Российская система образования переживает очень важный период своего развития. Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства.
В отличие от определения конкурентоспособности, принятого в экономических и психологических дисциплинах (пони мание конкурентоспособности как соперничества, приоритета, успешности, занятия лидерской позиции и т. п.), современные педагоги-исследователи (Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.) предлагают под конкурентоспособностью понимать «способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно» [1, с.34].
Таким образом, формируя конкурентоспособность личности, вышеперечисленные авторы считают необходимым формировать:
- систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности;
- профессиональную направленность личности;
- систему целеполагания;
- самосознание личности как представителя определенной профессиональной общности.
По мнению Л.М.Митиной, «развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях» [2, с.115].
Педагоги-исследователи предпринимают попытки выявить пути и средства, обеспечивающие формирование конкурентоспособности личности.
О.К. Филатов, Д.В.Чернилевский, Н.В. Борисова, С.Н. Широбоков и др. рассматривают проблему конкурентоспособности в педагогическом аспекте, определяя конкурентоспособность как качество подготовки специалиста.
По мнению Д.В. Чернилевского, главное условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах. «Основные направления, по которым вырабатывается уверенность в себе:
1. Освоение и совершенствование профессионального мастерства.
2. Адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения.
3. Поддержание и укрепление здоровья и работоспособности.
4. Создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа» [3,c.309-310].
В работах В.Л. Лаптева, О.Е. Лебедева, Е.А. Ленской, А.И. Мищенко, З.И. Равкина, Д.И. Фрумина, Л.М. Митиной, Т.А. Стефановской, О.Ф. Чупровой и др. конкурентоспособность рассматривается как качество (характеристика) личности, в плане самоопределенности, самореализованности, самоудовлетворенности.
Так О.Ф. Чупрова под конкурентоспособностью личности понимает «стратегическое качество личности будущего учителя, позволяющее ему быть востребованным среди других в условиях конкуренции, при этом «выгодным отличием» такого специалиста является высокий уровень самостоятельности и гибкости мышления, педагогической рефлексии, стрессоустойчивости и потребности в успешной деятельности» [4,c.24].
В условиях рыночной экономики перед каждым студентом, заканчивающим вуз, стоит задача активно, разумно и грамотно включиться в рыночные отношения и конкурентную борьбу и активно в них существовать.
На наш взгляд, идея формирования образовательно-профессионального пространства вуза, как условия формирования конкурентоспособной личности и как необходимого элемента педагогической системы высшего образовательного учреждения объективно обусловлена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. пед.заведений / под ред. Л.М.Митиной. - М.: Издательский центр «Академия»,2005. - 336с.
2. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности [Текст]/ Л.М. Митина. - М.; Воронеж, 2002, 400с.
3. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст]: учеб. пособие для вузов/ Д.В. Чернилевский. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437с.
4. Чупрова О.Ф. Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе эксперто-аналитической деятельности [Текст]: дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук/ О.Ф. Чупрова. - Иркутск, 2004.- 207с.
Библиографическая ссылка
Жданко Т.А. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1002 (дата обращения: 18.02.2025).