Создание нового или модернизация уже существующего товара производится на основе формирования его потребительных свойств. Потребительные свойства лекарственных препаратов (ЛП), как разновидности товара, рассматриваются маркетологами в основном как признаки, отражающие потребности потенциального покупателя. Среди подобранных для лекарственных средств (ЛС) параметров доминирующее большинство – 93,3 % – приходится на потребительные, характеризующие важнейшие свойства ЛП, и только всего 6,7% на экономические параметры, связанные с ценой. В последние годы в медицинских публикациях широко обсуждается роль нерегламентируемых потребительных свойств ЛП в формировании лекарственного комплаенса (ЛК), специалисты указывают на их потенциальный ресурс не только эффективности терапии, но и экономии бюджетно-страховых средств [1,6].
При этом вопросы общего профиля потребительных свойств, классификации и самого термина носят фрагментарный характер, что не способствует развитию полезных функций свойств ЛП как инструмента формирования удобства использования и лекарственного комплаенса, что и определило цель работы.
Целью работы явилась разработка общего профиля и классификации приданной полезности таблетированных лекарственных препаратов.
Объектом исследования являлись приданные потребительные свойства (ППС) ЛП, а предметом – лекарственный комплаенс.
Пилотный проект гармонизации данных по потребительным свойствам разрабатывался на примере самой распространенной и широко используемой ЛФ – таблетках. При анализе эмпирического материала границы исследования были смещены в смежные области – фармацевтическое товароведение, социальную психологию и фармакологию.
Теоретическое обобщение в рамках категории «свойства ЛП» позволило нам выявить неоднозначность толкования термина – потребительные свойства. Выпущенный предприятием ЛП после приобретения потребителем начинает новую жизнь в процессе использования, где и проявляются все его существенные свойства. По данным современных экономистов, совокупность этих свойств, обуславливающих полезность ЛП при потреблении, органично связана в экономической теории с потребительной стоимостью и весомых обоснований необходимости его замены пока науке не представлено. Изученный нами генезис и сопоставление приведенных дефиниций свидетельствуют об ошибочности подмены рядом авторов термина «потребительные свойства», т. е. свойства, которые потребляют и определяют полезность товара, на «потребительские свойства» (Customerprofile) – классификацию групп потребителей на основе различных демографических, психографических и географических характеристик. Смешение этих двух разных понятий не способствует однозначности восприятия терминов, приводит как к ошибкам в общении, так и в передаче информации, а также создает проблемы технического перевода на иностранные языки [2].
Затруднения вызывает и отсутствие классификации потребительных свойств такой специфичной разновидности товара, как ЛП. Трехуровневая модель анализа товара, предложенная Ф. Котлером, классификация «жестких» и «мягких» параметров конкурентоспособности, а также товарная вызывают затруднения в оценке полезности ЛП. Представители разных школ и направлений исследований используют смешанные признаки классификации товарных свойств – свойство или характеристика ЛС, назначение и способ производства, отделки или обработки: функциональные, специальные, базовые, технологические, вспомогательные, приданные [3,7].
Несмотря на то, что при принципиально правильном подходе исследователей к выделению двух групп признаков ЛП, как, например, функциональные и приданные, основные и технологические, они являются смешанными и вступают в межкатегорийное противоречие, т.к. приданные и основные имеют статус метакатегорий, а функциональные и технологические – категорий. Подходы к классификации товарных признаков, в зависимости от сферы применения, могут быть разными, но должны выдерживать признак классификации и уровень используемых категорий и, как вариант, нами предлагается подразделение потребительных свойств по признаку их происхождения на базисные (связанные с эффективностью и побочным действием) и приданные, путем воздействия на ЛС определенными технологическими приемами.
Анализ работ, посвященных комплаенсу, позволил отметить растущую тенденцию обоснования роли в соблюдении рекомендованной лекарственной терапии не только базисных свойств ЛС, но и ППС, определяющих приданную полезность и удобство применения, что определило задачу следующего этапа исследования – разработки классификации ППС таблетированных лекарственных препаратов.
Результаты контент-анализа научной литературы в отношении номенклатуры ППС ЛП свидетельствовали о нулевой информативности с позиции фармтовароведения, несмотря на то, что свойства товара являются прерогативой этой дисциплины. С позиции организации экономики и социальной психологии наиболее характерные примеры оценочных признаков ЛС отражены в работах В.В. Дорофеевой, З.Н. Мнушко, Н.Б. Дремовой, Е.В. Дмитриевой и С.Н. Егоровой. Для упрощения интерпретации номенклатуры признаков нами проведена их блочная систематизация, с последующим разделением на часть «А» – базисные свойства и часть «В» – другие оценочные признаки. В основе группирования и разделения признаков в части «В» положены – определение ЛС и ЛП согласно ФЗ от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и рассмотрение ППС ЛС как продукта воздействия технологических приемов [8].
