Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Сотникова А.Н.

Ставропольский край обладает всеми необходимым потенциалом для развития сферы отдыха и лечения приезжающих из других регионов России. Перспективой развития рекреационного комплекса Ставропольского края является обеспечение государственной поддержки, как одной из составляющей экономики края, формирование ее конкурентоспособности, как в стране, так и на мировом рынке. Особенно должен быть рассмотрен санаторно-курортный, лечебный, оздоровительный, спортивный и экологический туризм с учетом имеющихся ресурсных предпосылок рекреационного комплекса и тенденций на рынке.

В Ставропольском крае уникальный рекреационный комплекс, представленный в основном санаторно-курортным комплексом КМВ с прекрасными горными ландшафтами, обширной бальнеологической базой, предопределяющий благоприятные возможности для его развития.

В составе Российской Федерации субъект КМВ должен сохранить свои позиции основного региона санаторно-курортного лечения. Отдых в санаториях притягивает до 20 % всего потока рекреантов, приходящегося на регионы юга России. Для Северного Кавказа перспективно развитие санаторно-курортного и туристского комплекса КМВ, где одновременно сочетается неповторимое сочетание ландшафтов и биоклимата с памятными местами и экскурсионными объектами. Так можно отметить перспективное развитие предгорной и горной зоны (включая развитие курортно-туристического комплекса в районе горы Юца). Реализация этого приоритета предполагает реконструкцию всей сложившийся системы инфраструктуры. Особое внимание необходимо уделять формированию комплексных туристических маршрутов. В рамках развития санаторно-курортного комплекса КМВ приоритетное внимание должно быть уделено реконструкции и развитию традиционных центров санаторно - курортного лечения: Пятигорск, Кисловодск, Железноводск, Ессентуки, и др., содействие обретения ими эффективной рыночной устойчивости. Ландшафты ЕМВ перспективны для различных видов спортивного туризма, развитие которого сдерживается неудовлетворительным уровнем технической оснащенности поисково-спасательных служб, отсутствием должной инфраструктуры. В связи с ухудшением экологии в регионах Российской Федерации существует мотивация выбора рекреантами мест отдыха и лечения. Южный регион (с его многочисленными заповедниками и национальными парками, слабо преобразованными человеком горными ландшафтами, обширной сельской периферией) способен стать перспективным регионом экологического туризма.

В рамках развития экологического туризма существуют благоприятные предпосылки относительно сельской местности, сочетающиеся с религиозно - этническими компонентами, а также для организации рыбалки и охоты. После становления рыночных отношений начала 90 -х. гг., и тенденция экономического роста создают благоприятные предпосылки для развития в Ставропольском крае паломнического и делового туризма. Центрами призваны стать развитые туристско-рекреационные ареалы и административные, хозяйственные, культурные комплексы (Ставрополя, КМВ). Перспективы познавательных видов туризма определяются обширным и разнообразным культурно - историческим потенциалом, представленными памятниками разных эпох.

Невостребованный вид рекреации представлен этнокультурной мозаикой региона, специфическими традициями населяющего его народов, его вероисповедания, ремесла, кулинарии. Деловой туризм способен стать определенным видом разных сфер рекреации на сопряженных территориях.

Стратегия развития делового туризма должна предусматривать полномасштабную реализацию рекреационного потенциала не только Ставропольского края, но и всех регионов юга России.

На федеральном уровне необходимо, обеспечить переход от поддержки рекреационных территорий к обеспечению экономических и правовых условий для развития рекреации.

Необходимы усилия по дополнительному стимулированию платежеспособного спроса на рекреационный продукт юга России (развитие транспортной инфраструктуры, частное, государственное датирование санаторно-курортных путевок в межсезонье, регулирование транспортно - тарифной политики).

Целесообразно принять необходимые меры по упорядочиванию отношений собственности в санаторно-курортном комплексе, провести коррекцию бюджетно-налоговых механизмов для дополнительного инвестирования в реконструкцию материально - технической базы. Необходимо на общефедеральном уровне восстановить порядок на курортах и создать систему, гарантирующую гражданам профилактику, лечение, отдых в полном объеме и с достоверной эффективностью.

На общерегиональном уровне, в масштабе юга России, государственной поддержки требует инвентаризация и сертификация курортно - рекреационных предприятий.

Создать единую базу данных о ресурсном потенциале рекреационных комплексов, наличие мест, ценовых предложений и ввести ценз на лучшие проекты в области курортно - рекреационных предприятий с учетом отраслевых стандартов в сфере здравоохранения.

Инвентаризация сложившихся условий для развития туризма в регионах и на этой основе формировать и реализовать общерегиональную стратегию нормативно - правовой базы в интересах повышения рекреационной привлекательности курортных территорий.

Необходимо координировать действия силовых структур, усилить рекреационную составляющую, в деятельности природоохранных ведомств, страховании, здравоохранении, механизма обеспечения безопасности санаторно-курортных и туристических объектов в регионе.

Обратить особое внимание на подготовку кадров в регионе в интересах преодоления дефицита специалистов рекреационного профиля, повышение культуры в сфере гостеприимства. Целесообразно разрабатывать всевозможные концепции и программы развития рекреационного комплекса по отдельным регионам РФ в рамках юга России и основным курортам с особым вниманием на рыночный механизм ее реализации.

Важным аспектом реструктуризации рекреационного комплекса является участие РФ в финансировании инвестиционных проектов с инфраструктурной направленностью. Для создания определенных условий горных и других рекреационных зон современным оборудованием.

Целесообразно пересмотреть отдельные аспекты государственной политики на санаторно-курортном рынке: помимо управления государственным имуществом, следует эффективно управлять пакетами акций, формируя с этой целью холдинги, следует защищать права потребителей санаторно-курортных услуг, следует поддерживать развитие санаторно-курортного рынка и защищать его от резких колебаний и кризисных ситуаций и т. д.

На краевом уровне развитие туристской отрасли на Ставрополье администрация проводит политику в сфере туризма. Возможность эффективного развития отраслей экономики края может быть реализована через «строительство» индустрии туризма. Современная туристская индустрия - это сложный межотраслевой комплекс, объединяющий многие отрасли народного хозяйства, который может обеспечить занятость населения. В работу такого комплекса в крае может быть вовлечено до 450 тыс. человек - краевых жителей, вместо 120 тыс. человек задействованных в данное время в туризме или смежных ему областях. В ближайшее время при слаженной систематизированной работе в деятельности предприятий туркомплекса может быть задействовано - 200 тыс. человек.

На современном этапе развития туризма в Ставропольском крае только государство и правительство играют важную роль. Частный сектор участвует только лишь частично, который никогда не сможет покрыть потребности в крупных инвестициях для развития курортных, гостиничных предприятий. Но в условиях жесткой конкуренции в сфере туризма для реального продвижения на мировой туристический рынок необходимо государственному и частному секторам объединиться.

В целях развития туризма необходимо на краевом уровне разработать и приступить к реализации региональной стратегии в сфере индустрии туризма. Отразить основные вехи новой краевой политики в сфере развития туризма путем внесения изменений и дополнений. Внести в бюджетное финансирование туристско-рекреационных территорий путем целевых ассигнований в рамках федеральных и региональных программ развития туризма в Ставропольском крае. Разработать краевую программу по поддержке и развитию рекреационного комплекса края.

В первую очередь перечисленные мероприятия должны рассматриваться государством, без его поддержки санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс Ставропольского края просто не сможет нормально функционировать.

Необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, т. е. совокупность социальных, экономических, организационных, правовых, политических и социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность, целесообразность и эффективность инвестирования в санаторно-курортную систему.