Общепризнано, что после эпох эффективности, продолжавшейся в 1950-е и 1960-е годы, качества - в 1970-х и 1980-х, гибкости в 1980-е и 1990-е, сейчас мы живем в эпоху инноваций, где процветание нации определяется тремя факторами: появлением новых научных открытий, квалификацией персонала и профессиональными знаниями. Главная движущая сила нового общества основанного на знаниях - это нововведение, понимаемое как ориентация на постоянное обновление продукции, систем, процессов, маркетинга и персонала. Инновацию уместно определить как механизм развития, который можно рассматривать и как событие, возникновения чего-то нового и как процесс, при котором одно новшество вызывает другое. Ей присущи несколько основных характеристик: высокий риск, гибкость, наличие неопределенного побочного продукта, переход существующей системы на качественно новый уровень. При этом часто радикальные инновации состоят из инноваций меньшего масштаба, которые в той или иной комбинации составляют сущность инновационного процесса. Инновационные процессы в обществе поддерживают воспроизводство существующей социальной системы, ее целостность. Следовательно, любая инновация должна быть встроена в сложившуюся систему. Встраиваясь в нее, инновация в тоже время должна изменить структурную композицию системы, не нарушая ранее сложившейся системной организации. Именно поэтому не все предлагаемые инновации принимаются обществом. Инновация становится его достоянием, лишь встраиваясь в уже функционирующие системы норм и традиций, т.е. стереотипизируясь и стандартизируясь.
Глобализация образования представляет собой структурную масштабную инновацию нашего времени и рассматривается как объективный процесс, способствующий интеграции национальных образовательных систем в единое образовательное пространство. С момента своего формирования образование не знало столь значительных перемен. Формирование образовательных систем всегда имело локальный характер, а с появлением национальных государств приобрело и национальные особенности. Поэтому создание единой европейской образовательной системы достаточно сложно. Тем более следует учитывать характер образовательных систем государств Европы, где университеты всегда пользовались широкой автономией и были практически независимы от государства. Следовательно, процесс выработки и принятия единых образовательных стандартов может не коснуться ведущих европейских университетов. Соединение данных особенностей - задача, над которой работают несколько рабочих групп Европейского парламента. Одной из стратегий преобразования национальных образовательных систем является направление финансовых вложений через Всемирный банк и неправительственные организации в системы образования различных стран (прежде всего России, Украины). Задачи Болонского процесса ориентированные до 2010 г. предполагают увеличение способности выпускников высших учебных заведений к трудоустройству на территории Евросоюза. А так же в условиях жесткой конкуренции на мировом образовательном рынке (прежде всего с США), повысить конкурентоспособность европейского образования. Тем более что стоимость образовательных услуг возрастает с каждым годом. Форсирование глобального инновационного процесса крупнейшими европейскими странами обусловлено и кризисным состоянием европейского рынка труда. Потребность в специалистах высокой квалификации в странах Европы достаточно высока. Например, в Германии требуется дополнительно не менее 600 тыс. только программистов. Тем не менее, для России по рекомендации экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), количество ученых и техников определено в 300 тыс. человек. Мировая же практика показала, что для успешного технологического развития государства в современных условиях необходимо, чтобы доля специалистов с высшим образованием составляла не менее 40-60% от общей численности занятого населения. По подсчетам наших специалистов (Веревченко А.П., Горчакова В.В.) ученых в России должно быть не менее 148,4 тыс. а трудящихся с высшим образованием не менее 24 млн. человек. Таким образом, становится очевидным, что глобализация систем образования выгодна не российскому рынку труда, а европейскому. Тем не менее, Министерство образования РФ уже разработало концепцию проекта изменений Федерального закона «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Концепция предполагает введение двухуровневой системы высшего образования - бакалавриата в объеме 4 лет обучения и магистратуры в объеме не менее 2 лет обучения. Предполагается также упразднение подготовки «дипломированных специалистов». Таким образом, встает вопрос: для кого будут работать российские вузы? Если внутри страны специалисты общего профиля не будут находить спрос, а заграницу все уехать не смогут, не получим ли мы 1968 год во Франции, когда на волне студенческих выступлений против реформы образования правительство Шарля де Голля вынуждено было уйти в отставку?
В современном обществе обостряется конкуренция внутри самой системы образования. Конкуренцию классическим вузам, в первую очередь университетам, ориентированным на традиционное обучение составляютнетрадиционные провайдеры высшего образования (например, виртуальные университеты), активно осваивающие новые области знаний. Серьезной проблемой является и давление рынка труда, где растет спрос на специалистов, обладающих не фундаментальными, а практическими знаниями. Требуется способность динамично перестраиваться, владение некими базовыми умениями, обладание общим уровнем культуры, не переходящим в сверхобразованность. Хотя еще академик Келдыш М.В.говорил о том, что человек должен обладать большим объемом знаний, чем ему необходимо в практической жизни, так как при узкопрактическом подходе можно упустить «кардинальные возможности» которые мы имеем, и, следовательно, не применить их для дальнейшего развития человечества. Тем не менее, Всемирная торговая организация (ВТО) уже включила образование в список услуг.
В связи с данными изменениями большинство экспертов изучающих образование едины во мнении, что оно нуждается в реформировании. Однако не стоит забывать, что формируемые несколько веков системы национального образования создали уникальные по своим адаптивным свойствам механизмы. Так высшее образование России по многим направлениям является конкурентоспособным, одним из главных его достоинств считается фундаментальность, системность, мировоззренческая панорамность, следовательно, необходимо стремиться к тому, чтобы лучшие традиции были сохранены и получили свое дальнейшее развитие. Система российского высшего образования имеет уникальную историю, поэтому необходимо очень взвешенно рассматривать современные мировые тенденции развития высшей школы с учетом не только процессов глобализации, но и российской действительности. Формирование общеевропейской интегральной системы образования, разумная политика в столь ответственном глобальном инновационном процессе должны опираться на исследования, диагностику, социологический мониторинг по всем параметрам, включая влияния его на различные сферы общественной жизни, динамику процессов в Вузах, существующие формы международной кооперации в области образования. Иначе, не лишены основания опасения, что скоропалительными и непродуманными реконструкциями можно нанести урон не только системе российского образования, но и российской общественной системе в целом, а также безвозвратно потерять многое не только для отечественной, но также для европейской и мировой системы образования.