Введение. Одним из важнейших факторов развития постиндустриальной экономики является производство наукоемкой продукции и услуг. Однако неразвитость рынка научно-технической продукции не позволяет в полной мере получать отдачу от отечественных научных достижений. В результате большинство перспективных научных разработок оказываются нереализованными.
Научная и (или) научно-техническая продукция (НТП) – это научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации [5]. Соответственно, под научно-технической продукцией следует понимать опытные образцы, знания, патенты, предназначенные для коммерциализации.
Заказчиком НТП могут выступать государство и отдельные предприятия. Также инициатором НТП часто являются организации, разрабатывающие такую продукцию: НИИ, вузы, конструкторские бюро, исследовательские организации. Чаще всего НТП возникает в ходе договорных отношений, в связи с чем на рынке не появляется. Однако возникают ситуации, когда НТП попадает на рынок. Вследствие чего необходимо осуществлять поиск потребителей: исследовать рынок, определять потребность в данной НТП, выявлять, насколько в текущий момент высок спрос на подобную продукцию.
Для получения вышеобозначенной информации проводятся исследования. Рынок НТП является рынком товаров производственного назначения, но имеет ряд особенностей:
рынок характеризуется большим разнообразием товаров;
имеет глобальный характер;
по своей природе это «рынок покупателя», где имеет место значительное преобладание предложения товаров над спросом, что позволяет покупателям диктовать свои условия;
жесткий характер конкуренции на данном рынке, приводящий не к усреднению цены на нововведение, а к появлению другого нововведения;
покупателями НТП являются профессионалы, а цель покупки заключается в повышении конкурентоспособности фирмы, приобретающей новшество;
этот рынок вторичен по отношению к товарному рынку, то есть спрос на НТП определяется спросом на товары (услуги), производимые на основе использования НТП;
характерной особенностью данного рынка является отсутствие определенного «места», где предоставляются новейшие разработки, или каналов сбыта в терминологии товарных рынков. Это определяет важность мероприятий по продвижению НТП на рынок, а также важность развития инфраструктуры данного рынка;
на данном рынке используются специфические формы и методы продвижения и продажи [4].
Общая схема сбора информации. В связи с данными особенностями исследование и анализ рынка НТП несколько отличаются от исследования и анализа товарных рынков. При этом схема сбора информации остается стандартной:
определение проблемы и целей исследования;
определение объектов исследования;
разработка плана исследования;
использование вторичной информации;
сбор первичных данных (выбор метода исследования, выбор орудия исследования, формирование выборки, установление способа связи);
анализ полученной информации.
Специфика заключается в методах, инструментах и способах получения и обработки информации.
Проблема и цели исследования должны быть четко сформулированы и не содержать двусмысленности. Цель исследования рынка НТП часто является описательной, так как необходимо представить существующее положение и определить возможности выхода на рынок.
Объекты исследования и анализа рынка НТП представлены на рис. 1.
Рис. 1. Объекты исследования и анализа рынка научно-технической продукции
Следует отметить, что объекты и их характеристики могут отличаться от вышеприведенных, так как каждая научно-техническая разработка является оригинальной. Среди объектов исследования наибольший интерес представляет исследование рынка с целью коммерциализации НТП.
После определения объектов необходимо разработать план исследования. В него входит определение источников вторичной и первичной информации, установление сроков проведения исследования, предварительных решений о методах и орудиях сбора информации, составлении выборки и способах связи с аудиторией.
Сбор информации из вторичных данных дешевле, однако не всегда вторичные данные соответствуют целям исследования. Поэтому необходимо осуществлять сбор первичных данных, которые будут более актуальными и в большей степени соответствовать целям исследования.
Для рынка НТП источниками вторичных данных являются:
- внутренние отчеты о предыдущих исследованиях;
- публикации национальных и международных официальных организаций;
- публикации государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций;
- публикации торгово-промышленных палат и объединений;
- ежегодники статистической информации;
- книги, сообщения в журналах и газетах;
- публикации учебных, научно-исследовательских, проектных институтов и общественно-научных организаций, симпозиумов, конгрессов, конференций;
- прайс-листы, каталоги, проспекты и другие фирменные публикации;
- патенты;
- специализированные выставки и ярмарки [1].
Внешних источников информации очень много, и поэтому стремление собрать все данные, относящиеся к исследуемой проблеме, может оказаться либо просто нереализуемым, либо привести к огромным затратам времени и ресурсов. Следовательно, из всего объема источников необходимо выбирать наиболее ценные. И даже в этом случае при всей ценности полученной информации следует помнить, что эти сведения доступны практически всем и поэтому никому не дают существенных конкурентных преимуществ.
Следует подчеркнуть, что приступать к работе по сбору информации следует с поиска именно вторичной информации, так как процесс ее анализа может привести к уточнению, а иногда и к значительной корректировке сформулированной ранее проблемы и целей исследования, сэкономить время и средства при поиске первичной информации [3].
В тех случаях, когда исследование вторичных данных недостаточно, переходят к исследованию первичных данных.
Рассмотрим методы сбора первичной информации.
Наблюдение обычно используется в исследованиях поискового характера. Оно позволяет поддерживать стабильные условия и использовать технические средства. Наблюдение чаще всего применяется при проведении исследований, носящих предварительный характер и направленных на конкретизацию проблем, стоящих перед исследователями.
