Введение
В предыдущем исследовании была описана трехуровневая модель формирования информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности) будущего педагога [6]. Данная модель была использована на практике в ходе преподавания дисциплины «Информационные технологии в образовании» в Московском педагогическом государственного университете (ФГБОУ ВПО МПГУ) на факультете педагогики и психологии в 2010–2012 гг. Модель и полученные результаты параллельно использовались в Столичном институте иностранных языков (СИИЯ) в рамках аналогичной дисциплины, ориентированной на преподавателей иностранных языков (факультет романо-германских языков). В состав контрольной и экспериментальной групп вошли студенты из МПГУ.
Реализуя данную модель, мы делали акцент на работу с электронными образовательными ресурсами (ЭОР). Важным отличием нашего подхода является смещение приоритета с разработки ЭОР на поиск, оценку и использование их в учебном процессе. С нашей точки зрения, непосредственная разработка ЭОР – задача профессиональных коллективов. Преподаватель же должен решать задачи, связанные с его профессиональной компетентностью, используя имеющиеся ресурсы во всем их многообразии.
Цель исследования
Теоретическое обоснование и разработка рабочих программ по обучению студентов педагогического вуза использованию электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности, направленных на формирование ИКТ-компетентности педагога.
Методы исследования
Теоретические:
· изучение и анализ различных информационных источников (философская, научная, техническая литература, рабочие программы, государственные стандарты, электронные издания и ресурсы) по тематике исследования;
· обобщение и систематизация научных положений по теме исследования;
· проектирование учебных курсов.
Эмпирические:
· наблюдение;
· сравнение;
· измерение;
· анкетный опрос;
· собеседование;
· тестирование;
· моделирование;
· экспертная оценка;
· обработка результатов с помощью пакетов прикладных программ.
Теоретическая основа исследования
Анализ исследований в данной области [1,2,3,4,5] позволил выделить следующие компоненты ИКТ-компетентности педагога: личностный, мотивационный, когнитивный и деятельностный. Кратко охарактеризуем их.
Личностный компонент в контексте информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) более всего интересует нас в контексте рефлексивных умений и навыков педагога. Его сформированность проявляется в способности дать адекватную оценку эффективности и целесообразности использования ИКТ.
Мотивационный компонент отвечает за положительное отношение к использованию ИКТ в учебном процессе, освоению новых технологий и обмену опытом информатизации с коллегами. Своевременным использованием ИКТ мы считаем только в том случае, когда:
· педагог обладает необходимыми компетенциями в работе с ЭОР;
· поставленная образовательная задача может быть эффективно решена посредством ИКТ в здоровьесберегающих условиях;
· уровень развития информационной образовательной среды учебного заведения достаточен (необходимое программное и аппаратное обеспечение наличествует и готово к эксплуатации).
Мотивационный компонент оценивался посредством анкетирования во время входного и промежуточного контроля.
Когнитивный компонент отвечает за наличие необходимых знаний в сфере ИКТ. К ним относится владение понятийным аппаратом, классификацией ЭОР, ориентирование в нормативных документах, представление о принципе работы технологии и другие теоретические сведения. Компонент оценивался посредством тестирования (входной контроль), опросов на занятиях (текущий контроль) и итоговой аттестации по дисциплине (итоговый контроль), включавшей также и тестирование.
Деятельностный компонент характеризуется сформированностью умений и навыков работы с ЭОР. Компонент оценивался по результатам работы студента с ЭОР.
Мы выделяем следующие уровни сформированности ИКТ-компетентности будущего педагога (см. таблица 1):
1. Неудовлетворительный.
2. Базовый.
3. Профессиональный.
4. Специализированный.
Таблица 1. Уровни ИКТ-компетентности по компонентам
Уровень
Компонент |
Неудовлетворительный |
Базовый |
Профессиональный |
Специализированный |
Мотивационный |
Стойкое негативное отношение к использованию ИКТ, освоению новых технологий. |
Интерес к ИКТ не распространяется на профессиональную деятельность, а носит частный характер. |
Проявляет интерес к использованию ЭОР, освоению новых образовательных технологий на основе ИКТ. |
Изучает ИКТ за пределами непосредственно профессиональных задач. (Например, разработку образовательных сайтов.) |
Когнитивный |
Имеет неверное представление (не имеет представления) о предметной области. |
Владеет теоретической базой вне контекста профессиональной деятельности. |
Знает образовательную специфику ИКТ. |
Уровень знаний приближается к уровню технического специалиста. |
Деятельностный |
Не способен решать практические задачи. |
Сформированы умения и навыки работы с ИКТ вне рамок образовательного процесса. |
Способен решать образовательные задачи посредством ИКТ. |
Способен решать нестандартные задачи. |
На этапе реализации модели целевым уровнем развития ИКТ-компетентности являлся профессиональный. Компетенции, входящие в специализированный уровень, более востребованы в работе технического специалиста, нежели педагога. Для эффективного решения педагогических задач профессиональный уровень оценивается нами как необходимый и достаточный.
