Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Цветков В.Я., Воинов А.И.

В настоящее время в связи с развитием информационной экономики большое значение имеют факторы, влияющие внедрение и эксплуатацию информационных процессов и системы. Одними из таких являются информационные транзакционные издержки.

Используем классификацию транзакционных издержек Дугласа Норта (Douglas North) и Трайн Эггертсона (Thrainn Eggertson).. Согласно Норту и Эггертсону, транзакционные издержки состоят из следующих основных классов: search activities (издержки поиска); bargaining activities (издержки ведения переговоров); contract making activities (издержки составления контракта); monitoring (издержки мониторинга); enforcement(издержки на принуждение); protection vs 3d parties (издержки на защиту прав собственности).

Рассмотрим те, которые связаны с информационными процессами.

Search activities (издержки поиска). Эти издержки связаны с информационным поиском, который осуществляется не только с использованием информационно-поисковых систем, но всеми возможными способами. Включая информационную разведку.

К этому классу относят издержки, связанные с неполнотой (неопределенность, нечеткостью) информации и необходимостью ее дополнительного сбора. Ограниченность информации о рынке может привести к отказу от совершения сделки

Когда уровень информационной неопределенности становится высок, экономические агенты предпочитают скорее отказаться от активных действий, чем тратить ресурсы на получение дополнительной информации.

Bargaining activities (издержки ведения переговоров). В этом классе выделяют координационные и мотивационные издержки. Координационные издержки, в свою очередь, делятся на три вида

Б) Издержки определения партнеров. Эти издержки связаны с изучением возможных партнеров, которые предоставляют нужные услуги или товары.

В) Издержки непосредственной координации. Эти издержки возникают при заключении сложного контракта, когда возникает необходимость создания некой совместной структуры или системы, в рамках которой осуществляется сведение сторон и сама сделка. Эта система включает исполнителя, заказчика и агентов представляющих их интересы. Такими агентами могут быть доверенные лица, адвокаты, маклеры, ускоряющие сделку, посредническая фирма и т.д.

Мотивационные издержки - издержки, связанные с процессом выбора: заключать или не заключать данный контракт. Издержки определения деталей контракта. Эти издержки возникают на первом этапе с целью определить стоит ли заключать контракт, прежде чем принять конкретное решение о его содержании.

 Bargaining activities (издержки ведения переговоров). Эти издержки сопряжены с потерей времени на торги, поиском необходимой информации для ведения торгов, приобретением необходимой информации для ведения торгов. Это все также приводит к издержкам. Поэтому участник торгов в процессе bargaining activities ищет предельную кривую безразличия партнера (до какой цены он может дойти при торговле).

У каждого из участника торгов есть некая запросная и некая резервная цена. В процессе bargaining activities один из партнеров по торгу пытается разными путями подойти максимально близко к предельной - наиболее низкой или наиболее высокой - цене, которую способен дать другой партнер. Отсюда bargaining activities ведет к нахождению предельной кривой безразличия.

Надо отметить, что search activities и bargaining activities - существенно разные. В search activities партнеры не определены и их выбирают. Примером такой деятельности служит поиск в Интернете.

Технология bargaining activities предполагает, что круг партнеров определен. Переговоры ведутся только с ними, поэтому нет смысла вести их со всеми).

Затраты фирмы, в процессе bargaining activities могут быть значительными, если организуется тендер. Например, Европейская комиссия берет в качестве вознаграждения тендерному агентству 15 % от суммы сделки. Однако затраты необязательно будут велики, если методами информационной разведки удается узнать резервную позицию партнера. Поэтому в bargaining входят представительские расходы на переговоры.

 Contract making activities (издержки составления контракта)Эти информационные издержки связаны с тем чтобы в текст контракта было записано, как в тех или иных возможных (предвиденных) случаях поведет себя исполнитель контракта (партнер) и как будут складываться внешние обстоятельства.

