Проблема международной интеграции национальных образовательных стандартов актуальна для системы музыкального образования в той же степени, что и для любой другой отрасли образования. Музыкальное образование представляет собой неразрывное единство двух направлений - теоретического (получение знаний в области теории и истории музыки) и практического (формирование музыкально - исполнительских умений и навыков). Оба они могут осваиваться на различных уровнях и с различной степенью глубины. В системе основного, обязательного для всех, образования решаются задачи общего музыкального развития ребенка, не требующие значительных материальных затрат и не предполагающие использования индивидуальной формы обучения. Задачи углубленной музыкальной подготовки, в первую очередь, - музыкально-инструментальной, решаются в системе дополнительного образования и сфере частных образовательных услуг. Обучение осуществляется на платной основе, добровольно, по желанию ребенка и (или) его семьи. Для некоторых учащихся оно может послужить основой будущего профессионального самоопределения.
Очевидно, что каждому уровню музыкального образования должны соответствовать свои образовательные стандарты. Этот вопрос решается однозначно применительно к системе профессионального музыкального образования, где итоговые образовательные стандарты представляют собой профессиограммы различных музыкальных специальностей. Исходя из этого, образовательные стандарты отечественных детских музыкальных школ (школ искусств, хоровых студий и т.п.) определяют уровень музыкального образования, необходимый и достаточный для поступления в средние и высшие учебные заведения музыкально-исполнительской и музыкально - педагогической направленности. Постоянная востребованность в мировом масштабе отечественных музыкантов убедительно свидетельствует о повышенном уровне образовательных стандартов системы профессионального музыкального образования в СССР и постсоветской России на всех его этапах.
Вплоть до середины 80-х гг. ХХ в. отечественная система дополнительного музыкального образования базировалась на конкурсном отборе музыкально - одаренных учащихся. В настоящее время дополнительное музыкальное образование могут получить все желающие. Детское музыкальное образование устойчиво востребуется родителями на рынке образовательных услуг. Однако для значительного числа учащихся, не прошедших конкурсного отбора при поступлении, профессионально ориентированные стандарты музыкального образования оказываются чрезмерно сложными. Одновременно встает вопрос о целесообразности их применения в условиях получения ребенком музыкального образования «для себя». Таким образом, проблема стандартизации дополнительного музыкального образования в России в настоящее время является остро дискуссионной.
Значительную роль в трансформации стандартов дополнительного музыкального образования играют родители учащихся, выступающие в роли его заказчиков. Так, например, стандартные требования к домашнему музыкальному образованию в семьях имущих классов в России XIX - начала ХХ вв. по своему уровню были сопоставимы с профессиональными. В советский период обучение ребенка музыке в учреждениях дополнительного образования предполагало наличие у него ярких музыкальных способностей, что ограничивало возможности выбора со стороны семьи. По мере развития дополнительного образования и расширения сети образовательных учреждений роль семьи как заказчика музыкального образования значительно активизировалась. В 70-80-е гг. ХХ в. обучение ребенка в системе дополнительного музыкального образования стало восприниматься в обществе в качестве неотъемлемого компонента семейного воспитания в т.н. благополучных семьях. В наши дни, в условиях приема в музыкальные школы всех желающих, вопрос о наличии у ребенка ярких музыкальных способностей утрачивает свою былую актуальность. Откликаясь на запросы населения, учреждения музыкального образования предлагают обновленный спектр музыкально-образовательных услуг различной содержательной направленности.
Выступая в роли заказчика музыкального образования, семья оказывает значительное влияние на разработку его вариативных стандартов. Наши исследования показывают, что в настоящее время большинство родителей мотивирует выбор музыкального образования задачами общего развития ребенка. При этом родители отстаивают право каждого человека учиться музыке «для себя», - иными словами, выбирать уровень образовательных стандартов в соответствии со своими потребностями и возможностями. В то же время, родители не исключают отдаленной возможности получения ребенком музыкальной профессии, и на начальном этапе ориентируются на традиционные высокие стандарты музыкального образования. В этой связи образовательным учреждениям необходимо отработать механизмы гибкого перехода учащихся, возможности которых объективно не соответствуют уровню профессионально ориентированных образовательных стандартов, на облегченный вариант музыкального образования в соответствии с индивидуальными запросами. В равной степени, нельзя исключать возможности перехода учащихся на повышенный уровень музыкального образования, в соответствии с профессионально ориентированными стандартами, при появлении с годами подлинного интереса к музыкальному искусству и музыкальной профессии.