Исторический опыт свидетельствует, что каждое общество достигает экономического прогресса только тогда, когда оно в состоянии надежно прокормить себя. Питание является одним из ведущих компонентов, определяющих уровень жизни в любом обществе. В силу этого продовольственная проблема всегда была одним из сильных ограничителей темпов социально-экономического развития. Не утратила она своего значения и сегодня и до сих пор остается одной из острейших в современном мире.
В настоящее время платежеспособный спрос на продовольствие заметно отстает от предложения ряда продуктов, прежде всего, животноводства, а также овощей и фруктов [3]. Обеспечение большей доступности продуктов питания обусловливается помимо роста семейного дохода и снижением уровня розничных цен. Последнее связано с сокращением издержек производства. В этом велика роль мобилизации внутренних резервов агрокомплекса. Первостепенное значение следует придать повышению уровня отдачи продукцией вложений, рационализации продуктовой структуры, в том числе в сфере переработки, мощностному сопряжению сырьевого потока и товаропроводящей системы АПК. Сложившаяся годами внутренняя несбалансированность АПК оборачивается большими потерями продовольственных ресурсов. Этот вопрос долго остается без соответствующего внимания, хотя вложения на сбережение произведенного в сельском хозяйстве продукта в 2-3 раза эффективнее, чем на наращивание соответствующего объема сырья.
Дальнейшее развитие агропродовольственной системы предполагает поэтапное решение следующих задач:
- преодолеть тенденцию к снижению производственного потенциала агросектора и сокращению совокупного объема выработки энергетических ценностей, ухудшению их структуры и качества;
- восстановить экономические условия обеспечения товаропроизводителя средствами производства: технологическим парком оборудования, горюче-смазочными материалами, электроэнергией, минеральными удобрениями и т.п.;
- преодолеть дальнейшее разрушение хозяйственных связей и предотвратить технологический откат в производстве.
Одновременно предстоит накапливать факторы роста объемных показателей производства продукта конечного потребления и формировать тенденцию устойчивого развития всего комплекса, приняв одним из главных приоритетов народнохозяйственного развития продовольственный блок. Одновременно предстоит добиться в земледелии перехода с химико-техногенной стратегии развития на адаптивную (биологическую) систему возделывания угодий с сохранением полной восстанавливаемости естественных параметров природной среды. В системе первоочередных мер важно предусмотреть свободную конкуренцию укладов собственности и форму организации производственной деятельности; сохранить государственную собственность на сельскохозяйственные земли.
Развитие агропромышленного производства как сферы, ориентированной на удовлетворение первых жизненных потребностей людей, в решающей мере предопределяет социальный климат в обществе. Эта сфера экономики требует особого внимания государственных органов управления в регионах. При этом следует исходить из того, что по мере развития общества усиливается роль государства в обеспечении экономического роста и стабильности, а также экономической справедливости в распределении общественных благ. Тем более, что эффективность рынка ограничена, и сам по себе он не в состоянии упорядочить все хозяйственные процессы. Современный рыночный механизм не возникает сам по себе, а формируется с помощью государства. Проблема лишь в том, как и, что регулировать, кому надлежит этим заниматься и, что нужно решать в первую очередь.
Вхождение России в мирохозяйственный комплекс и открытость экономики ознаменовались возросшим влиянием общемировых тенденций на ее развитие. В этих условиях отчетливее стали проявляться различия в уровне хозяйствования, в том числе в пределах единого экономического пространства страны. В большей степени он стал обусловливаться спецификой природных условий страны, в частности, северным расположением территории, и её большой протяженностью. Роль этих факторов возросла после распада СССР: сейчас уже около 80 % территории страны относится к категории северной (при СССР - 60 %). Россия, таким образом, есть северная страна, и около 95 % ее территории расположено севернее широты, по которой проходит северная граница США.
