Введение. Современная ситуация характеризуется острой потребностью государства и общества в квалифицированных педагогических кадрах, способных эффективно осуществлять раннюю подготовку детей к техническим профессиям будущего в условиях интенсивной цифровой трансформации образовательного пространства. Особое внимание уделяется формированию основ инженерного мышления детей уже на этапе дошкольного образования, что соответствует положениям Федерального государственного стандарта [1] и Федеральной образовательной программы дошкольного образования [2]. Несмотря на нормативное признание важности данной задачи, её практическое воплощение затрудняется отсутствием должного уровня развития профессиональной компетентности педагогов для реализации технического творчества в дошкольной образовательной организации [3].
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и создании диагностического инструмента оценки уровня профессиональной компетентности педагога в области технического творчества дошкольников. Для достижения поставленной цели проведено комплексное исследование, включающее выделение ключевых компонентов развития профессиональной компетентности педагога в данной области.
Материалы и методы исследования включают теоретический анализ психологической и педагогической литературы, изучение нормативных правовых актов, а также сопоставительный анализ отечественных и зарубежных образовательных практик, позволяющий выявить актуальные тенденции и перспективы развития профессионального мастерства педагогов. Итогом выполненного исследования является подбор диагностического инструментария, предназначенного для определения уровня развития профессиональной компетентности педагогов в области технического творчества дошкольников.
Результаты исследования и их обсуждение. Исходя из общенаучного определения профессиональной компетентности педагога как совокупности профессиональных знаний и умений, а также способов деятельности, способствующих решению профессиональных проблем и универсальных профессиональных задач, возникающих в различных реальных ситуациях профессиональной деятельности [4, с. 88], в данном исследовании профессиональную компетентность педагога в области технического творчества дошкольников определяем как интегративное качество личности, выражающееся в способности и готовности поддерживать детский интерес к науке и технике, эффективно организовывать образовательный процесс, направленный на развитие у детей дошкольного возраста технических способностей, креативности и умения работать в команде с учетом психологических особенностей воспитанников.
Как справедливо отмечает Н.И. Авсейкова, профессиональная компетентность воспитателя проявляется в «умении анализировать, планировать, организовывать, диагностировать... а также в готовности к постоянному повышению своего образовательного уровня и стремлении к саморазвитию» [5, с. 43]. Эта позиция подтверждает обоснованность выделения в исследовании ключевых структурных компонентов.
Данное определение также опирается на многомерную природу детского технического творчества, глубоко изученную в отечественной науке. Так, исследования А.И. Савенкова подчеркивают его естественный для ребенка характер, проявляющийся в исследовательском поведении и комбинаторике познавательных действий [6]. Л.А. Парамонова указывает на возрастную специфику и объективную новизну [7]. Актуальные аспекты развития креативного мышления в контексте технического творчества раскрываются в работе И.С. Щербаковой [8]. И.В. Каменева говорит о развитии мотивации через организацию разных видов деятельности [9, с. 160]. Эти и другие исследования подтверждают, что техническое творчество дошкольников – это сложный процесс, сочетающий когнитивные, эмоциональные и деятельностные аспекты, что, в свою очередь, требует от педагога высокого уровня развитой многокомпонентной профессиональной компетентности для его эффективного сопровождения.
Основываясь на теоретическом анализе научной литературы и положений нормативных документов, авторы определили структурные компоненты развития профессиональной компетентности (табл. 1), характеризующиеся соответствующими критериальными показателями.
