и финансовое положение). Однако в этом случае требуется создавать условия, при которых выставляемая оценка будет наиболее объективной. Применение ЭРТС позволяет добиться этого в силу того, что здесь используется интегральная оценка различных критериев учебной деятельности обучающегося. Подробнее о данной таблице и её использовании в процессе обучения было опубликовано в ряде статей [1, 2, 6]. Мы считаем, что текущий рейтинговый балл учебной деятельности обучаемого должен учитываться при выставлении общей оценки в совокупности с результатами итоговой аттестации. Это позволит решить две задачи:

- увеличит объективность выставления оценки за учебную работу учащегося за счет включения результатов его текущей работы (интегральной оценки различных видов деятельности);

- послужит дополнительным стимулом для активизации учебной деятельности обучаемых.

Помимо этого, мы считаем, что технология процесса проведения выпускного экзамена (ЕГЭ) должна также претерпеть некоторые коренные изменения. Для увеличения степени объективности оценивания учебной работы и результатов обучения, по нашему мнению, необходимо выполнение задач, связанных с проведением следующих мероприятий:

1) разработкой и внедрением единой учебной программы для общеобразовательных учебных заведений (ОУЗ) с чёткими требованиями к уровню знаний, умений, навыков и ключевых компетенций;

2) созданием базы данных заданий единого государственного экзамена (БДЗЭ) и базы данных тренировочных заданий, подобных заданиям ЕГЭ (БДЗТ), на основании требований этой программы;

3) обеспечением доступа выпускникам ОУЗ к БДЗТ в on-line режиме и наличием их в виде печатной продукции;

4) организацией процесса оперативной компьютерной проверки ответов обучающихся (как это осуществляется в существующих на сегодняшний день вариантах электронного тестирования);

5) осуществлением выбора пакетов контрольно-измерительных материалов (КИМ) для каждого региона страны в отдельности из БДЗЭ при помощи компьютерной программы за сутки до проведения экзамена (для определения номера пакета с КИМами целесообразно использовать генератор псевдослучайных чисел и уже выбранные номера не учитывать при дальнейшем выборе, а для еще большей объективности номера задач в каждом варианте КИМов можно изменять при помощи подобного программного обеспечения);

6) проведением процедуры государственного экзамена в отдельном здании (не относящимся к зданиям любого типа образовательных учебных заведений), имеющем на время проведения экзамена выход только на защищенную линию связи, непосредственно объединённую с аттестующим учреждением и отделом министерства образования, отвечающим за проведение итоговой аттестации (выход на другие сайты с компьютеров, находящихся в этом здании, должен быть заблокирован во время проведения экзаменов);

7) допуском экзаменуемого к экзамену только после помещения на временное хранение (в специальное помещение, в индивидуальные ячейки хранения) любых средств мобильной связи и другого подобного электронного оборудования;

8) проведением экзамена в виде компьютерного on-line тестирования и последующего обязательного устного собеседования;

9) обеспечением отсутствия преподавателей и учителей при проведении данного государственного тестирования;

10) предоставлением сдающему экзамен отдельного (персонального) рабочего места с персональным компьютером, снабженного видеокамерой, позволяющей следить за действиями отвечающего в ходе проведения экзамена;

11) использованием компьютерного программного обеспечения, позволяющего экзаменуемому много раз вносить свои ответы в электронный бланк, но выдавать итоговую оценку только после того, как обучаемый подтвердит, что весь бланк заполнен окончательно, и заверит его своей электронной подписью (для этого можно использовать «световое перо» для ЭЛТ-мониторов или «Pan And Free DUO» для ЖК-мониторов);

12) применением оборудования, позволяющего сразу же, после проведения экзамена и получения результатов, распечатывать (в экзаменационной аудитории) результаты тестирования (балл и допущенные ошибки в ответах);

13) организацией оперативной выдачи сдавшему экзамен сертификата результатов электронного тестирования, подписанного членами аттестационной комиссии с печатями государственной экзаменационной комиссии и министерства образования, а также приложения, в котором, помимо экзаменационного балла, будут указаны ошибки, допущенные при тестировании (один для обучаемого, другой для экзаменационной комиссии, и третий остается в министерстве в качестве архивного материала).