В таких зонах складываются обычно более высокие издержки производства (особенно в аграрной сфере). Повышенные затраты энергии, труда и материалов на единицу продукции идут как бы на нейтрализацию сравнительно менее выгодных естественных условий воспроизводства. В результате, несмотря на имеющуюся у нас в целом благоприятную для экономического роста ситуацию (прежде всего, наличие значительных запасов минерально-сырьевых ресурсов), реализация этого потенциала усложнена, возникают менее выгодные условия для хозяйственной деятельности. После распада СССР и выхода из единого экономического пространства южных территорий с богатыми и легкодоступными месторождениями энергоресурсов, стала неизбежной эксплуатация нефтегазоресурсов, удаленных на большие расстояния от основных районов их потребления и высокозатратных для разработки (в таких районах добывается около 95 % газа и 75 % нефти). Это обстоятельство, накладываясь на технологические затраты производства, обусловило высокие цены на энергоносители, имеющие к тому же тенденцию к дальнейшему росту. Кроме того, отдаленностью от основных производственных зон залеганием энергоресурсов вызывается необходимость их транспортировки на большие расстояния дорогими сухопутными маршрутами.
Экономика страны, таким образом, в целом функционирует, имея постоянно действующий негативный фактор, - потребление дорогих энергоносителей, хотя и добытых на собственной территории. В результате даже при достижении мировых уровней в технологии производства, производительности труда и организации хозяйства, Россия обречена быть более дорогой для проживания страной. В силу этого для нее рациональное использование энергоносителей - задача особой важности, быть может, как ни для какой другой страны.
Очевидно и то, что материальная основа жизни человека создается в ходе целенаправленного и ответственного природопользования. В силу того, что чисто технического или технологического решения проблемы будущего человечества в принципе быть не может, то и руководствоваться нам следует, неукоснительно соблюдая эти ориентиры. В этой связи важно осознать, что предстоит заметно изменить характер нашей деятельности и ориентацию бытия, т.е. свое положение в биоэкосистеме. При этом речь идет о большей цивилизованности поведения, а не о возврате к структуре биогеохимических циклов «дикой природы». Но в то же время, теоретически социально-экономическое развитие возможно (допустимо) далее при относительной стабильности биогеохимических циклов.
Изъятие невозобновляемых природных ресурсов не должно длительное время опережать темпы научно-технического прогресса, обеспечивающего более эффективную утилизацию традиционных источников энергии и введение в антропогенный цикл ранее не доступных или ограниченных источников энергии. Разумеется, это соотношение должно проявляться в историческом срезе. Будущее экономического развития, несомненно, в совершенствовании взаимоотношений с природой, в достижении согласованности взаимодействия человека и природы.
Между тем, чтобы поддержать свою жизнедеятельность человек нуждается в постоянном притоке, в том числе, и пищевых энергетических ресурсов. Следовательно, потребность в пищевых ресурсах будет расти по мере увеличения населения и улучшения в целом уровня питания. Как следствие, возрастут и темпы энергопотребления в сфере производства продовольствия. Так, если затраты энергии в примитивном натуральном хозяйстве были 2 ГДж/га в год, то в высокоинтенсивном земледелии они возрастают до 15-20 [4].
Самые мрачные прогнозы будущего человека связаны именно с возможностью истощения энергетических ресурсов. Многие исследователи считают его неизбежным. Несмотря на различие в прогнозах, угроза спада энергоснабжения потребностей человека является, видимо, реальностью. Противодействие этому видится в повышении в энергобалансе доли возобновляемых ресурсов, в предельно экономном и высокоэффективном использовании невозобновляемых источников энергии. Достижения в этом плане связаны с уровнем научно-технического прогресса и темпами его внедрения в хозяйственную практику. А резервы здесь существенны.
Обеспечение эффективного использования энергоресурсов в агропродовольственной системе связано с разработкой методов количественной оценки, управления и оптимизации энергетических потоков, и это является важной частью стратегии удешевления производимого продукта и рационализации использования энергетических источников.
