Отказ от идеологического заказа, переход к плюралистическому видению мира, стремительное развитие капиталистических отношений привели к изменениям в содержании высшего российского образования. С одной стороны, есть необходимость сохранить достигнутое, а с другой - учитывая современные реалии, выбрать то позитивное, что может дать современная действительность и что необходимо для дальнейшего развития общества.
Особая роль в устранении этого противоречия принадлежит социокультурному образованию как особому виду высшего российского образования, обусловленному характером и содержанием труда, потребностями отрасли культуры. Данный вид образования обеспечивает подготовку специалистов для сферы культуры - основных субъектов социально-культурных преобразований, выполняющих сегодня историческую миссию формирования активной личности как высшей ценности общества, удовлетворения потребностей граждан в образовании и духовном развитии, сохранения сложившейся в России уникальной системы подготовки творческих кадров. Подготовкой таких специалистов занимаются вузы искусств и культуры и некоторые непрофильные вузы. Однако сложившаяся в последнее десятилетие ситуация в области социокультурного образования характеризуется комплексом системных проблем:
- действующее законодательство рассматривает систему образования как совокупность образовательных учреждений независимо от их типов и видов, в том числе и от отраслевой принадлежности. Таким образом,
- нормы действующего законодательства не учитывают специфики образования в сфере культуры и искусств;
- компетенция образования в сфере культуры отнесена к Министерству образования и науки Российской Федерации;
- не определены основные направления развития образования в сфере культуры и искусства, а также его роль и место в общей системе российского образования;
- отсутствует стратегия развития высшего социокультурного образования как на региональном, так и на государственном уровнях;
- не сформирована система непрерывного социокультурного образования;
- доминирует «знаниевая» парадигма над «компетентностной»;
- растет дефицит профессионализма: массовость, усреднение, стандартизация, снижение образовательного уровня, размывание границ профессиональных групп.
Высшее социокультурное образование является системой, включающей в себя государственные образовательные стандарты и образовательные программы, реализующие их образовательные учреждения и органы управления образованием. Основными направлениями деятельности системы являются социально-гуманитарная, естественно-научная и профессиональная подготовка специалистов в сфере культуры по художественному, культурологическому, библиотечно-информационному, управленческому направлениям, социализация, получение профессии, квалификации и специальности. Целью данного вида образования является удовлетворение потребности общества в высокопрофессиональных кадрах, в формировании творческого интеллекта, профессионализма и нравственно зрелой личности.
Вуз культуры и искусств - это особый тип учебного заведения, объединяющий в себе все современные направления профессиональной деятельности в сфере культуры: от библиотечно-информационной деятельности до современного издательского дела и книгораспространения, от многожанрового художественного народного творчества до современных форм арт-менеджмента, от социально-культурного воспитания, до разнообразных культурно-досуговых практик. Ныне социокультурный вид образования в стране реализует 51 вуз.
Российское высшее социокультурное образование воспринимается как особое социально-культурное явление, на долю которого выпадают две роли: первая - традиционная, связанная с подготовкой специалистов, и вторая - человековедческая, которая не менее важна, чем первая, особенно в связи с усилением противоречивости национального сознания, ростом разрушительных тенденций, отрицающих самобытность и смысл отечественной культуры и истории, резким социальным расслоением общества. Именно социокультурное образование предлагает в качестве обязательных целевых слагаемых профессиональный и человековедческий аспекты.
Государственные образовательные стандарты, по которым ведётся подготовка специалистов сегодня, не обеспечивают переход на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея ориентации на перспективные потребности региона, развитие личности, влияние образования на социальные процессы, культуру и производство с учётом запросов развивающегося рынка. Отмеченные проблемы затрудняют деятельность вузов по перспективному планированию и подготовке специалистов, которые в своей работе реализуют принципы творчества и гуманизма, осознания универсальности нравственных и эстетических ценностей, холизма и толерантности. Всё вышесказанное убеждает в необходимости обоснования инновационной парадигмы социокультурного образования XXI века.
Приоритетными функциями социокультурного образования ХХI века являются гуманитарная и социальная. При этом гуманитарная функция определяется воспроизводством субъектов культурного взаимодействия, ценностей социальной ответственности за сохранение и развитие отечественной культуры, за формирование условий для духовной самореализации человека в современном обществе
Социальная функция предполагает активное участие в формировании на основе инновационных образовательных программ кадрового потенциала сферы культуры и искусств, востребованного ХХI веком нового типа личности специалиста, открытого для инноваций, способного к непрерывному образованию, мобильного в профессиональном плане, ориентированного на ценности культуры и духовное развитие.
При этом среди специалистов полемика ведётся вокруг возвращения социокультурного образования или в русло «культпросвета» или осуществления подготовки кадров только для сферы профессионального искусства (консерватории и т.п.). Вторая точка зрения нашла яркое отражение в обсуждаемой «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы».
