Одним из положительных моментов эффективной адаптации молодежи на кризисных ступенях получения базовой специальности служит учебно-исследовательская деятельность, в учебных учреждениях проводимая под руководством педагогов рекомендованных или, как правило, выбираемых самими обучаемыми. Попав в новую среду, молодые люди подвергаются комплексному воздействию стрессов. Превалирующими, из них могут быть психологические, включающие эмоциональные и социальные стрессы. Социальный стресс может принять главенствующую форму, когда будущие специалисты, переступив порог учебного заведения, несут в себе неудовлетворенные потребности человека как члена социального общества. Одним из путей устранения социального стресса, на наш взгляд, и служит привлечение молодежи в учебно-исследовательский процесс.
Актуальность вовлечения молодых людей в учебно-исследовательский процесс, как показывает практика и в третьем тысячелетии не снижается, а в ряде учебных учреждений даже повышена. В этот совместный процесс вовлекаются педагог и обучаемый. Где педагогу отведена роль ведомого, создающего условия для творческого процесса своему подопечному, а молодым людям возможность самоопределиться и самореализоваться.
Адаптивность стресса, в нашем случае социального, выполняет функцию сохранения организма как целого, при изменении условий существования. Мы знаем, что при стрессе активизируются защитные механизмы и понижена деятельность тех систем, которые не принимают непосредственного участия в процессе исследовательской деятельности молодых людей. В частности, активизируется сердечно-сосудистая система, перераспределяется кровоснабжение, мобилизуются энергетические ресурсы, содержание глюкозы в крови и ее поступление в мозг повышается, постоянно готовится строительный материал за счет увеличения резерва свободных аминокислот. Стрессорная реакция, которую обучаемые будут испытывать при проведении исследовательской деятельности, будет являться одной из разновидностей эволюционной стрессорной реакции и которую они с успехом могут, не зная сами того модифицировать как приспособление к новой социальной среде и самое главное переводу деструктивного стресса в конструктивный.
В процессе творческой деятельности независимо, в какой учебной среде молодые люди бы не находились (учащиеся, студенты, слушатели). У них развиваются умения и навыки необходимые для проведения исследовательской, не побоимся этого слова научно - исследовательской деятельности, творческого мышления, способности предвидеть использование полученных знаний на практике и как правило итогом может служить, мотивированный выбор специальности.
При общении со своими учениками мы старались уяснить, что привлекает молодежь сегодня в учебно-исследовательской работе в естественных науках (биологии, химии, микробиологии, вирусологии и т.д.). Их ответы можно распределить следующим образом:
- - получение более полных и глубоких знаний по заинтересованной конкретной теме изучаемой дисциплины или вопросу - 38 %;
- - возможность отработки навыков обобщения, систематизации и конкретизации полученной теоретическим и экспериментальным путем информации - 16 %;
- - проявлять оперативность и гибкость при применении полученных при учебно-исследовательской работе знаний - 12 %;
- - осознанное получение прочных знаний расширяющих представление о выбранной специальности с целью их использования в процессе учебы и дальнейшей практической деятельности - 34%.
Какими же видами учебно-исследовательской деятельности молодые люди могут заняться в период получения базовой специальности. Считаем, что на первом месте должна стоять экспериментально - исследовательская деятельность. Следующую позицию занимать проблемно-реферативная и нельзя ни в коем случае забывать о изобретательско-рационалазитарской деятельности. На наш взгляд, это три основных кита, которые ежегодно параллельно с другими задачами идут в плавание с 1 сентября на весь период учебного года. Если взять за сто процентов группу обучаемых молодых людей. То по первой позиции преподаватель может определять от 16 - 24 % учеников от общего числа в закрепленной за ним по предмету группе, по второй 30 - 12 %, третьей 14 - 26%, другие виды деятельности могут составлять 10 - 22 % и, наконец, от 34 до 14% могут включать неохваченных творческой деятельностью обучаемых. Как видим, цифры пестрят. В данном случае не маловажную роль играют «семейные устои», «круг друзей», материальное состояние и тот конечный результат, который хотят видеть молодые люди, переступая порог конкретного учебного заведения.
Для повышения заинтересованности у молодых людей к учебно-исследовательской деятельности их наставникам необходимо не только выбрать направление и содержание темы работы, учитывая, безусловно, и приоритетные направления, но и планирование рабочего и личного времени для проведения консультаций. Содержание, которых может включать планирование времени работы по теме самого ученика, методику организации и проведения теоретической и экспериментальной части работы, обязательное оформление, и представление полученных результатов учебно-исследовательской деятельности на суд общественности. Представление результатов работы обучаемыми в зависимости от направленности и конечного итога могут быть самыми разнообразными:
- - презентации, компьютерные программы, видеоматериалы;
- - статьи, доклады, реферативные сообщения, стендовые отчеты;
- - макеты, проекты;
- - изготовленные собственноручно или усовершенствованные приборы и т.д.
И самое главное на наш взгляд, основное, это внимание коллектива к полученным результатам, руководства, методистов и самих преподавателей. Это может найти отражение в направлении не только одаренных, но и трудолюбивых учеников на конкурсы, олимпиады, конференции, различного рода симпозиумы и желательное поощрение дипломами, ценными подарками. Почему акцентируется внимание на моральный и материальный стимул. Ответ один, когда вплотную работаешь с учеником, видишь его или ее целеустремленность, время и силы, потраченные на получение конкретного результата. Оценка окружающей среды труда твоего ученика является своеобразным мерилом полученного им или ей определенного результата, а для него или ее ступенькой к следующей высоте. Благодаря азам, заложенным в учащихся или студентах, в процессе обучения в профилирующих специальных или высших учебных заведениях сегодня мы имеем возможность гордиться именами многих отечественных ученых.
Таким образом, в связи с изменяющимися социально-экономическими условиями развития общества, учебного процесса, проведение учебно-исследовательской деятельности с молодежью в учебных учреждениях в процессе получения основной специальности может служить своеобразной научно-практической лабораторией адаптивного обучения. Ставящей своей окончательной целью формирование определенных теоретических, практических, очень часто и научно-исследовательских навыков получаемой специальности.