Введение
Медицинские работники стоматологических клиник имеют риск заразиться инфекционными заболеваниями. Заболеваемость в данной категории населения в 10 раз выше, чем медицинских работников общей лечебной сети (ОЛС) [1,2], особенно молодые специалисты, которые больше времени работают с больными [3,4,5,6]. В этой связи с целью изучения социально-гигиенических условий труда и путей улучшения организации трудовой деятельности был проведён социологический опрос сотрудников стоматологических клиник и ОЛС [7].
Целью исследования явилось определение основных медико-социальных аспектов и мотивационных установок к работе медицинских работников общей лечебной сети и стоматологических клиник.
Материал и методы
Материал социологического опроса медицинских работников общей лечебной сети и стоматологических клиник (n=520) по вопросам удовлетворенности и мотивационных установок к работе.
Результаты исследования и обсуждение
Среди опрошенных отмечена достаточно высокая удовлетворенность работой (83,9 %). Медицинских работников, в полной мере удовлетворенных своей работой (14,3 %), практически в 5 раз меньше, нежели удовлетворенных (69,6 %). Подобная тенденция прослеживается как в стоматологической практике, так и в ОЛС. Общий уровень неудовлетворенности трудом характеризуется относительно высоким показателем среди работающих в ОЛС по сравнению с работающими в стоматологических клиниках и выше в 2,6 раза (23,4 % против 8,9 %). Соответственно, для совершенствования работы с кадрами необходимо повышенное внимание организаторов здравоохранения к проблемам медицинских работников, особенно молодых, являющихся коренными жителями столицы или другой территории. Среди медработников, наиболее часто контактирующих с инфекцией, больше удовлетворённых работой и значительно меньше не довольных своей работой по сравнению с респондентами, имевшими случайные контакты с инфекцией. Причины, влияющие на удовлетворенность работой, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Мнение работников о причинах заинтересованности в работе (% ответов, ранговое место)*
Мотивация к работе |
Работающих в |
Все опрошенные |
||||
стоматологических клиниках |
общей лечебной сети |
|||||
% |
ранг |
% |
ранг |
% |
ранг |
|
Высокая заработанная плата |
58,4 |
1 |
28,0 |
3 |
43,4 |
2 |
Продолжительный отпуск |
57,0 |
2 |
36,4 |
1 |
46,9 |
1 |
Наличие других льгот |
14,5 |
8 |
14,5 |
8 |
14,5 |
8 |
Возможность без проблем получать медицинскую помощь |
17,2 |
6 |
22,0 |
5 |
19,5 |
6 |
Близость работы к дому |
27,6 |
4 |
35,5 |
2 |
31,5 |
3 |
Адекватные нагрузки |
18,6 |
5 |
24,3 |
4 |
21,4 |
5 |
Желание работать в условиях риска |
5,0 |
9 |
2,3 |
9 |
3,7 |
9 |
Чувство жалости к больным, гражданская ответственность |
28,1 |
3 |
17,8 |
6 |
23,0 |
4 |
Невозможность смены специальности |
14,9 |
7 |
15,0 |
7 |
14,9 |
7 |
Другое |
4,1 |
10 |
0,5 |
10 |
2,3 |
10 |
* Допускался выбор нескольких ответов.
По данным таблицы 1, наиболее частыми мотивациями к работе являются: высокая заработная плата, более продолжительный отпуск, близость работы к дому, гражданская ответственность в сочетании с чувством сострадания к больному. В связи с доминированием социально-экономической составляющей выбора, основными факторами удовлетворённости трудом явились: более продолжительный отпуск и высокая заработная плата (более 40,0 % ответов). Однако мотивационные установки в зависимости от учреждения разнились. Повышенная заработная плата, привлекательная для 58,4 % медработников стоматологических клиник, оказалась значимой только для 28,0 % опрошенных в ОЛС, для которых основным мотивом выбора была продолжительность отпуска (36,45 %). Фактор близости работы к дому также более значим для медработников ОЛС (35,5 % против 27,6 %). Тяжесть профессиональных нагрузок в большей степени ощущали работники стоматологической помощи, которые также испытывали жалость к больным и гражданскую ответственность.
В среднем для 22,0 % респондентов ОЛС и 17,2 % - стоматологических клиник мотивацией к работе явилась возможность без проблем получить медицинскую помощь. В равной мере (по 14,5 %) мотивацией к удовлетворенности работой было наличием льгот, либо (по 15,0 %) в силу невозможности смены специальности. Желание работать в условиях риска было менее распространенной мотивацией, но более привлекательной для работников стоматологических клиник (5,0 % против 3,7 %) (p<0,05).