В отличие от других хозяйственных отраслей производство продовольственных ресурсов базируется на использовании естественной (энергии солнечной радиации) и искусственной энергии, и это дает основание предположить, что данная сфера наиболее энергетически выгодная. На самом же деле особенностью традиционной технологии производства продовольствия является высокая и растущая энергоемкость. И обеспечивается потребность эта за счет привлечения энергии ископаемых ресурсов [1].
Растения, способные аккумулировать солнечную энергию, имеют в действительности весьма низкий показатель эффективности использования этой бесплатной энергии. По литературным данным, составляет он обычно всего 0,1-3,0 % в год от потенциала (лишь отдельные интенсивные культуры в тропиках имеют 5-6 %). Следует иметь в виду и то, что как пища используется лишь часть культивируемых растений, что ниже в 3-5 раз их общей продуктивности в биомассе.
В России, несмотря на упомянутые моменты, не уделяется необходимое внимание проблеме энергоемкости, в частности, продукции агропродовольственной сферы. В западных странах, с их несравненно более выгодными природно-климатическими условиями для обеспечения относительно экономного использования энергетических вложений, вопросами этими занимаются уже длительное время, и весьма детально изучается энергоемкость продовольственной системы, как в целом, так и отдельных технологических приемов и видов продукции. В Англии, например, около 11 % от общего потребления энергии ископаемого топлива приходится на производство и распределение пищи, где доля сельского хозяйства составляет 36 %, промышленности по переработке пищевых продуктов - 47 %, на распределение пищи расходуется 13,7 % и на рыболовство - 3,3 % [5]. Известно также, что годовые подушные затраты энергии на производство продовольствия в США соответствуют энергии приблизительно 1250 л жидкого топлива.
В то же время увеличение объема продовольствия связано практически с масштабами деятельности человека и ростом эффективности затрачиваемого им труда. Поскольку естественно-природный потенциал формирования продовольственных ресурсов «сложился» в кругообороте природы, и его прирост не прогнозируется без внешнего воздействия на систему, то приложение интеллектуальных и физических способностей человека остается единственным источником обеспечения пищевыми ресурсами растущего количества людей и улучшения уровня питания.
Анализ энергопотребления в аграрном производстве у нас затрудняется в настоящее время в значительной мере недостаточностью статистических данных, а в ряде случаев и степенью их достоверности. Кроме того, выявление фактических показателей энергопотребления требует учета ряда особенностей отрасли как производственной системы, базирующейся на двух видах энергии - естественной и искусственной.
Потребление обоих видов энергии в сочетании с климатическими факторами определяет в аграрном секторе суммарный эффект энергетических ценностей. Оба вида энергии аккумулируются в потенциале, прежде всего, растительных продуктов. Оценка их результативного соотношения в энергетической ценности продукта представляет самостоятельный интерес и остается за пределами данной статьи.
В общей стратегии развития энергопотребления в аграрной сфере важнейшей задачей выступают также изменение современной тенденции в соотношении энергоисточников и обеспечение динамики в направлении увеличения доли возобновляемых источников. Следовательно, более существенной представляется экономное расходование энергии ископаемых ресурсов, относящихся к категории естественно невоспроизводимых. Они и привлекают, наряду с использованием энергии человеческого труда, основное внимание при рассмотрении проблем энергопотребления в агропроизводственной системе.
За годы либерализации экономики в России опережающими темпами выросли цены именно на невозобновляемые энергетические ресурсы, и затраты на их приобретение стали в значительной мере определять уровень общих издержек на производство сельскохозяйственной продукции. В то же время использование энергоресурсов на уровне хозяйств, современный уровень контроля за энергетическими потоками также не могут быть признаны удовлетворительными.
В результате на первичном уровне практически не ведется целенаправленная работа по энергосбережению, имеются реальные сложности в выработке хозяйственной стратегии по этому вопросу. А имеющиеся способы определения отдачи энергоресурсов связаны с выполнением сложной работы - составлением технологических карт и ориентированы преимущественно на растениеводческую отрасль.
