Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Литвинова Т.Н.

Приоритетными направлениями стратегии модернизации образования в России выделены доступность, качество, эффективность. Ведущей идеей реализации этой концепции в педагогической практике признана идея гуманизации как ведущий ориентир дальнейшего развития общего образования, нацеливающий педагогическую практику на ученико-центрическое построение образовательной системы, на гармоническое развитие в ней личности, на создание для этого соответствующих условий и образовательной среды.

В обществе утвердилась гуманистическая парадигма образования, ориентирующаяся на приоритет модели мирового устойчивого развития и решения глобальных проблем, а главное, на гуманное отношение общества к человеку. На основе гуманистической парадигмы развивается и высшая школа, в том числе медицинская, где гуманизацию можно рассматривать не только как тенденцию ее развития, но и как важнейшую внутреннюю суть нового качества образования, особенно необходимую в сфере взаимоотношений «человек - человек», характерной как для педагогической, так и медицинской профессиональной деятельности.

Гуманизация позволяет обеспечить глубокую интеграцию педагогики, психологии и методики, сделать коренной поворот к личности учащегося, формированию в системе предметного обучения его мотивов и ценностей. И школа, и вуз должны готовить людей не только с набором знаний и умений, а гуманных людей, которым жить друг с другом, растить своих детей, строить свое и их будущее.

Гуманистический подход к профессиональному образованию предполагает, что студент - это активный субъект своей деятельности, реализующий свои творческий потенциал в ходе предметного обучения и медицинской практики, т.е. в ходе комплексного процесса овладения профессионализмом.

Таким образом, в процессе гуманистического высшего образования происходит коренной поворот к личности обучаемого, перевод учебного процесса на личностно-ориентированное обучение, в процессе которого личность студента развивается целостно в единстве ее интеллекта и духовности, разума и чувства, души и тела. Главный приоритет отдается собственной деятельности студента, осуществляемой им в индивидуальном стиле и на основе мотивации и рефлексии. Этому способствует включение студента в ходе предметного обучения в разнохарактерную деятельность, осуществляемую в разных формах организации обучения. Наиболее успешно такое образование осуществляется при установлении межсубъектных отношений преподавателей и студентов при их сотрудничестве и сотворчестве.

Гуманизация выбрана нами одним из важнейших принципов совершенствования содержания и методики обучения общей химии в медицинском вузе.

Данный курс призван обеспечить:

-   фундаментальную общехимическую подготовку молодежи с медицинской ориентацией и формирование у них химической картины природы в общем контексте естествознания и медицины;

-   развитие логики и широкого спектра интеллектуальных умений у студентов для дальнейшего освоения фундаментальных теоретических и клинических дисциплин;

-   осознание студентами значимости химических знаний и умений во всей их последующей профессиональной медицинской деятельности.

Химические дисциплины тесно связаны с другими фундаментальными, а также клиническими дисциплинами.

Важнейшими факторами реализации современных требований к химическому образованию и качественному овладению предметом общей химии являются обновление его содержания и современная организация процесса его усвоения. Наиболее рациональный путь достижения этих требований - не расширение объема и углубления содержания, а более обоснованный отбор учебного материала, улучшение его организации и методики преподавания в рамках сокращающихся часов, не удлинение сроков обучения, а изменение методологических подходов к его изучению, активизация и интенсификация учебного процесса, познавательной деятельности и самостоятельности студентов. Переход на интенсивно-фундаментальный характер обучения требует введения глубоких изменений в структуру химической дисциплины, тщательного отбора содержания на принципах минимизации и уплотнения, а также максимального использования полифункциональности знаний в учебной и научно-исследовательской деятельности студентов, в управлении качеством этого процесса.

Научно-обоснованная перестройка курса общей химии предполагает создание современных теоретических основ и новой концепции модернизации его содержания и процесса обучения в медицинском вузе. В результате специального научно-методического исследования этой проблемы нами была предложена и внедрена концепция интегративно-модульного развивающего обучения студентов-медиков общей химии, разработаны соответствующие ей теоретико-методические основы модернизации содержания, структуры и методики изучения данного курса, реализующие системный, интегративно-модульный и личностно-деятельностный подходы, принципы развивающего обучения и продуктивного познания химии, их медико-профессиональную направленность, целостность.

Одним из ведущих принципов современной методологии является принцип дополнительности, обуславливающий приоритетное значение системного и интегративного подходов. Применение этих подходов в нашем исследовании ориентировало нас при построении вариативного курса общей химии на интеграцию, систематизацию и на структурирование множества разобщенных общехимических, медико-биологических, экологических и других компонентов содержания курсов общей химии в целостный продукт - в экономную систему учебного содержания.