Таблица 1
Компоненты и критериальные характеристики профессиональной компетентности педагога в области технического творчества дошкольников
|
Компонент |
Критерии |
Показатели |
|
Мотивационный |
Мотивационно-ценностный |
Готовность к овладению современными технологиями, стремление совершенствовать свою деятельность |
|
Когнитивный |
Когнитивный |
Знание возрастных особенностей дошкольников, знание основ организации образовательного процесса, педагогических технологий, направленных на развитие творческого и логического мышления дошкольников |
|
Деятельностно-проектировочный
|
Деятельностно-проектировочный |
Умение целенаправленно формировать устойчивый познавательный интерес дошкольников; планировать и эффективно реализовывать образовательный процесс с использованием современных технологий, способность проектировать развивающую предметно-пространственную среду и подбирать материалы в зависимости от индивидуальных особенностей детей; привлекать родителей воспитанников в образовательную деятельность, организовывать педагогическую диагностику |
|
Рефлексивно-оценочный |
Оценочный |
Способность к самоанализу, осмыслению своих действий |
Примечание: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.
Для выявления уровня развития исследуемой профессиональной компетентностицелесообразно опираться на данные педагогической диагностики, которая в данном контексте понимается как методнаучного исследования, направленный на выявление и описание причин затруднений, оценку его результатов в наиболее качественный вид [10].
Как отмечает Т.Д. Дубовицкая, применение педагогической диагностики позволяет получать обоснованные выводы о состоянии и динамике профессионального развития педагогов [11].
Эффективная педагогическая диагностика требует сочетания различных исследовательских методов, таких как стандартизированное тестирование, систематическое наблюдение, метод экспертных оценок и анализ конкретных ситуаций, которые в совокупности обеспечивают объективную и многоплановую оценку профессиональной компетентности педагогов.
Одним из распространенных методов является тестирование, которое позволяет за короткое время охватить значительную аудиторию и обработать большой объем данных, особенно при автоматизации с помощью компьютерных технологий. Однако этот метод требует длительной подготовки, включающей подбор или адаптацию тестового материала, а также разработку программы для автоматической обработки результатов или их ручной анализ.
Метод наблюдения основан на систематической фиксации фактов для последующего педагогического анализа. По мнению Е.И. Мещеряковой, этот метод отличается высокой трудоемкостью и часто не имеет стандартизированной процедуры обработки данных, что затрудняет их объективную интерпретацию [12].
Также широко используется метод экспертных оценок, опирающийся на мнение специалистов, обладающих соответствующими компетенциями и опытом в области педагогической диагностики. Важнейшим аспектом здесь является отбор экспертов, который может проводиться различными способами, включая взаимные рекомендации, оценку аргументированности и согласованности суждений. Этот метод позволяет всесторонне изучить ситуацию, но при этом подвержен субъективности [13].
Поскольку единого комплексного инструментария для измерения уровня развития профессиональной компетентности педагога в области технического творчества дошкольников не обнаружено, появляется необходимость проведения диагностики каждого из ее компонентов по отдельности. В то же время существующее многообразие измерительных методик создает значительные трудности в отборе наиболее валидных и релевантных исследовательским задачам диагностических средств.
Для решения данной методологической проблемы учеными разработана система критериев отбора диагностического аппарата, позволяющая обеспечить обоснованность выбора измерительных инструментов в соответствии с целями и задачами конкретного педагогического исследования.
Как отмечает В.С. Аванесов, ключевыми характеристиками диагностического инструментария являются:
- объективность как независимость результата от того, кто проводит диагностику;
- валидность – пригодность теста для измерения именно того качества, на оценку которого он направлен;
- надежность характеризует степень точности и постоянства, свободу от погрешностей процедуры тестирования;
- репрезентативность представляет интегральную совокупность в соответствии со всеми ее характеристиками;
- научность – обоснованность теста фундаментальными исследованиями [14].
В рамках настоящего исследования по оценке уровня развития профессиональной компетентности педагогов в области технического творчества дошкольников был осуществлен комплексный анализ психометрического инструментария и методологических подходов различных авторов. Критериями выбора диагностического инструментария послужили: научная обоснованность методик, умеренные временные затраты на проведение оценки, а также способность обеспечить всесторонний анализ структурных компонентов исследуемого феномена.
