Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Абрамова Н.Л.

Педагогическим коллективом школы №3 г. Березовского Свердловской области совместно с УГНОЦ РАО разрабатывается модель педагогической системы, основанной на идеях ноосферного образования. К настоящему времени проведен проектировочный семинар с педагогами школы, найдены механизмы взаимодействия с администрацией города и сообществом жителей. Особенностью модели педагогической системы является то, что она реализуется в малом городе, имеющим свои исторические, природные, экономические и социальные особенности.

Основная идея модели - ноосферное сотворчество - совместная творческая деятельность педагогов, детей и родителей, направленная на воспитание ноосферной личности. В связи с этим возникает необходимость создания новых структурных подразделений лицея: педагогической ассоциации творческого развития «Инициатива» и детско-взрослых ноосферных сообществ (модулей). Создание ассоциации обеспечит кооперацию между педагогами лицея, руководителями методических объединений, педагогами дополнительного образования и администрацией, корпоративное решение научно-методических задач.

Взаимодействие педагогов с учащимися осуществляется внутри модулей. Результатом деятельности каждого модуля является реализация интегративных образовательных проектов. Педагоги разных предметных областей и учащиеся одного модуля функционируют как единое целое. Содержание деятельности таких детско-взрослых ноосферных сообществ может быть различным в зависимости от выбранных проектов, используемых педагогических технологий, личных интересов педагогов и учащихся.

Не смотря на то, что среда каждого модуля обладает определенной степенью автономности, индивидуальной спецификой, характером взаимодействия субъектов, между педагогами разных групп должно быть согласие относительно понимания теоретико-методологических идей ноосферного образования.

Подобная структура организации обладает большим потенциалом для профессионального роста и креативного развития педагога. Учитель получает возможности для выхода за рамки традиционного обучения, апробирования и применения в своей деятельности широкого спектра новых педагогических технологий. Постепенное развитие и совершенствование работы созданной организационно-образовательной структуры позволит педагогической системе лицея приобрести новые - эмерджентные качества. Образовательная среда лицея строится на принципах интеграции естественнонаучных, гуманитарных, технических, философских и др. знаний и предполагает гармоничное взаимодействие рационального и иррационального, интеллектуального и эмоционального компонентов. Такое взаимопроникновение способствует гармоничному развитию личности, формированию целостного (холодинамического) мышления, холистического миропонимания.

Содержание образования направлено на овладение учащимися базовых ноосферных компетенций: ноосферно-мировоззренческой, творческо-эстетической, нравственно-этической, информационно - коммуникативной и интеллектуально-когнитивной. С этой целью планируется разработать и внедрить в учебный процесс новые содержательные линии, интегрированные курсы (устойчивое развитие), специальные учебные дисциплины и тренинг-курсы (аутогностика - наука и искусство самопознания, герменевтика - наука и искусство понимания, эпистемология - теория познания, аксиология - учение о ценностях и т.д.).

Новые содержательные компоненты ноосферного образования будут постепенно внедрятся в отдельные разделы и части традиционных учебных курсов и предметов. Для реализации каждого приоритетного направления разрабатывается специальная комплексная программа, развертывание которой предполагает поэтапную апробацию в отдельных классах, параллелях (горизонтальные взаимодействия), после чего определяются их вертикальные преемственные взаимосвязи (с 1 по 11 классы).

В развитии модели, на наш взгляд, можно выделить несколько основных этапов. Такое поэтапное развертывание разработанной модели обусловлено потребностью подробной проработки содержания проекта, организации мониторинга развития модели, оценки эффективности педагогических технологий и др. Постепенное развертывание модели в проект позволяет оптимально управлять процессом, диагностировать его и прогнозировать.