В представленной ранее статье мы рассмотрели актуальность проблемы формирования компетенции российских граждан в сфере интеллектуальной собственности (ИС). В системе российского образования традиционно не предусмотрено специального обучения основам ИС в рамках обязательных курсов. Поэтому, в контексте данной статьи мы хотели бы обсудить проблему обучения ИС на разных ступенях образования с целью возрождения и укрепления интеллектуального потенциала России.
На сегодняшний день в системе образования назрела необходимость разработки целостного проекта обучения россиян основам ИС и коммерциализации новых технических решений, результатов научной деятельности. Мы исходим из того, что образование можно рассматривать как процесс субъектно-субъектного взаимодействия педагога и учащихся, которые активно, глубоко и всесторонне участвуют в процессе обучения, воспитания, развития, саморазвития и превращаются из достаточно пассивных объектов в полноправных участников. В связи с этим, эффективность результатов обучения основам ИС тем выше, чем раньше у ребенка будут заложено понимание значимости культивирования интеллектуального ресурса страны, как одного из ведущих ресурсов развития отечественной промышленности и государственной политики в целом.
Вопросы правового воспитания ребенка дошкольного и младшего школьного возраста уже рассматривались ранее в психолого-педагогических работах В.В. Антонова, А.Ф. Никитина, А. Сухарова, А. Усачева, З.К. Шнекендорф и других. В то же время, в содержании правового воспитания детей чаще всего акцент был сделан на формирование знаний о правах человека, а разработка системы обучения основам ИС на разных ступенях образования детский сад - школа - вуз ранее не осуществлялась. В связи с этим, нами была разработана концепция обучения основам интеллектуальной собственности на разных ступенях образования (детский сад - школа - вуз). Основная миссия заключается в «воспитании новаторов для инновационной деятельности будущей России».
Ведущими средствами обучения ИС мы используем комиксы, сказочные персонажи, сюжетную линию изложения содержания, образные иллюстрации, схемы, алгоритмы, игровые приемы, рассчитанные на мультимодальную подачу информации, которые имеют определенную специфику для разных возрастных этапов. Данный подход позволяет сделать доступным и интересным процесс освоения множеством специфических терминов и определений. Таким образом, мы осуществляем обучение в режиме «несерьезно о серьезном», способствуем реализации творческого потенциала обучающихся, прививаем у них вкус к правовой защите результатов творческой деятельности.
На данный момент разработана целевая направленность обучения основам ИС для каждой ступени образования. На этапе обучения в детском саду основной целью является знакомство детей с основными терминами ИС в процессе погружения в сказочные сюжеты. На этапе школьного обучения учащиеся осваивают знаниями об изобретениях и новинках, овладевают способами получения новых знаний. Дети узнают о Международной патентной классификации (МПК). МПК - чудодейственный ключ к хранилищу изобретений, который могут получить дети уже в процессе обучения в школе. Также необходимо показать им доступ к Интернет-ресурсам. Важно не упустить этот возраст, не упустить стремление детей к познанию нового. В процессе обучения в вузе студенчество должно успеть реализовать свой творческий потенциал. Мы считаем, что надо превратить вузы страны в кузнецы изобретений молодёжи, где они должны овладеть уровнем техники в той области, в которой обучаются.
На перспективу основными задачами мы определили дальнейшую разработку программ и их методического обеспечения по обучению основам ИС на разных ступенях образования (детский сад - школа - вуз). Отдельные разработки по данной проблеме, проводившиеся при финансовой поддержке ИрГТУ, мы предполагаем представлять в дальнейших публикациях, и приглашаем к совместному обсуждению всех, кто интересуется вопросами обучения основам ИС.