Согласно исследованиям Осиповой С.И. и Гафуровой Н.В., адекватная оценка профессиональной компетентности как деятельностного феномена требует применения методов, моделирующих реальную практику. В этом контексте особую диагностическую значимость приобретают кейс-методы, деловые игры и проектные технологии, позволяющие преодолеть ограничения традиционного тестирования [15, с. 26]. Как отмечает Зимняя И.А., стандартные тестовые процедуры не способны оценить интегративный характер компетенций, так как не отражают способность решать актуальные профессиональные задачи [16]. В связи с этим для оценки деятельностного компонента авторами был выбран кейс-метод, обладающий существенными диагностическими преимуществами, поскольку обеспечивает комплексную оценку, моделирует реальные профессиональные ситуации и выявляет способность к анализу и принятию решений [17]. Однако его реализация сопряжена с организационными сложностями, такими как необходимость разработки валидных кейсов, значительные временные затраты и высокие требования к квалификации экспертов.
Обобщенная характеристика выбора диагностического инструментария для оценки уровня развития профессиональной компетентности педагога в области технического творчества дошкольников представлена в таблице 2.
Таблица 2
Обобщенная характеристика выбора диагностического инструментария
|
Компонент |
Методика |
Характеристики и диагностические возможности |
|
Мотивационный |
Методика «Мотивация достижения» А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова [18] |
Опросник направлен на диагностику двух базовых мотивационных тенденций: стремления к успеху и избегания неудач. Анкета состоит из 32 вопросов. Временные затраты: - время заполнения: 25-35 минут (в зависимости от индивидуального темпа работы педагога); - обработка результатов: 5-7 минут на одного респондента при ручном подсчете; - интерпретация данных: 3-5 минут на одного участника |
|
Методика К. Замфир в модификации А.А. Реана«Мотивация профессиональной деятельности» [19] |
Позволяет выявить соотношение внутренней и внешней мотивации через оценку значимости различных аспектов профессиональной деятельности. Опросник состоит из 7 ключевых мотивов профессиональной деятельности. Временные затраты: - время заполнения: 10-15 минут (краткость опросника позволяет минимизировать утомление респондентов); - обработка результатов: 3-5 минут на одного участника (простая процедура подсчета по ключу); - интерпретация данных: 5-7 минут на каждого педагога (анализ мотивационного комплекса) |
|
|
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [20] |
Выявление иерархии профессиональных ценностей педагога, среди которых особое внимание уделяется таким показателям, как «творчество», «познание», «развитие»; развернутый опросник, включающий 36 ценностных показателей (18 терминальных и 18 инструментальных ценностей), которые необходимо ранжировать по степени значимости. Временные параметры: - время заполнения: 20-25 минут (требуется вдумчивая работа с материалом); - обработка результатов: 7-10 минут на респондента (анализ иерархии); - интерпретация данных: 10-15 минут на педагога (выявление ценностных доминант) |
|
|
Когнитивный |
Методика Т.С. Кочуриной«Конструктивная деятельность в ДОО» [21] |
Анкета разработана специально для оценки профессиональных знаний воспитателей, охватывает ключевые аспекты организации конструктивной деятельности, имеет четкую структуру и критерии оценки, прошла апробацию в ДОО. Требует адаптации под особенности реализации технического творчества дошкольников |
|
Деятельностно-проектировочный |
Профессиональный кейс |
Авторский кейс дает возможность оценитьспособность применять знания на практике (12 критериев оценки). Плюсы:моделирует реальные профессиональные ситуации. Минусы:трудоемкость разработки и оценки |
|
Рефлексивно-оценочный |
Методика «Уровень развития рефлексивности» А.В. Карпова [22] |
Направлена на оценку трех ключевых аспектов профессиональной рефлексии: самоанализа, анализа деятельности и прогнозирования результатов. Методика включает 27 вопросов с пятибалльной шкалой ответов, что обеспечивает глубину диагностики при сохранении оптимального времени заполнения. Временные параметры характеризуются следующими показателями: - время заполнения: 30-35 минут (учитывая необходимость осмысленного ответа на каждый вопрос); - обработка результатов: 5-7 минут на одного респондента (стандартизированный подсчет по ключу); - интерпретация: 10-15 минут (анализ профиля по трем субшкалам) |
|
Методика «Диагностика направленности рефлексии» М. Грант [23] |
Направлена на выявление преобладающего вектора рефлексивной активности педагога: на себя, на процесс или на результат профессиональной деятельности. Методика включает 20 вопросов с бинарными вариантами ответов: - время заполнения: 10-15 минут; - обработка: 3-5 минут (благодаря простоте подсчета); - интерпретация: 5-7 минут (определение доминирующего типа рефлексии) |
|
|
Тест «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности» Л.Н. Бережновой [24] |
Методика оценивает уровень профессионального саморазвития через три ключевых параметра: осознанность, критичность и прогностичность. Анализ трудозатратности: - время заполнения: 20-25 минут (18 ситуативных вопросов); - обработка: 7-10 минут (контент-анализ ответов); - интерпретация: 15-20 минут (качественный анализ по трем параметрам) |
Примечание: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.