Однако, обе точки зрения не отвечают потребностям современного российского высшего социокультурного образования, поскольку сегодня вуз культуры - это в действительности воспроизведённая в миниатюре культурная система страны, которая включает в себя как сферу общественной жизни, так и одновременно - результат освоения, гуманизации, облагораживания человеком окружающей природной среды, собственной трудовой деятельности и социальных отношений.
Главной проблемой социокультурного образования является отсутствие человекоориентированных основ, способствующих глубокому ценностно-нравственному и активному осмыслению профессиональной деятельности в сфере культуры, где ведущей профессиональной группой являются менеджеры культуры, осуществляющие культурную политику в регионах страны.
Определение «менеджер культуры» прочно закрепилось за современным субъектом управления в сфере культуры, существенным преимуществом которого является способность не просто встраиваться в уже существующие отношения, но разрабатывать и реализовывать собственные проекты и программы в области культуры, стимулирующие интерес к этой сфере и вовлекающие в нее все большее количество субъектов общественной жизни.
Менеджер культуры - это профессиональный организатор, способный к выбору ценностных приоритетов, необходимых для выживания и культурного поступательного развития региона. В этом состоит его отличие от узкоотраслевых менеджеров. Эффективность менеджмента социально-культурной сферы не укладывается в строгие рамки экономических показателей, она имеет преимущественно внеэкономический характер, что существенно отличает сферу культуры как объект управления от других сфер общества.
В ХХI веке предъявляются качественно новые требования к профессиональной и образовательной компетентности управленца в сфере культуры, поскольку синтез личной самореализации с профессиональной - условия процесса развития общества, совершенствования профессионального образования и обучения. Особенность подготовки современного менеджера культуры - яркая ориентация на человека.
Проведенное в Тюмени социологическое исследование выявило степень удовлетворенности выпускников полученными знаниями и уровнем готовности к выполнению профессиональной деятельности менеджера культуры. Проанализированы мнения выпускников вуза и экспертов о достоинствах и недостатках высшего социокультурного образования; ценностных ориентациях тех и других; а также оценки респондентами реальных и идеальных личностных качеств специалиста ХХI века. Результаты исследования выявили явное противоречие между загруженностью образовательного стандарта гуманитарными дисциплинами (которые в своей основе должны быть человековедческими) - с одной стороны, и отсутствием общей концепции преподавания этих дисциплин, их человекоцентрированных основ, интеграции - с другой.
На основе анализа высказываний респондентов о современной специфике деятельности в сфере культуры выявлены проблемные зоны в компетенциях субъектов управления, а также классификацированы факторы, их детерминирующие. Идеальный образ менеджера в сфере культуры, составленный на основе исследования, дает основания для формирования образовательного потенциала специалиста XXI века.
Современный менеджер кульутры должен быть креативным, ответственным, эмоционально сдержанным, стрессоустойчивым, бескорыстным организатором, постоянно повышающим свой культурный уровень, и высоко нравственным человеком, он должен знать основы менеджмента, управления персоналом, иметь знания в области экономики и права и, кроме того, быть по-настоящему гуманитарно образованным. Формирование этих качественных характеристик, по сути, является элементом механизма становления образовательного потенциала специалиста в сфере культуры.
Высказывания респондентов высветили также проблемы, главная из которых - определенная оторванность вуза от работы учреждений культуры. Преодоление этой оторванности является также одним из элементов механизма формирования образовательного потенциала. Суть этого механизма заключается в том, чтобы в центр социокультурного образования поставить человековедческую компетентность. Под человековедческой компетентностью подразумевается совокупность компетенций, которые определяют ценностно-мотивационный, личностно-деятельностный характер познания человека и взаимодействия с ним специалиста в сфере культуры в процессе его профессионального
становления.
Содержание социологической концепции инновационной парадигмы социокультурного образования включает в себя национально-культурные особенности и традиции региональной системы образования, актуальные и перспективные потребности региона в отраслевых кадрах и особую миссию вуза культуры, которая заключается в осуществлении творческих усилий по гуманизации общества, развитии его интеллектуального и образовательного потенциала, воспитании гражданственности, толерантности, сохранении и актуализации традиций народов, культур, религий, широком внедрении социально-культурных практик.
Инновационную парадигму высшего российского социокультурного образования можно представить как систему теоретических принципов, образовательной инновационной модели и механизма её реализации. При этом человековедческая компетентность является доминантой инновационной парадигмы социокультурного образования и определяет единство его содержательных и стратегических аспектов.
Перспективными направлениями дальнейшего изучения проблемы представляются:
- комплексный анализ социокультурного образования, который должен осуществляться совместными усилиями специалистов смежных научных дисциплин: социологии, философии, культурологии, педагогики и психологии;
- исследование взаимодействия социокультурного образования с другими видами высшего образования: социологическим, педагогическим, экономическим, психологическим и
другими; - изучение особенностей развития социокультурного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс, связанных с переходом на двухступенчатую систему подготовки и внедрением государственных стандартов нового поколения.