Введение
Проблема здоровья жителей Северных регионов является актуальной на протяжении уже нескольких десятилетий, поскольку требования, которые Север предъявляет к человеку, часто являются чрезмерными не только для его соматических функций, но и для психики.
В экстремальных климато-географических условиях психопатологические особенности проявляются и обостряются, что провоцирует социально-психологическую дезадаптацию [2, 6]. Аффективная патология, особенно тревожные и депрессивные состояния привлекают внимание ученых в связи со значительным их увеличением в последние годы во всей популяции. По официальным данным Всемирной организации здравоохранения депрессиями в мире страдают около 5-8 % населения [4].
Проявления тревожных и депрессивных расстройств во многом схожи. Коморбидность тревоги и депрессии составляет 40-80 %. Тревожно-депрессивные расстройства оказывают негативное влияние на качество жизни пациентов, ухудшая физическую, психологическую и социальную адаптацию [5].
В процессе выполнения практически любой профессиональной деятельности люди испытывают нервно-психические нагрузки. Особенности профессиональной деятельности педагогов имеют особое значение для характеристики психологического благополучия личности. Деятельность педагога связана с интенсивными информационными потоками, высоким уровнем интеллектульной деятельности и хроническими психоэмоциональными перегрузками [1,3].
Учитывая данные обстоятельства, остается не до конца изученной проблема влияния экстремальных климато-экологических факторов на психологические показатели педагогов в зависимости от северного стажа и возраста.
Методы
Исследование проводилось в ГОУ ВПО ХМАО-Югры Сургутском государственном педагогическом университете на базе научно-исследовательской лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья» в период с 2010 по 2012 гг. Всего проанкетированы 245 педагогов женского пола различных образовательных учреждений г. Сургута и Сургутского района (среднее, средне-специальное, высшее и дополнительное образование). Все респонденты были разделены: 1) по северному стажу: до 5 лет; 6-10 лет; 11-15 лет; 16-20 лет; 21-25 лет; 26-30 лет; 31-35 лет; 2) по возрастным группам: 21-35 лет; 36-55 лет; 56-70 лет.
Тревожность. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. В качестве метода изучения уровня тревожности выбрана шкала самооценки, созданная Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптированная в СССР Ю. Л. Ханиным. Данный метод является достаточно надежным, информативным и удобным в использовании инструментом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как текущее состояние) и тревожности как устойчивой особенности человека (личностная тревожность).
Шкала самооценки стояла из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность по предложенным формулам:
РТ=∑1-∑2+50,
где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18;
∑2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20).
ЛТ=∑1-∑2+35,
где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22,23,24,25,28,29,31,32,34,35,37,38,40;
∑2 - сумма остальных цифр по пунктам 21,26,27,30,33,36,39.
При интерпретации нами были получены следующие ориентировочные оценки: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность.
Депрессия. Депрессия является психопатологическим состоянием, характеризующимся сочетанием подавленного настроения и снижением психической и двигательной активности с соматическими вегетативными симптомами [5]. Одним из наиболее информативных методов оценки депрессивного расстройства является шкала депрессии А. Бека (BDI). Предложенная в 1961 г. А. Беком шкала предназначена для количественной и качественной оценки депрессии и позволяет не только выявить наличие депрессивных симптомов, но и определять степень их выраженности.
Анкета состояла из 21 вопроса (1-13 - когнитивно-аффективная субшкала (C-A); 14-21 - субшкала соматических проявлений депрессии (S-P)). Результаты оценивались по следующей шкале: 0-9 - отсутствие депрессивных симптомов; 10-15 - легкая депрессия (субдепрессия); 16-19 - умеренная депрессия; 20-29 - выраженная депрессия (средней тяжести); 30-63 - тяжелая депрессия.
Полученные данные анализировали с помощью пакета статистической программы «Statistica 6.0». Для оценки межгрупповых различий использовали критерий t-Стьюдента. Изучаемые параметры были оценены и представлены медианой (Ме) и процентильным интервалом 25-75 (Q1-Q2).
Результаты
При длительном воздействии неблагоприятных факторов окружающей среды на организм человека происходит интенсивное истощение его адаптационных возможностей. Это проявляется на всех уровнях организации организма человека, в том числе и на психологическом состоянии. Оценка уровня тревожности является важным критерием психологического здоровья человека. Уровень личностной и реактивной тревожности педагогов представлен в таблице 1.