В этой ситуации необходимо, используя существующий научный задел по разработке энергетических проблем аграрной экономики, и в пределах в основном существующей статистической отчетности, разработать более упрощенный метод выявления энергоотдачи в экономических системах с учетом территориальных различий. Причем решение проблемы нужно найти именно в пределах действующей статистической отчетности, где расходы энергоресурсов даются только в целом по хозяйству. В связи с этим нами предложена методика комплексной энергетической оценки аграрного производства путем расчета интегрального коэффициента эффективности как отношения выхода энергетических ценностей в аграрном секторе к потенциалу энергоресурсов, использованных в технологическом цикле сельскохозяйственного производства. При этом в целях достижения большей объективности результатов необходимо использовать не стоимостные, а натуральные показатели измерения использованных в технологическом цикле ресурсов и выхода энергетических ценностей.
Энергетический анализ, в отличие от стоимостной оценки затрат и выпуска, позволяет количественно оценить различные виды энергии, сопоставить отрасли экономики по энергозатратам, по выпуску полезной энергии. При этом выражается энергетическая эквивалентность эффективности различных видов производства и обеспечивается характеристика превышения на определенную величину произведенной энергии над тем ее количеством, которое потребляется в процессе производства
В достижении устойчивости аграрного развития, в решении продовольственной проблемы на современном этапе хозяйствования ключевой задачей выступает именно управление энергетическими потоками.
Многочисленные научные данные свидетельствуют, что при увеличении выхода полезной энергии с единицы возделываемой площади в аграрном секторе не удается избежать возрастания удельной энергоемкости продукции. И при этом, как правило, каждая приростная единица продукции поглощает большую массу энергии невозобновляемых ресурсов. Доминирующая ныне технология получения пищевой энергии в аграрном секторе направлена на рост поглощения антропогенной части совокупного объема энергозатрат и практически малоподвижно значение естественного ее источника. Природная сила земли, связанная с созданием свободной (избыточной) части энергии, которую можно изъять из естественного потока без ущерба восстановительным процессам, хотя и различается по природно-климатическим зонам, но внутри них остается преимущественно малоподвижной величиной. Без серьезного прорыва именно в этой части проблемы обеспечение прироста воспроизводства пищевых энергетических ценностей будет связано с всевозрастающими вложениями энергии невозобновляемых источников. Поэтому решение проблемы рационального использования энергетических ресурсов при воспроизводстве продовольственных продуктов, прежде всего, и в наибольшей мере, обусловливается эффективностью потоков антропогенной энергии.
Методологически подход базируется на оценке эффекта преобразования в агросфере потенциала, заключенного в минеральных источниках в энергию, носителями которой являются органические продукты, имеющие пищевую ценность. При этом если минеральные удобрения играют роль «допинга» в процессе создания пластических веществ и химических соединений, то энергетические затраты живого труда человека, топлива и электричества, переплетаясь, формируют благоприятствующие условия протекания этих процессов и содействуют, таким образом, улучшению результата. Впоследствии же они используются при протекании биохимических процессов формирования пищевых ресурсов, энергетический потенциал которых высвобождается непосредственно в человеческом организме.
В этом длительном процессе преобразований исходной энергии (природной и искусственной) проблему оценки составляет достижение сопоставимости потенциалов энергетических источников в различном состоянии. Эту задачу в значительной мере решает использование при расчетах показателя энергетического измерителя. С его помощью можно выявлять не только динамику энергопотребления, но и эффект преобразования потенциала энергоресурсов в сельском хозяйстве, определить уровень интенсивности энергопотребления, выхода энергетических ценностей и рассчитать интегральный коэффициент энергетической эффективности агросистемы. В целях обеспечения большей достоверности результата процесс необходимо отслеживать в динамике.
Рецензенты:
Гатауллин Ринат Фазлтдинович, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований» Уфимского научного центра РАН, г. Уфа.
Галиев Тимергазе Арсланович, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований» Уфимского научного центра РАН, г. Уфа.
Библиографическая ссылка
Гарипов Ф.Н., Гарипова З.Ф. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8436 (дата обращения: 09.05.2025).