Едва ли сегодня можно отрицать тот факт, что образование уникального образовательного пространства в Европе является одной из наиболее важных образовательных проблем, которые получили интенсивное развитие после подписания Болонского соглашения и вхождения в него Российской Федерации. Нет сомнений в том, что в связи с этим существует скорее больше нерешенных проблем по сравнению с теми, которые уже получили свое решение. Множество статей и различных публикаций на эту тему уже выдвинули множество аргументов как в пользу такого образовательного пространства, так и против его образования. Трудность принятия однозначного решения по этой проблеме очевидна, и это обусловлено множеством причин.
Прежде всего, в каждой стране существуют складывающиеся в течение столетий традиции в системе образования. К национальным традициям относятся и особенности организации учебного процесса, люди привыкли к особенностям способа подготовки будущих специалистов для различных областей общественно-экономической жизни. Имеются и определенные опасения потери индивидуальности системы образования для каждой страны. Вот почему представляется необходимым исследовать возможности ознакомления с различными системами образования. Очень важным условием является абсолютный паритет такого изучения. Это означает:
1. формирование понятия о внешней по отношению к отечественной системе образования;
2. поиск общих и дифференциальных характеристик отечественной и сравниваемой систем;
3. выработку концепции приемлемых и неприемлемых или вступающих в противоречие с особенностями отечественной системы характеристик сравниваемой системы;
4. попытку найти компромисс на равноправных основаниях в работе ведущих ученых-педагогов на научных конференциях и семинарах;
5. на основе результатов таких конференций и встреч выработку рекомендаций для сотрудников государственных образовательных учреждений с перспективой подписания общих юридических договоров по данной проблеме.
Главным положением такого поэтапного изучения должно быть равноправие сторон-участниц, без предрассудков культурного, националистического, расового и иного характера. Атмосфера таких встреч и переговоров должна быть наполнена духом открытости и взаимоуважения представителей разных культур. Не менее важным является и принцип соблюдения гарантированных им Конституциями соответствующих стран основных прав и свобод учащихся.
Существуют весомые основания полагать, что идеальной системы подготовки специалистов для различных отраслей хозяйственной, социальной и научной жизни не существует. Все же любая страна может гордиться всемирно известными учеными или другими людьми, которые вышли из стен вузов этой страны в то или иное время. Вот почему важно, чтобы одним из основных факторов создания системы единого образовательного пространства было сохранение специфики национального характера научно-образовательной системы в определенных областях знания.
Кроме этих общих существуют и специфические детали, которые следует исследовать. Это перечень изучаемых предметов, т.е. содержание профессиональной подготовки, количество выделяемых на разные предметы часов нагрузки, организация различных видов практик, направленных на совершенствование профессиональных навыков в определенной сфере профессиональной подготовки, структура выпускных экзаменов и выпускных работ (дипломных работ, магистерских диссертаций и т.п.).
В заключение хотелось бы выразить надежду в то, что все эти, и возможно некоторые другие, соображения будут приняты во внимание, и это создаст реальные условия к созданию единого образовательного пространства современной Европы.