Таблица 1
Уровень личностной и реактивной тревожности педагогов в зависимости от продолжительности проживания на Севере, M±m
Северный стаж, лет |
Возраст, лет |
Личностная тревожность |
Реактивная тревожность |
0-5 (n=35) |
36,2±1,4 |
42,1±1,2 |
48,0±1,9 |
6-10 (n=44) |
43,5±1,1 Р1-2=0,000 |
49,1±1,9 Р1-2=0,003 |
51,5±2,5 |
11-15 (n=30) |
48,8±1,5 Р1-3=0,000 Р2-3=0,003 |
49,6±2,2 Р1-3=0,002 |
52,2±2,3 |
16-20 (n=45) |
42,8±1,5 Р1-4=0,000 Р3-4=0,006 |
45,1±1,3 Р1-4=0,032 Р3-4=0,047 |
46,0±1,2 Р2-4=0,015 Р3-4=0,004 |
21-25(n=30) |
38,3±2,0 Р2-5=0,014 Р3-5=0,000 Р4-5=0,013 |
46,8±1,6 Р1-5=0,011 |
45,3±1,2 Р2-5=0,049 Р3-5=0,015 |
26-30(n=29) |
35,6±2,1 Р2-6=0,000 Р3-6=0,000 Р4-6=0,000 |
45,6±1,1 |
46,5±2,1 Р3-6=0,049 |
31-35(n=32) |
38,1±1,6 Р2-7=0,005 Р3-7=0,000 Р4-7=0,058 |
40,7±1,7 Р2-7=0,004 Р3-7=0,002 Р4-7=0,008 Р5-7=0,006 Р6-7=0,021 |
48,8±2,5 |
Примечание: Р - достоверность различий по критерию Стьюдента.
Установлено, что педагоги, проживающие на Севере от 5 до 15 лет и от 21 до 25 лет, характеризовались высокими средними показателями личностной тревожности (более 46 баллов).
При увеличении северного стажа личностная тревожность снижалась, и в группе педагогов с северным стажем более 35 лет составила 39,4±0,2 балла.
Реактивная тревожность была высокой во всех «стажевых» группах педагогов, незначительно снижаясь в группе преподавателей, проживающих на Севере от 21 до 25 и более 35 лет.
Поскольку обследованные группы педагогов отличались по возрасту, мы проанализировали показатели тревожности в группах в соответствии с возрастной физиологической периодизацией.
Установлено достоверное увеличение показателей личностной тревожности с возрастом (табл. 2).
Таблица 2
Уровень личностной и реактивной тревожности педагогов разных возрастных групп, проживающих на Севере, M±m
Показатель |
Возрастные группы |
Р 1-2 |
Р 2-3 |
Р 1-3 |
||
21-35 лет (n=89) |
36-55 лет (n=151) |
56-70 лет (n=47) |
||||
Реактивная тревожность |
48,2±1,6 |
47,5±1,0 |
51,2±3,1 |
нд |
нд |
нд |
Личностная тревожность |
42,8±1,6 |
47,6±0,6 |
54,4±3,0 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Примечание: Р - достоверность различий по критерию t-Стьюдента.
Уровень депрессии педагогов с различным стажем проживания на Севере представлен в таблице 3. Установлено, что максимальной величиной суммарного показателя депрессии характеризовались педагоги, чей северный стаж составил менее 5 и от 11 до 20 лет. Наименьшим суммарным показателем депрессии отличались педагоги, проживающие на Севере от 30 до 35 лет.
Таблица 3
Уровень депрессии педагогов в зависимости от продолжительности проживания на Севере, M±m
Северный стаж, лет |
Возраст, лет |
С-А |
S-P |
Σ |
0-5 (n=35) |
36,2±1,4 |
6,8±0,5 |
4,1±0,4 |
10,9±0,9 |
6-10 (n=44) |
43,5±1,1 Р1-2=0,000 |
4,1±0,6 Р1-2=0,030 |
3,1±0,3
|
7,3±0,8 Р1-2=0,050 |
11-15 (n=30) |
48,8±1,5 Р1-3=0,000 Р2-3=0,003 |
5,9±0,4 |
4,2±0,5 |
10,1±0,8 |
16-20 (n=45) |
42,8±1,5 Р1-4=0,000 Р3-4=0,006 |
6,3±0,7 Р2-4=0,019 |
3,8±0,4 |
10,3±1,0 Р2-4=0,017 |
21-25 (n=30) |
38,3±2,0 Р2-5=0,014 Р3-5=0,000 Р4-5=0,013 |
5,7±0,8 |
3,0±0,4 |
8,9±1,2 |
26-30 (n=29) |
35,6±2,1 Р2-6=0,000 Р3-6=0,000 Р4-6=0,000 |
4,3±0,4 Р1-6=0,000 Р3-6=0,007 Р4-6=0,000 |
3,4±0,4 |
7,8±0,7 Р1-6=0,007 Р3-6=0,021 Р4-6=0,002 |
31-35 (n=32) |
38,1±1,6 Р2-7=0,005 Р3-7=0,000 Р4-7=0,058 |
3,1±0,5 Р1-7=0,000 Р3-7=0,000 Р4-7=0,000 Р5-7=0,010 |
2,4±0,4 Р1-7=0,006 Р3-7=0,010 Р4-7=0,002 |
5,4±0,7 Р1-7=0,000 Р3-7=0,000 Р4-7=0,000 Р5-7=0,020 Р6-7=0,035 |
Примечание: С-А - когнитивно-аффективная субшкала депрессии, S-P - субшкала соматических проявлений депрессии; Σ - суммарный показатель депрессии, Р - достоверность различий по критерию t-Стьюдента.