После итоговой аттестации целесообразно проведение обязательного устного собеседования с абитуриентом, на которое он, помимо установленных законом документов, представляет результаты своего текущего рейтинга, полученного ранее при обучении в предшествующем учебном заведении, сертификат электронного государственного тестирования и приложение к нему. Таким образом, выставление итоговой оценки и принятие решения о приеме в высшее учебное заведение данного абитуриента с целью получения дальнейшего профессионального образования будет осуществляться на основе интегрированного результата, включающего текущий рейтинг (отражённый в ЭРТС), баллы электронного государственного тестирования и результаты собеседования.

Безусловно, решение задач, связанных с вышеперечисленными мероприятиями, повлечет большие финансовые затраты. Например, для выполнения вышеперечисленных пунктов 6, 7, 8, 10, 11, 12 и 13 потребуется построить в каждом областном центре отдельное здание с высокоскоростной защищенной локальной сетью между персональными компьютерами, находящимися в его помещениях, и серверами учреждения, проводящего итоговое государственное тестирование, либо обеспечить присутствие уполномоченных представителей той же организации на время проведения экзамена в каждом регионе. Кроме того, возникает объективная необходимость доставки обучающихся из регионов области в областной центр. С целью наиболее эффективного использования построенного для проведения итоговой аттестации объекта его можно использовать в периоды отсутствия проведения экзаменов с целью обеспечения высокоскоростной связи с центром, теоретического профессионального повышения квалификации педагогов, медицинских работников, военных и др. в on-line режиме.

Таким образом, на наш взгляд, решение задач, перечисленных выше, наряду с применением рейтинговых электронных таблиц оценки учебной деятельности обучаемых (ЭРТС) позволяет с большей объективностью подойти к выставлению оценки (выраженной в баллах), учитывая при этом мнение о подготовке учащихся трёх участников образовательного процесса: преподавателя или учителя (по результатам, которые получились в ходе применения ЭРТС), государства (по результатам проведенного им независимого on-line тестирования) и вуза (по результатам устного собеседования). Мы считаем, что использование трех оценок для принятия решения о приеме обучающегося в данный вуз не только увеличит объективность этого процесса, но и послужит дополнительным стимулом к обучению, т.к. большинство из них будет осознавать непосредственную причастность к результатам своего учебного труда и видеть конкретное влияние своей учебной деятельности на возможности дальнейшего профессионального образования и социального положения в современном обществе. Таким образом, интегральная оценка, полученная обучающимся за свою учебную деятельность в общеобразовательном учебном заведении и при прохождении компьютерного государственного тестирования, должна стать тем первоначальным баллом, который обучающийся будет набирать в процессе дальнейшего непрерывного профессионального образования.

Однако еще раз обратим внимание на то, что для успешности применения такого способа оценивания, именно с целью успешной профессиональной адаптации и социализации индивидуума, он должен не только предполагать, но и реально ощущать прямую взаимосвязь между уровнем своего профессионального образования и своим материальным благосостоянием и, соответственно, повышением своего социального статуса в современном обществе. Выполнение этого требования - прямая функция и обязанность государства, так как это один из важнейших факторов его благосостояния и защиты, развития и процветания. Кроме того, мы полагаем, что дальнейшее развитие возможностей ИКТ приведёт к новым задачам, связанным с повышением степени объективности при проведении итоговой государственной аттестации и разработке мероприятий по их решению.

Рецензенты:

Родионов Михаил Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой «Теория и методика обучения математике и информатике», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет. Педагогический институт им. В. Г. Белинского», г. Пенза.

Влазнев Алексей Иванович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Теоретической физики и общетехнических дисциплин», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет. Педагогический институт им. В. Г. Белинского», г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Мещеряков А. С., Мойко М. А. О ПЕРСПЕКТИВАХ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕКУЩЕГО РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ И ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЕМЫХ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10042 (дата обращения: 21.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252