Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Быков И.М., Литвинова Т.Н., Маланьина Н.С., Брещенко Е.Е., Волкова Н.К.

Химические дисциплины составляют фундамент теоретической подготовки студента-медика. Сочетание фундаментальной теоретической подготовки студентов с формированием у них практических умений и навыков является залогом качественной подготовки выпускника медицинского вуза. Для улучшения професиональной подготовки врачей с 2008-2009 учебного года в Кубанском государственном медицинском университете (КГМУ) введена рейтинговая система оценки успеваемости студентов.

Кафедры общей химии, фундаментальной и клинической биохимии ведут подготовку студентов по нескольким химическим дисциплинам - общей и биоорганической химии на первом курсе, биологической химии - на втором, клинической биохимии - на пятом-шестом курсах.

Качество обучения по любым конкретным дисциплинам, в том числе по химическим, определяется оценкой результатов работы каждого обучаемого за определенный период времени. При этом преследуется цель оценить полученные теоретические знания, степень развития творческого мышления, приобретения навыков самостоятельной работы, умения синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач. Следовательно, мониторинг качества образования в вузе предполагает постоянное отслеживание состояния образования в целом и его отдельных компонентов [1]. Мы считаем, что контроль в современной высшей школе должен ориентировать студентов не столько на уровень воспроизведения (репродукции) содержания учебного материала, сколько на овладение фундаментальными понятиями, законами, закономерностями учебной дисциплины, развитие способностей активно использовать знания для решения возникающих реальных научных и медицинских проблем, а также восприятия новых идей.

КГМУ - старейший вуз на Кубани, стремится сохранять и улучшать здоровье и культуру своего региона через обучение и воспитание будущих медицинских специалистов на принципах гуманизации, фундаментализации, информатизации и др., стараясь вооружить их знаниями последних достижений науки, корпоративной культуры медицинского университета и системы Кубанского здравоохранения.

Особенностью медицинского образования является профессиональная направленность преподавания химических дисциплин.

Рейтинговая система оценки знаний - это оценка накапливаемых знаний в течение всего аттестуемого периода. В зависимости от количества баллов, полученных за каждый выполненный вид учебной деятельности, студент по завершении курса получает совокупную оценку [2, 3]. Рейтинг - это индивидуальный суммарный показатель уровня знаний студента и его отношения к процессу обучения, устанавливаемый на каждом этапе текущего, рубежного и итогового контроля знаний.

Введение рейтинговой оценки знаний студентов позволяет решить следующие задачи:

  • оптимизировать управление образовательным процессом на кафедре и в вузе в целом;
  • стимулировать самостоятельную работу студентов;
  • повысить уровень сознательности и дисциплинированности студентов;
  • активизировать социально-психологический дух соревнования;
  • улучшить обратную связь «преподаватель - студент» с целью дальнейшего совершенствования учебного процесса;
  • повысить качество подготовки будущего врача для обеспечения его конкурентноспособности в системе здравоохранения.

Рейтинговая система оценки не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается как с интегративно-модульной системой обучения, применяемой на кафедре общей химии, так и с традиционной системой обучения, используемой на кафедре фундаментальной и клинической биохимии.

Рейтинг в своей основе обеспечивает систематическую, мотивированную, активную, творческую работу, как студентов, так и преподавателей, и, в конечном итоге, представляет собой целостную систему оценок, более гибкую и широкую по ее возможностям, стимулирующую учебный труд обучающихся и определяющую качество знаний и умений студентов. Достоинством рейтинговой системы является также возможность оперативно проводить текущий и итоговый анализ процесса обучения, при этом оперативный анализ помогает выявить слабые места каждого раздела подготовки, каждого студента и предпринять соответствующие корректирующие меры. Кроме того, внедрение балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости тесно связано с системой зачетных единиц, используемых в Европе.

На основе общей Положения о рейтинговой системе оценки успеваемости в КГМУ нами разработаны кафедральные Положения рейтинговой системы оценки и контроля химической подготовки студентов, включающие:

  • системы текущего контроля по различным видам учебной деятельности (решение задач, практические занятия, тестовые задания),
  • рубежного контроля - защиты модуля (общая химия) или итоговые работы (биохимия);
  • и итогового контроля - экзамен.

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов основана на оценке каждого вида работы студента по дисциплине в рейтинговых баллах. Усвоение каждой химической дисциплины максимально оценивается в 100 рейтинговых баллов («100% успеха»), которые распределяются по модулям или темам в зависимости от их значимости и трудоемкости. Максимальная сумма баллов (100), которую студент может набрать за семестр по каждой дисциплине в ходе текущего (Sтек), рубежного (Sруб) и итогового (Sитог) контроля (Sтек + Sруб + Sитог = 100 баллов). Текущий контроль успеваемости студентов по дисциплине осуществляется преподавателем, ведущим занятия в данной студенческой группе. В рамках текущего контроля в рейтинговых баллах оцениваются все виды работы студента, предусмотренные рабочей учебной программой по дисциплине.

Нами определены максимальное и минимальное количество баллов рейтинга по каждому виду учебной деятельности, количество и формы рубежного контроля по окончании изучения модуля или темы, форма проведения экзамена. Установлено минимальное количество баллов, которое студент должен набрать для получения зачета по дисциплине. Подсчитана максимальная сумма баллов, которую может набрать учащийся после прохождения всех видов контроля. Разработана система «штрафных» и «премиальных» баллов. Оговорена шкала перевода рейтинговой системы баллов в традиционную систему оценок. Разработана форма рабочего журнала и памятка для студентов.

Важное место в рейтинговой системе занимает разъяснительная работа и информирование студентов о целях и методике системы.

Первый опыт работы по рейтинговой системе контроля знаний в группах с разным уровнем знаний позволяет сделать вывод - рейтинговая система даёт возможность активизировать студентов на занятиях и во время их самостоятельной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Никитина Н.Ш. Рейтинговая оценка деятельности факультетов как элемент системы мониторинга качества образования в университете // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - N 4 (27). - С. 62-70.
  • 2. О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов. Министерство образования России. Приказ № 2654. 11.07.2002.
  • 3. Рейтинговая система и менеджмент качества образования / Вузовская педагогика: Сб. науч. работ. /Краснояр. мед. акад. - Красноярск, 2006. - С. 157-213.