Глубокая и всесторонняя модернизация российского образования, направленная на долгосрочную перспективу и нацеленная на определенные приоритеты в обучении и воспитании молодого поколения, предполагает решение важнейших задач. Они связаны с формированием у студентов творческой активности, теориек: творчества, механизма решения социальных, педагогических задач в условиях всеобщего дефицита, в том числе и времени на их решение, т.е. механизма импровизации. Новые тенденции в мировоззренческих ориентадиях современного общества, инвариантность человеческого прогресса, требуют новых подходов к подготовке кадров. Поиск новых подходов к формированию режиссеров - педагогов высветил ряд важнейших проблем, одна из которых заключается в серьезном рассогласовании между полученными в процессе обучения знаниями и актуальными потребностями практической работы выпускников вузов. Современный педагог высшей школы - это творческая личность, интеллигент, просветитель, специалист, способный эффективно взаимодействовать с воспитуемыми на основе определения их природных возможностей, развития их творческих и интеллектуальных задатков. Традиционная подготовка режиссера в вузах искусств не обеспечивает необходимого качества педагогической подготовки, не соответствует современным требованиям. Между тем, часть выпускников режиссерских факультетов зачастую не обладают достаточной профессиональной подготовкой к решению педагогических задач. Проблема не может быть решена без учета достижений педагогической, психологической и других наук. Изучение необходимых условий для формирования и развития творческого потенциала студентов, раскрытие импровизационных способностей, - должно стать одной из главных задач педагогики высшей школы. Научные разработки, социологические данные, эмпирический опыт по решению задач оптимизации профессиональной подготовки режиссеров - педагогов приводит исследователей к пониманию необходимости совершенствовать всю систему отношений участников учебного процесса. Это позволит эффективно влиять на качество овладения студентами технологией импровизационного творчества. Естественно, что в таком направлении научных исследований на первом плане оказывается проблема развития демократических отношений в учебной группе, педагога и студента. Практическая реализация принципов такого межличностного взаимодействия потребует глубинного изучения механизма - импровизации и использование ее в учебной практике вуза. Анализ научных исследований подтверждает возрастающий интерес к проблеме. Вместе с тем исследователи отмечают недостаточную психолога - педагогическую разработанность данной проблемы. В науке к настоящему времени, с одной стороны, созданы предпосылки, необходимые для ее решения, с другой - педагогическое осмысление проблемы свидетельствует о наличии ряда противоречий между:
- социальным заказом образовательным институтам на формирование личности, способной к творчеству, успешной импровизационной деятельности, и недостаточной
психолого-педагогической разработанностью данной проблемы; - необходимостью подготовки будущего педагога к импровизации и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов;
Выделенные противоречия свидетельствовали об актуальности обозначенной проблемы и обусловили выбор темы исследования. Импровизация как дидактическое средство является своеобразным инструментом для вдохновения и творчества в педагогическом процессе средней и высшей школы, процесс формирования готовности к импровизации в профессионально-педагогической деятельности будет более эффективным по сравнению с массовым опытом, если: - среди приоритетных целей профессиональной подготовки режиссера-педагога будет проектироваться готовность к импровизации в профессионально-педагогической деятельности, понимаемой как специально организуемый процесс, нацеленный на создание педагогических условий, ставящих артиста в позицию субъекта, сознательно принимающего ценностное содержание опыта, предлагаемое режиссером-педагогом.