Поскольку предусмотреть все случаи нельзя, то применительно к таковым в контракте формулируется некий механизм. Например, устанавливается: условие, что при отсутствии договоренности по сдаче-приемке продукции спорные вопросы будет решать местный арбитражный или иной суд (например, Международный). Этим условием резервируется некая позиция для непредвиденных обстоятельств. Contract making activities - одна из самых дорогих (5-10 % объема сделки) при инвестициях в специфические активы. Хотя это большие деньги, но в ряде случаев риски, столь велики, что их вынуждены тратить на юристов.

 Monitoring (издержки информационного мониторинга). Издержки мониторинга возникают, когда контракт уже подписан. Суть этих издержек связана с контролем исполнения контракта каждым из контрагентов. Не все затраты по мониторингу делаются заказчиком (покупателем).

 Enforcement (издержки на принуждение). Это издержки обусловлены расходами на принуждение другой стороны к выполнению условий контракта. Они возникают из-за того, что информация (по определению) в контракте неполна и нередко возникают ситуации, когда контракт не выполняется частично или полностью. Наиболее характерный пример заказ программы на сторону программистам, не являющимися специалистами в данной предметной области. Они могут составить алгоритм (а затем и программы), который неэффективен или не учитывает все особенности решаемой задачи. Формально они действуют в рамках контракта, но фактически создают результат не ненужный заказчику. Для исключения подобной ситуации необходимы издержки привлечения экспертов с третей стороны для выявления неточностей и корректировки контракта.

Возможны случаи не выполнения обязательств даже в рамках четко написанного задания, но, например, из-за перерасхода исполнителем средств.

Должна быть определена система, которая заставляет партнеров соблюдать условия контракта. Такой системой, обычно, являются институциональные нормы, государственная нормативно-правовая система, профессиональные ассоциации и частная юридическая система. Последняя взаимодействует с двумя предыдущими, дополняя их. Но есть и альтернативная система принуждения, которая возникает в мафиозном государстве. Это - частная система enforcement (не путать с вышеупомянутой частной юридической системой), к которой относится мафия, всевозможные «крыши» и т.п.

В правовом государстве затраты на принуждение к исполнению контрактов практически отсутствуют для экономических агентов. Это затраты государства, а оно экономит на масштабе. Государство, учитывая, что такие случаи регулярно возникают, содержит и арбитражные суды, и обычные уголовные суды, и систему угрозы насилием - тюремную систему, систему судебных агентов, и пр. Естественно, система enforcement в таком случае финансируется за счет налогов.

В обществе, которое экономит на налогах, или в системе неправового государства (Россия) экономический агент вынужден тратиться на альтернативную систему enforcement (систему частного правосудия), крайне неэффективную и очень дорогую.

Если контракт не защищен (могут обмануть), экономический агент скорее всего предпочтет его не заключать. Неэффективность альтернативной системы enforcement обусловлена, в частности, высокой конкуренцией между бандитами и нестабильностью криминальной среды. Нет гарантий, что избранная экономическим агентом «крыша» будет надежно работать. Эффективность на микроуровне у нее выше, но в макроуровне ниже, чем у милиции. В России альтернативная система enforcement может существовать только в очень высокоприбыльных секторах - в оптовой и розничной торговле, в сфере обслуживания «новых русских».

Таким образом, в реальной ситуации существуют различные виды транзакционных информационных издержек, которые должны учитываться экономическим агентом при внедрении информационных технологий и систем, на которые должны планироваться и выделятся соответствующие ресурсы. При исключении из рассмотрения этих издержек деятельность на рынке экономического агента вряд ли будет успешной. А внерение систем не приведет к получению желаемого результата.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Поляков А.А., Цветков В. Я. Информационные технологии в управлении. - М.: МГУ факультет государственного управления, 2007 - 138 с.

2. Цветков В. Я. Информационные технологии управления / Изд. 2-е переработанное. - М.: МГУГиК, 2007 - 90 с.