Проанализировав зависимость психологических характеристик от возраста, мы установили тенденцию к увеличению уровня депрессии с возрастом (табл. 4), однако между группами не было установлено статистически значимых отличий.
Для статистической обработки результатов исследования особенностей адаптации выполнена проверка распределения психологических признаков на подчинение закону нормального распределения. В связи с тем, что не во всех выборках обнаружено нормальное распределение показателей, параметры по группам были оценены и представлены медианой (Ме) и процентильным интервалом 25-75 (Q1-Q2).
Таблица 4
Уровень депрессии педагогов разного возраста, проживающих в условиях Севера, М±m
Показатель |
Возрастные группы |
||
21-35 лет (n=89) |
36-55 лет (n=151) |
56-70 лет (n=47) |
|
С-А |
5,5±0,9 |
5,2±0,3 |
5,5±0,6 |
S-P |
3,1±0,4 |
3,5±0,2 |
4,1±0,4 |
Σ |
8,6±1,3 |
8,7±0,4 |
9,6±0,9 |
Примечание: С-А - когнитивно-аффективная субшкала депрессии, S-P - субшкала соматических проявлений депрессии; Σ - суммарный показатель депрессии.
Ранжирование показателей позволило установить, что высокий уровень личностной и реактивной тревожности установлен у 50 % педагогов, проживающих на Севере от 6 до 15 лет, от 21 до 30 лет (табл. 5).
Таблица 5
Распределение психологических показателей педагогов с разной продолжительностью проживания на Севере, M±m
Северный стаж |
Личностная тревожность Me (Q1 - Q2) |
Реактивная тревожность Me (Q1 - Q2) |
Уровень депрессии Me (Q1 - Q2) |
0-5 (n=35) |
46 (43 - 60) |
46 (43 - 56,5) |
8 (8 - 15,5) |
6-10 (n=44) |
51 (38 - 56) Р1-2=0,003 |
49 (33 - 69) |
8 (4 - 9) Р1-2=0,050 |
11-15 (n=30) |
48 (42 - 56) Р1-3=0,002 |
49 (47 - 56) |
8 (9 - 11) |
16-20 (n=45) |
42 (40 - 51) Р1-4=0,032 Р3-4=0,047 |
46 (41 - 51) Р2-4=0,015 Р3-4=0,004 |
8 (9 - 16) Р2-4=0,017 |
21-25(n=30) |
46 (40 - 51) Р1-5=0,011 |
47,5 (42 - 49) Р2-5=0,049 Р3-5=0,015 |
7 (5 - 10) |
26-30(n=29) |
48 (42 - 48)
|
49 (46 - 50) Р3-6=0,049 |
8 (4 - 11) Р1-6=0,007 Р3-6=0,021 Р4-6=0,002 |
31-35(n=32) |
42 (34 - 44) Р2-7=0,004 Р3-7=0,002 Р4-7=0,008 Р5-7=0,006 Р6-7=0,021 |
46,5 (41 - 56) |
6 (4 - 8) Р1-7=0,000 Р3-7=0,000 Р4-7=0,000 Р5-7=0,020 Р6-7=0,035 |
Примечание: Р - достоверность различий по критерию t-Стьюдента.
Таким образом, установлено, что при адаптации к неблагоприятным климато-экологическим условиям Севера возрастает психо-эмоциональное напряжение: у обследованных педагогов достоверно увеличивается депрессия в первые годы проживания на Севере (до 5 лет), возрастает уровень личностной и реактивной тревожности при проживании в условиях высоких широт от 6 до 15 лет по сравнению с другими стажевыми группами. Кроме того, установлено повышение уровня тревожности с возрастом.
Рецензенты:
Гагай Валентина Васильевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии СурГПУ, г. Сургут.
Нифонтова Оксана Львовна, доктор биологических наук, доцент, зав. кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности СурГПУ, г. Сургут
Библиографическая ссылка
Говорухина А. А., Щербакова А. Э., Попова М. А. ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА ПЕДАГОГОВ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА В СЕВЕРНОМ РЕГИОНЕ // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8662 (дата обращения: 10.05.2025).