Таким образом, анализ показал, что, несмотря на обширный арсенал существующих диагностических средств, их прямое применение для оценки профессиональной компетентности в области технического творчества дошкольников часто оказывается ограниченным в силу избыточной общности, неспецифичности или чрезмерной трудоемкости. Это обусловило формирование итогового диагностического комплекса на основе строгих критериев валидности, надежности, релевантности специфике технического творчества дошкольников и оптимальности временных затрат.
Для диагностики мотивационного компонента предпочтение было отдано методике «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А.А. Реана, которая благодаря своей компактности и прямой направленности на профессиональную деятельность позволяет избежать избыточности данных, характерной для более общих опросников (А. Мехрабиана, М. Рокича).
Когнитивный компонент решено было оценивать с помощью модифицированной методики Т.С. Кочуриной, признанной наиболее релевантной в силу ее прямой связи с конструктивной деятельностью, составляющей основу технического творчества; требуемая адаптация была проведена авторами и заключалась в смещении акцента на техническое творчество и применение современных цифровых инструментов.
Для оценки деятельностно-проектировочного компонента в диагностический комплекс был включен авторский кейс, так как именно этот метод позволяет смоделировать реальную профессиональную ситуацию и оценить интегративное применение знаний и умений на практике.
Что касается рефлексивно-оценочного компонента, то здесь был выбран тест «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности» Л.Н. Бережновой, поскольку он напрямую нацелен на диагностику профессионально-педагогического саморазвития, что является центральным для данной составляющей компетентности. Итоговый диагностический инструментарий представлен в таблице 3.
Таблица 3
Диагностический инструментарий оценки уровня развития профессиональной компетентности педагога в области технического творчества дошкольников
|
Компонент |
Методика диагностики |
Источник |
|
Мотивационный |
Методика К. Замфир в модификации А.А. Реана«Мотивация профессиональной деятельности» |
[19] |
|
Когнитивный |
Модифицированная анкета, разработанная на основе анкеты «Конструктивная деятельность в ДОО» Т.С. Кочуриной |
[21] |
|
Деятельностно-проектировочный
|
Профессиональный кейс |
- |
|
Рефлексивно-оценочный |
Тест «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности» Л.Н. Бережновой |
[24] |
Примечание: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.
Заключение
В результате исследования разработан диагностический аппарат для оценки уровня профессиональной компетентности педагогов в области технического творчества дошкольников. Анализ существующих методик может обеспечить оптимальный набор диагностических процедур, удовлетворяющих требованиям валидности, надежности и репрезентативности. Комплексный подход к выбору диагностического инструментария обеспечил получение достоверных данных о структуре и уровне профессиональной компетентности педагогов.
Конфликт интересов
Библиографическая ссылка
Матвеева О.Н. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВЫЯВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34382 (дата обращения: 24.12.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34382