Результаты систематизации оценочных признаков представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные типы оценочных технологий свойств лекарственных препаратов
Логический анализ сформированной нами схемы, с учетом рассмотрения только не регламентируемых свойств, потенциально влияющих непосредственно на процесс потребления, позволил выделить следующие блоки ППС: связанные с ЛФ (блоки 2;9;11); с упаковкой (блоки 4; 6), с количеством доз ЛП в упаковке (блоки 3; 12), и признаки неоднородные, включающую цену, известность производителя, название ЛС. Содержание некоторых признаков не вполне ясно и определенно, как, например, «Дозировка» в блоке 2 и «Небольшие дозировки» в блоке 9, там же «Удобный способ применения» с более широким понятием «Удобная ЛФ», что требует авторской экспликации.
Сопоставление полученных данных с возможностями технологических приемов определило блочную основу классификационной схемы потребительных свойств ЛП (рис. 2).
Рисунок 2. Блочная схема классификации потребительных свойств лекарственных препаратов
Анализ представленной схемы позволил обозначить три блока ППС ЛС: связанные с ЛФ, с упаковкой и количеством доз ЛП в упаковке, которые нуждались в заполнении номенклатурой относящихся к ним свойств, влияющих на удобство потребления и формирование лекарственного комплаенса [4,5].
Систематизация результатов проведенных нами исследований позволила впервые сформировать общий профиль приданной полезности таблетированных ЛП, который отражен на рисунке 3.
Рисунок 3. Схема профиля приданных потребительных свойств таблетированных лекарственных препаратов
Представленная схема отражает потенциальный профиль приданной полезности ЛП, способствующий формированию комплаенса при различных нозологиях. К ППС, формирующих приданную полезность ЛФ, отнесены:
- доступность терапевтической дозы, которая определяется наличием линейки доз или удобством деления таблеток;
- разновидность ЛФ, которая определяется временем высвобождения ЛС и готовностью ЛП к применению;
- органолептические и физические свойства ЛП, определяемые комплексным влиянием вкусового и цветового восприятия, а также удобством проглатывания.
К приданным потребительным свойствам, формирующих приданную полезность упаковки ЛП, отнесены:
- информационные средства, которые обеспечивают напоминание о приеме ЛП;
- укупорочные средства, которые обеспечивают удобство пользования упаковкой.
Количество ЛП в упаковке рассматривается как ППС, способствующее физической и ценовой доступности лекарственных препаратов.
Сопоставление полезных функций ППС ЛП свидетельствовало о необходимости переосмысления используемого в сопровождении исследований предпочтений потребителей (В.В. Дорофеева 2006, В.С. Карманова 2010) следующего определения: «Приданные ЛС характеристики – это свойства, не связанные с лечебным эффектом, но влияющие на выбор потребителя». Обоснованием этому служит:
- доказательная база научных публикаций, раскрывающих значимость ППС ЛС в формировании ЛК, который рассматривается как важная составляющая эффективности терапии;
- определение лекарственной формы как одного из ППС – состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта;
- цвет таблеток психологически способствовал повышению эффективности действия нейролептиков, антидепрессантов, болеутоляющих и других лекарственных препаратов;
- пролонгированное действие способствует поддержке оптимальной терапевтической концентрации и минимизации побочных эффектов ЛС и их метаболитов. Исходя из вышеизложенного, как вариант дефиниции ППС, с учетом особенностей ЛП как разновидности товара, может рассматриваться следующее определение: «Приданные потребительные свойства лекарственного препарата – это свойства, обуславливающие его полезность в процессе потребления, не связанные с эффективностью ЛС, но способствующие достижению лечебного эффекта».
Разработанная классификация потребительных свойств и профиль приданной полезности ЛП позволят расширить возможности развития полезных функций ППС в решении проблемы формирования ЛК и оптимизировать коммуникативные процессы.
Выводы
1. С целью расширения возможностей полезных функций свойств таблетированных ЛП в решении проблемы некомплаентности проведено сопоставление и анализ данных междисциплинарных исследований в отношении их номенклатуры, оценочных признаков и классификации. Предложен вариант классификации потребительных свойств ЛП по признаку их происхождения на базисные и приданные, а приданных – на связанные с ЛФ, связанные с упаковкой и с количеством доз ЛП в упаковке.
2. Разработаны номенклатура ППС и потенциальный профиль приданной полезности таблетированных ЛП. Уточнено определение термина ППС ЛП, отражающего границы их функциональных возможностей – от маркетинговых до фактора достижения лечебного эффекта и, как следствие, оптимизации дополнительных расходов на медицинскую помощь.
Рецензенты:
Ганичева Л.М., д.фарм.н., профессор, зав. кафедрой управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения фармацевтического факультета Волгоградского государственного медицинского университета Минздрава России, г. Волгоград.
Хаджиева З.Д., д.фарм.н., профессор кафедры технологии лекарств Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России, г. Пятигорск.