Мы выделили теоретическое ядро учебного предмета, как наиболее устойчивый инвариант его содержания и основной источник для последующего отбора необходимого фактологического материала. Важное место в системе теоретического ядра занимают ведущие теории, законы и фундаментальные понятия химической науки. Отбор знаний, входящих в теоретическое ядро, осуществлялся на основе принципов научности; системности; изоморфного соответствия; доступности; теоретической и практической значимости; универсальности; полифункциональности; взаимодополняемости.

Ведущими подходами к структурной организации учебного содержания и построения учебного предмета мы считаем: системно-деятельностный; структурно-функциональный; интегративно-модульный (ИМП).

Под интегративно-модульным проектированием мы понимаем отбор и структурирование логически завершенных, относительно самостоятельных и непрерывно развивающихся, разделов (модулей) учебного содержания, взаимообусловленных и взаимосвязанных с другими модулями содержания учебного предмета.

Интегративно-модульная инновационная технология обучения реализуется через принципы: укрупнение дидактических единиц, внутри- и межпредметной интеграции, модульности. ИМП обеспечивает широкий охват образовательной системы, выражающийся через цели, содержание, организационные формы и методы, а также результаты обучения. В соответствии с этим подходом, обучение строится по отдельным функциональным «узлам» - модулям, предназначенным для достижения поставленных дидактических целей. Модуль соответствует определенной теме или разделу, а также может объединять содержание по крупной проблеме или по определенной области научных знаний, например, химическая термодинамика и химическая кинетика. Мы использовали ИМП как средство структурирования содержания обучения. Он требует рассматривать учебный материал в рамках модуля, не только как единое целое, направленное на достижение цели, но и как структурно-организованный блок, сцементированный внутри - и межпредметной интеграцией. При структурировании содержания обучения, его основные компоненты и элементы должны быть интегрированы, сцементированы связями системообразования и функционирования и подчинены общей дидактической цели и содержательно-методической идее.

Содержание всех блоков курса пронизывается важными идеями химической науки и профессиональной направленности.

Модули содержания представляют собой основной компонент, целостной интегративно-модульной системы обучения (ИМСО), реализация которых рассматривается нами как инновационная технология обучения, актуальная в разработке стратегии химико-медицинского образования.

К особенностям данной системы обучения относится то, что модуль включает в себя определенную программу целей и действий, блок относительно самостоятельного содержания, программу целей и действий обучения по нему, учебную литературу, в том числе дополнительную, систему ориентировочных основ действий (ООД), методическое обеспечение, интегративные показатели результатов обучения. ИМСО изменяет характер обучения, так как ориентирована на укрупненные дидактические единицы в раскрытии содержания, позволяет использовать комбинирование системы организации обучения, изменять последовательность изучения материала, усиливает взаимообратные связи в системе «преподаватель Û студент», дает возможность студенту самостоятельно проработать модуль, а преподавателю - более полноценно учитывать индивидуальные психологические особенности студента при составлении и использовании модуля.

Нами разработаны вариативные учебные программы для студентов лечебного, педиатрического, а также стоматологического, медико-профилактического факультетов; условия их реализации, необходимый учебно-методический комплекс для их поддержки. В этом комплексе особое место занимает сборник химических задач с медико-химическим содержанием, ориентированный на активное комплексное применение студентами теоретического и фактологического материала, на выработку обобщенных умений решать задачи разного типа, в том числе комбинированные, опираясь на химические законы и количественные характеристики. В каждом учебном пособии усилен методологический блок, определено содержание практикумов, отражены техника и методика выполнения опытов. Следует отметить, что каждая из предлагаемых практических работ носит выраженный учебно-исследовательский характер, обогащая опыт творческой деятельности студентов.

Методы обучения, применяемые в процессе изучения общей химии, построенного на идеях гуманизации, рассматриваются нами, прежде всего, с позиций учебно-познавательной деятельности студентов и их присвоении как личностного достояния. В этом плане помимо методов познания основ химической науки и методов изучения веществ особое место уделялось методам стимулирования и мотивации учебной деятельности.

Осуществленный в рамках нашего методического исследования педагогический эксперимент доказал эффективность разработанной нами методики, концепции обучения общей химии в медицинском вузе, ее позитивное влияние на уровень и качество усвоения знаний и умений, на развитие личности учащихся, студентов, раскрыл пути ее дальнейшего совершенствования.