Основные причины неудовлетворенности работой были связаны с экономическими и социально-психологическими аспектами трудовой деятельности. К примеру, уровень заработной платы и предоставляемые льготы, не компенсирующие трудовые затраты, вызывали неудовлетворенность практически каждого третьего (29,4 %) респондента. Особенно много было недовольных в ОЛС (40,2 %). Показатель неудовлетворённости в стоматологических клиниках был значительно ниже (19,0 %), т.е. в 2,2 раза. Фактор, как «отсутствие дополнительных доходов», был среди медработников ОЛС, нежели стоматологических клиник. Неудовлетворённость санитарно-гигиеническими условиями труда и полнотой профилактических мероприятий в целом была в пределах 5,0 %, однако медработники стоматологических клиник были более критичны, чем в ОЛС. По результатам опроса, основные причины, влияющие на удовлетворённость работой, лежат в плоскости неадекватного решения социально-экономических проблем медицинских работников, находящихся под прессингом обстоятельств, в основном нравственно-психологического характера.
Наряду с тем, что в среднем пятая часть опрошенных не испытывали чрезмерную нагрузку, потому как большинство из них оценили свою работу среднеинтенсивной (51,3%). Высокую интенсивность трудового процесса отметили 43,2 % медицинских работника, большинство которых работали в стоматологических клиниках (65,2 %). Респонденты, оценившие свой труд высокоинтенсивным, были в возрастной группе от 30 до 50 лет (73,4 %). Из числа ежедневно контактирующих с инфекцией, каждый четвертый медработник испытывал значительные перегрузки. Установлена достаточно высокая роль совместительства.
Учитывая высокую заинтересованность медицинских работников ОЛС в повышении уровня материальной обеспеченности, несколько меньшую степень интенсивности труда, вполне объяснимы высокие показатели совместительства в данной группе респондентов. Среди лиц, наиболее часто контактирующих с туберкулёзной инфекцией, внутреннее совместительство было у одной трети опрошенных. Уровень совместительства был выше у обслуживающего и среднего медицинского персонала (33,9 %). Наиболее высокий уровень совместительства был у респондентов в возрасте до 40 лет, особенно у приезжих.
Важной характеристикой трудового процесса в медицинском учреждении является состояние психологического микроклимата в коллективе. По результатам опроса, более 35,0 % респондентов выразили удовлетворенность психологическим климатом, что способствует формированию положительных эмоций, необходимых в работе. Позитивное восприятие атмосферы на рабочем месте отметили 40,7 % работников стоматологических клиник и у 30,7 % ОЛС. На общем фоне мнений медицинских работников вектор настроений респондентов стоматологических клиник имеет более выраженную положительную направленность. При этом наличие отрицательных эмоций, связанных с работой, а именно: ощущение угнетения, подавленности, дискомфорта отмечено как в ОЛС, так и в стоматологических клиниках (40,1 и 36,3 % соответственно). Структура рассматриваемого параметра представлена двумя составляющими, одна из которых характеризуется тем, что наиболее сильные негативные эмоции испытывали менее 6,0 % медработников стоматологических клиник и 9,0 % работников ОЛС; другая - выраженность утомления и дискомфорта сопровождали практически одну треть респондентов: 30,6 % в стоматологических клиниках и 31,1 % в ОЛС.
Нейтральное восприятие производственной среды в большей степени было свойственно медработникам ОЛС, нежели стоматологических клиник (29,2 % против 23,0 %). Тем не менее удовлетворённость врачебного персонала была выше, чем у среднего (36,6 % против 30,2 %). Негативное психоэмоциональное восприятие трудовой деятельности существенно преобладало у медработников среднего звена (42,2 %), а также имеющих проблемы со здоровьем (25,2 %). По показателю позитивного эмоционального восприятия трудовой деятельности 23,0 % медработников с наиболее высокой степенью риска испытывали удовлетворенность и радость от качества своей работы, что в 2 раза выше, чем имевших редкий контакт с инфекцией. Индифферентное восприятие рабочей атмосферы отметили 16,0 % опрошенных, работа которых не сопровождалась частым контактом с инфекционными больными.
Выводы
Более интенсивно работающий с высоким риском для здоровья медицинский персонал стоматологических клиник имел более хорошую оснащенность, более высокую удовлетворённость трудом и атмосферой на рабочем месте, в значительно большей степени больше подвергался психоэмоциональному напряжению и нуждался в приоритетном решении проблемы в организации специального помещения для отдыха и психологической разгрузки, чем персонал ОЛС.
Рецензенты
Иванова Маиса Афанасьевна, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник отделения организации лечебно-профилактической помощи ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», г. Москва.
Гончарова Ольга Викторовна, доктор медицинских наук, заведующая отделением охраны здоровья матери и ребенка ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Псигусов М.А. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕЙ ЛЕЧЕБНОЙ СЕТИ И СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ КЛИНИК // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8651 (дата обращения: 10.05.2025).