Цель эксперимента заключается в установлении причинно-следственных связей между факторами маркетинга и поведением исследуемых объектов. Для обеспечения достоверности результатов эксперимента значения всех факторов, кроме исследуемого, должны оставаться неизменными [2].
Для описательных исследований, к которым относится и исследование рынка НТП, наиболее удобен опрос/интервью в качестве метода исследования. Источником информации при проведении опроса будут выступать специалисты (эксперты) - лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом исследования, либо конкретные организации, занимающиеся разработкой приборов, которые и будут являться покупателями научно-технической продукции. На данном этапе большое значение должно уделяться инструменту исследования, то есть грамотному составлению анкет и опросных листов.
После определения методов и орудий исследования необходимо составить выборку, ответив на три вопроса.
Первое, кого опрашивать. Необходимо решить, какая именно информация нужна и кто, скорее всего, ею располагает.
Второе, какое количество экспертов (специалистов) необходимо опросить.
Третье, каким образом следует отбирать членов выборки.
После составления выборки необходимо определить способы связи с аудиторией. Как контактировать с членами выборки: по телефону, по почте или посредством Интернета или личного интервью. Каждый из этих способов обладает определенными достоинствами и недостатками [3].
Разработав план исследования, необходимо собрать информацию. Как правило, это самый дорогой и чреватый ошибками этап исследования. А самая сложная часть исследования – извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов.
Методика проведения исследования и анализа рынка с целью коммерциализации НТП. Для проведения исследования и анализа полученных данных и сегментирования рынка с целью коммерциализации НТП предлагается использовать следующую методику (рис. 2).
Рис. 2. Методика проведения исследования и анализа рынка с целью коммерциализации научно-технической продукции
Прежде всего, необходимо проанализировать объекты рынка НТП: потенциальные потребители и их характеристики; правовые нормы; конкуренты; характеристики рынка как такового (география, отрасль); характеристики НТП.
После анализа вышеперечисленных объектов необходимо перейти к сегментированию рынка по трем признакам: область применения, функциональные характеристики НТП (технико-эксплуатационная модель продукции), характеристики потребителей (поведенческая модель потребителя). Для этого предлагается использовать следующий алгоритм.
Сначала (первый шаг) определить сегменты на пересечении области применения и функциональных характеристик НТП (табл. 1). Каждый элемент матрицы будет далее выступать в качестве одной из характеристик следующей матрицы (заголовок будет описан в виде иерархии).
Таблица 1
Шаблон матрицы сегментирования на первом шаге
Область применения
Характеристики НТП |
Область применения 1 |
Область применения 2 |
… |
Область применения k |
Характеристика 1 |
|
|
|
|
Характеристика 2 |
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
Характеристика n |
|
|
|
|
В некоторых ячейках таблицы значения могут отсутствовать: это означает, что такое сочетание признаков невозможно либо на данный момент не используется.
Далее (второй шаг) по определенным на предыдущем шаге признакам (область применения, характеристика НТП) и характеристикам потребителя определить окончательные сегменты (табл. 2). Получится двухмерная матрица, в которой один из заголовков представлен в иерархическом виде.
Таблица 2
Шаблон матрицы сегментирования на втором шаге
Область применения, характеристики НТП Характеристики потребителя |
Область применения 1 |
… |
Область применения k |
||||
Характеристика 1 |
… |
Характеристика n |
… |
Характеристика 1 |
… |
Характеристика n |
|
Характеристика 1 |
|
|
|
|
|
|
|
Характеристика 2 |
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
Характеристика m |
|
|
|
|
|
|
|
В некоторых ячейках таблицы также могут отсутствовать значения.
В процессе сегментирования рынка НТП сложно использовать заранее известные признаки, поэтому необходимо разрабатывать их на основе анализа первичной информации.
Сложность сегментирования рынка НТП заключается еще и в том, что это не всегда удовлетворение существующих потребностей. Часто НТП формирует новые потребности, которые раньше были недостаточно точно обозначены. То есть происходит процесс не только сегментирования, но и формирования нового рынка НТП.
Таким образом, результатом второго этапа исследования и анализа рынка НТП является рынок с выделенными сегментами.
Далее необходимо произвести отбор целевых сегментов. При отборе сегментов необходимо учитывать не только потенциальные возможности сегмента, но и риски, а также вторичный спрос.
После отбора сегментов осуществляется позиционирование НТП на выбранных сегментах и разрабатывается стратегия. На основе анализа вторичного рынка, уточнения функциональных характеристик НТП (под сегмент) формируется ценовая политика, проводится анализ возможных способов продвижения продукции, а также оценка степени новизны продукции и конкурентоспособности. Разработанный комплекс маркетинга должен обеспечивать реализацию выбранной стратегии и способствовать коммерциализации НТП.
Заключение. Следует отметить, что исследование и анализ рынка необходимо проводить в течение всего периода разработки НТП, так как в процессе исследования уточняется область применения, а требования потребителей могут даже изменить функциональные характеристики НТП.
Рецензенты:
Ильинская Елена Михайловна, д.э.н., профессор, заведующая кафедрой экономической теории и предпринимательства Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», г. Санкт-Петербург.
Титова Марина Николаевна, д.э.н., профессор, заведующая кафедрой менеджмента Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт–Петербургский государственный университет технологии и дизайна», г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Федорова Т.Д., Бураков П.В., Батова Т.Н. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗА РЫНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9060 (дата обращения: 26.04.2025).