ИКТ-компетентность будущего педагога не является однородной по уровню и может меняться по мере продвижения по индивидуальной образовательной траектории. Студент может иметь специализированный уровень в области аппаратного обеспечения (например, если имеет соответствующее средне-специальное образование или хобби), не имея базового уровня в области языков программирования. Мотивационный компонент в рамках данного исследования считался однородным.
Полный список областей базового и специализированного уровня был описан ранее [6]. Дисциплина «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» затрагивала темы:
1. Информационное общество. Информатизация образования.
2. Информационное взаимодействие в учебном процессе.
3. Мультимедиа технологии в наглядных методах обучения.
4. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Классификация и требования к ЭОР. Поиск, оценка и использование ЭОР.
5. Использование ИКТ при изложении учебного материала, на практических занятиях, при контроле, самостоятельной работе и аттестации.
6. Программное обеспечение для решения административных задач управления деятельностью учебного заведения.
7. Свободное программное обеспечение в образовании.
8. Гигиенические, эргономические и технические условия для проведения занятий с использованием ИКТ.
9. Интерактивные доски. Подготовка интерактивных презентаций.
10. Дистанционное образование. Дистанционная поддержка учебного процесса.
11. Учебное информационное взаимодействие посредством глобальных сетей.
Входной контроль показал, что большинство студентов к моменту освоения дисциплины:
· владели базовыми навыками работы с компьютером, успешно пользовались:
o офисными пакетами;
o глобальной сетью Интернет – как для поиска информации, так и для общения, обмена информацией;
o мультимедийными технологиями;
· имели очень неоднородную теоретическую подготовку;
· на неудовлетворительном уровне ориентировались в темах, связанных с аппаратным обеспечением, свободным программным обеспечением, алгоритмизацией и программированием.
Также необходимо отметить, что с каждым годом незначительно повышался входной уровень ИКТ-компетентности студентов.
Результаты исследования
В формирующем эксперименте участвовало 107 студентов.
Мотивационный компонент оценивался по методике К. Замфир в модификации А. А. Реана. Данная методика уже применялась Н. В. Александровой [1] в контексте подготовки студентов к разработке и использованию ЭОР. Ее значительным преимуществом мы считаем формулировку задания, не «подталкивающую» испытуемых к ответу, интересующему исследователя. Низкий, средний и высокий уровень мотивации исходной методики соответствуют неудовлетворительному, базовому и профессиональному (специализированному) уровню мотивационного компонента в рамках данного исследования. Сравнение входного и выходного уровней сформированности мотивационного компонента по критерию знаковых рангов Уилкоксона показало устойчивое повышение мотивации испытуемых на уровне значимости 0,01 % (см. таблицы 2 и 3).
Таблица 2. Формирование мотивационного компонента ИКТ-компетентности
|
Мотивация (входная) |
Мотивация (выходная) |
Низкий уровень |
64.5 % |
29,0 % |
Средний уровень |
31.8 % |
53,2 % |
Высокий уровень |
3.7 % |
17,8 % |
Таблица 3. Статистики критерия знаковых рангов Уилкоксона
|
Мотивация (выходная) - Мотивация (входная) |
Z |
-6,887a |
Асимпт. знч. (двухсторонняя) |
,000 |
a. Используются отрицательные ранги.
Оценка сформированности когнитивного компонента на входе и выходе из дисциплины показала положительную динамику по всем темам дисциплины по критерию Уилкоксона на уровне значимости 0,01 %. Ниже приведены таблицы сопряженности по некоторым из тем (см. рисунки 1 и 2).
Рисунок 1. Таблица сопряженности «Понятие ЭОР»
Рисунок 2. Таблица сопряженности «Дидактические возможности ИКТ»
Все студенты в основном справились с задачами по оценке, поиску, использованию и разработке ЭОР. Это дает возможность говорить об их готовности к использованию ИКТ в профессиональной деятельности. 15,9 % студентов разработали ЭОР с использованием технологий, выходящих за пределы обязательной программы. Их деятельностный компонент сформирован на специализрованном уровне.
Результаты экспериментальной работы позволяют говорить об эффективности предложенной модели.
Рецензенты:
Лобанова Елена Владиславовна, доктор педагогическихнаук, профессор, проректор по развитию негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский новый университет», г. Москва.
Артамонова Екатерина Иосифовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Сухов И.П. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8972 (дата обращения: 09.05.2025).